- Интервалы в музыке: таблица с видами, описание, построение
- Содержание
- Что такое интервал в музыке?
- Названия и обозначение интервалов
- В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:
- Виды интервалов. Таблица простых интервалов
- Таблица наиболее употребляемых интервалов «Простые интервалы»
- Интервалы больше октавы
- Обращение интервалов
- Энгармонизм интервалов
- Консонансы и диссонансы в музыке
- Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием
- Музыкальный интервал
- Таблица интервалов в музыке
- Простые интервалы
- Секунда
- Терция
- Кварта
- Интервал Тритон
- Квинта
- Секста
- Септима
- Октава
- Составные интервалы
- Другие виды интервалов в музыке
- Большие и малые интервалы
- Чистые интервалы
- Увеличенные и уменьшенные интервалы
- Как построить музыкальные интервалы
- Обращение интервалов
- Характерные интервалы
- Гармонический мажор
- Гармонический минор
- Заключение
Интервалы в музыке: таблица с видами, описание, построение
В этом материале содержится максимально подробный интервал по теме «Интервалы в музыке», который может быть использован на уроках сольфеджио. Приведены таблицы с основными интервалам, как простыми так и составными.
Содержание
Что такое интервал в музыке?
Интервалом зовется соотношение двух звуков по высоте, то есть когда один звук находится выше или ниже соседнего на определенное количество тонов. В музыкальных произведениях интервалы встречаются в двух формах:
- мелодической форме (мелодический интервал), характерной для одноголосных произведений, где соседние звуки, которые образуют интервал, идут друг за другом последовательно в восходящем или нисходящем порядке
- гармонической форме ( гармонический интервал), характерной для двухголосных и многоголосных произведений, где оба звука, образующие интервал, звучат одновременно. Если ритмический рисунок обоих голосов совпадает, их можно записывать на одном штиле.
Если ритмический рисунок обоих голосов неодинаков, их выписывают на разных нотных станах или на одном нотном стане, но штилями в противоположных направлениях (вниз и вверх). Вертикальное совпадение голосов по долям такта должно быть строго выдержано.
Итак, в многоголосных произведениях сочетаются обе формы записи интервалов, но в обеих формах всегда Нижний звук называется основой, а верхний — вершиной интервала.
Названия и обозначение интервалов
Основных интервалов в октаве восемь — по числу основных звуков октавы, включая октавный звук.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых чисел и указывают на количество ступеней в данном интервале, начиная от его основы:
- прима (первая ступень),
- секунда (вторая),
- терция (третья),
- кварта (четвертая),
- квинта (пятая),
- секста (шестая),
- септима (седьмая),
- октава (восьмая).
В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:
- прима — 1,
- секунда — 2,
- терция — 3,
- кварта — 4,
- квинта — 5,
- секста — 6,
- септима — 7,
- октава — 8 .
В Примере 1 первые четыре интервала (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-ми) — секунды, поскольку ре относительно до — второй звук, ми относительно ре — также второй звук и т. д. Пятый интервал ми — соль — терция (соль по ми — третий звук). Шестой интервал примера 1 — кварта (ре относительно
соль — четвертый звук) и далее ре — до — секунда, до — ля — терция, ля —соль — секунда.
Интервал прима представляет собой повторение того же самого звука и поэтому в мелодической форме означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисоном.
В музыкальной практике унисоном называют также одновременное исполнение той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альтами, тенорами, басами) или несколькими одинаковыми инструментами (в одной октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т. др.
Каждый интервал можно построить от любого звука октавы.
На рисунке ниже вы видите пример построения интервалов от звука до первой октавы вверх. И построение интервалов от звука до второй октавы вниз:
Интервалы обозначены цифрами, как описано выше: 1 — прима, 2 — секунда, 3- терция и т.д.
При одновременном звучании интервалов ноты следует писать одну над другой. Лишь при записи секунды и примы ноты стоят рядом, а штиль, если он есть, — между ними.
Виды интервалов. Таблица простых интервалов
При одинаковом названии и количестве ступеней интервал может содержать различное количество тонов. Проследим за этим явлением в музыкальных примерах (2,3).
В этих отрывках встречаются разные интервалы: примы, секунды, терции, кварты, квинты, сексты. Но если сравнить две терции в первых двух тактах обоих примеров (ля — до и до — ми примера 2 и ми — соль и фа —ля примера 3) и сосчитать количество тонов в каждой из терций, окажется,
что они разные: в примере 2 терция ля — до имеет полтора, а терция до —ми — два тона; в примере 3 терция ми — соль также имеет полтора, а терция фа — ля — два тона.
Если мелодия движется вниз, имеем три секунды: первая из них имеет полтона, вторая и третья — по тону. Сексты Ми — к первому такту и фа —ре второго в примере 3 имеют: первая — четыре тона, вторая — четыре с половиной тона. Кварты Ми — ля в первом такте и соль — до в шестом
примера 2 и фа — си в третьем такте примера 3 имеют: первые две — по два с половиной тона, а третья — три тона и т. д. Итак, оказывается, что одинаковые интервалы могут иметь разное количество тонов, то есть принадлежать к разным видам того же интервала.
Таблица наиболее употребляемых интервалов «Простые интервалы»
Название | Вид | Условное обозначение | Количество тонов | Пример |
Прима (унисон) | чистая | ч. 1 | 0 | |
Секунда | ||||
Терция | ||||
Кварта | ||||
Квинта | ||||
Секста | ||||
Септима | ||||
Октава | Чистая | ч.8 | 6 |
Внимание! Увеличенная кварта и уменьшенная квинта имеют общее название — тритон, которое происходит от количества тонов (три тона).
По количеству тонов интервалы делятся на:
- малые и большие (секунды, терции, сексты, септимы)
- чистые (примы, кварты, квинты и октавы).
Каждый из этих интервалов можно уменьшать или увеличивать на полтона или тон, изменять количество тонов в интервале, то есть менять вид интервала, не уменьшая количества ступеней (не меняя названия интервала).
В результате образуются новые виды интервалов: уменьшенные (уменьшенная квинта, уменьшенная септима) или увеличенные (увеличенная кварта, увеличенная секунда).
Виды интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:
- м. —малые,
- б. — большие,
- ч. — чистые,
- ум. — уменьшенные,
- б. — увеличенные.
Например, в сочетании с названием интервала, малая терция обозначается так: м. 3.
Если увеличить большую секунду на полтона, получим увеличенную секунду (ув. 2 ) — интервал, характерный для гармонического минорного строя. Образуется увеличенная секунда между ступенями VI и VII, благодаря повышению VII степени на полтона. Количество тонов в увеличенной
секунде — полтора.
Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшенным. Из малых интервалов образуются большие, увеличенные или уменьшенные; большие превращаются в увеличенные, малые или уменьшенные, а чистые интервалы становятся увеличенными или уменьшенными.
Например, чтобы уменьшить большую терцию до — ми, снижают звук ми на полтона, а до оставляют без изменения или, наоборот, до повышают на полтона, а ми оставляют без изменения. В обоих случаях имеем малую терцию (м. 3)
Чтобы увеличить, например, чистую кварту ми — ля, повышают звук ля на полтона, а ми оставляют без изменения или снижают звук Ми, оставив ля без изменения. В обоих случаях имеем увеличенную кварту (тритон).
Таким же образом, повышая или понижая звуки в интервале, можно уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делают с помощью диезов, бемолей или бекаров, которые ставят перед соответствующей нотой.
Интервалы больше октавы
Кроме приведенных простых интервалов в пределах октавы в музыке применяют интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:
- нона (9 ступеней),
- Децима (10),
- ундецима (11)
- Дуодецима (12)
- терцдецима (13)
- квартдецима (14)
- квинтдецима (15)
Состоит такой интервал из двух простых, то есть — чистой октавы с добавлением секунды, терции, кварты и т. д. Согласно виду интервала, что добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.
Обращение интервалов
Обращением называется перемещение основы интервала на октаву выше или его вершины на октаву ниже. Новый интервал в сумме с первым всегда составляет чистую октаву. Образуются четыре пары взаимообращенных интервалов: прима вращается на октаву, октава — на приму, секунда — на септиму, септима — на секунду, терция — на сексту, секста —на терцию, кварта — на квинту, квинта — на кварту. Кроме того, большие интервалы превращаются в малые, малые — в большие, а чистые остаются чистыми.
Обращение сложных интервалов происходит иначе. Перемещаются уже оба звука: основа — на октаву выше, а вершина — на октаву ниже. Новый интервал является обращением простого интервала, добавляемого к октаве. Вид сложных интервалов меняется так же, как и простых.
Энгармонизм интервалов
Некоторые интервалы с разным количеством ступеней (например, увеличенная секунда и малая терция, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т.д. имеют одинаковое количество тонов. Такие интервалы, если их взять изолированно, на слух не отличаются друг от друга, ибо их звучание совпадает.
Одинаковое звучание при разной записи интервалов и одинаковом количестве тонов называется энгармонизмом интервалом, а интервалы по-разному записанные, но одинаковые по звучанию и с одинаковым количеством тонов, называются енаргомично равными.
Консонансы и диссонансы в музыке
Все виды интервалов делятся на две группы: консонансы и дисонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Понятие консонанс выработалось на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «слито», «благозвучно», «слаженно».
В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.
Понятие дисонанс — противоположное. Это название в переводе с французского означает: «разнозвучный», «разноголосый». Диссонантные интервалы создают впечатление резких, беспокойных, неуживчивых и даже в изолированном звучании проявляют влечение к переходу в более спокойное, совершенное созвучие, которое в условиях определенного строя еще обостряется. Такое тяготение к переходу в консонанс называется решением диссонансов. К диссонансам относятся малые и большие секунды, септимы и все увеличенные или уменьшенные интервалы.
Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.
К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.
Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.
С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами.
Источник
Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием
Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.
Музыкальный интервал
Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.
Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.
И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.
Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.
Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.
В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.
Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.
Таблица интервалов в музыке
Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.
Простые интервалы | ||||
Название интервала | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая прима | ч. 1 | 0 | 1 | Совершенный консонанс |
Увеличенная прима | ув. 1 | 0,5 | 1 | Диссонанс |
Уменьшенная секунда | ум. 2 | 0 | 2 | Совершенный консонанс |
Малая секунда | м. 2 | 0,5 | 2 | Диссонанс |
Большая секунда | б. 2 | 1 | 2 | |
Увеличенная секунда | ув. 2 | 1,5 | 2 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная терция | ум. 3 | 1 | 3 | Диссонанс |
Малая терция | м. 3 | 1,5 | 3 | Несовершенный консонанс |
Большая терция | б. 3 | 2 | 3 | |
Увеличенная терция | ув. 3 | 2,5 | 3 | Весьма совершенный консонанс |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | 2 | 4 | Несовершенный консонанс |
Чистая кварта | ч. 4 | 2,5 | 4 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная кварта | ув. 4 | 3 | 4 | Диссонанс (другое название — тритон) |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | 3 | 5 | |
Чистая квинта | ч. 5 | 3,5 | 5 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная квинта | ув. 5 | 4 | 5 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная секста | ум. 6 | 3,5 | 6 | Весьма совершенный консонанс |
Малая секста | м. 6 | 4 | 6 | Несовершенный консонанс |
Большая секста | б. 6 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная секста | ув. 6 | 5 | 6 | Диссонанс |
Уменьшенная септима | ум. 7 | 4,5 | 7 | Несовершенный консонанс |
Малая септима | м. 7 | 5 | 7 | Диссонанс |
Большая септима | б. 7 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная септима | ув. 7 | 6 | 7 | Совершенный консонанс |
Уменьшенная октава | ум. 8 | 5,5 | 8 | Диссонанс |
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Совершенный консонанс |
Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.
Составные интервалы | ||||
Название | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Консонанс |
Увеличенная октава | ув. 8 | 6,5 | 8 | |
Уменьшенная нона | ум. 9 | 6 | 9 | Диссонанс |
Малая нона | м. 9 | 6,5 | 9 | |
Большая нона | б. 9 | 7 | 9 | |
Увеличенная нона | ув. 9 | 7,5 | 9 | |
Уменьшенная децима | ум. 10 | 7 | 10 | Консонанс |
Малая децима | м. 10 | 7,5 | 10 | |
Большая децима | б. 10 | 8 | 10 | |
Увеличенная децима | ув. 10 | 8,5 | 10 | |
Уменьшенная ундецима | ум. 11 | 2 | 4 | Консонанс |
Чистая ундецима | ч. 11 | 2,5 | 4 | |
Увеличенная ундецима | ув. 11 | 3 | 4 | |
Уменьшенная дуодецима | ум. 12 | 3 | 5 | Консонанс |
Чистая дуодецима | ч. 12 | 3,5 | 5 | |
Увеличенная дуодецима | ув. 12 | 4 | 5 | |
Уменьшенная терцдецима | ум. 13 | 3,5 | 6 | Консонанс |
Малая терцдецима | м. 13 | 4 | 6 | |
Большая терцдецима | б. 13 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная терцдецима | ув. 13 | 5 | 6 | |
Уменьшенная квартдецима | ум. 14 | 4,5 | 7 | Диссонанс |
Малая квартдецима | м. 14 | 5 | 7 | |
Большая квартдецима | б. 14 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная квартдецима | ув. 14 | 6 | 7 | |
Уменьшенная квинтдецима | ум. 15 | 5,5 | 8 | Консонанс |
Чистая квинтдецима | ч. 15 | 6 | 8 |
Простые интервалы
Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.
Простые интервалы от ноты До и Ре
Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.
К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.
Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.
Давайте посмотрим на основные.
Главные музыкальные интервалы
Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).
Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).
Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.
Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».
Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».
Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.
А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.
Секунда
Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.
Интервал секунда от всех нот
Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.
Интервал секунда в музыке может быть большим ( б ) и малым ( м ). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.
Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.
Терция
Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.
Терция в 3 ступени
Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.
Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.
Бывает большая ( б ) и малая ( м ) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.
Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.
Большая и малая терция в аккордах
Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.
Кварта
Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.
Интервал кварта
Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.
Интервал Тритон
Интервал тритон находится между квартой и квинтой.
В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).
Почему он является таким страшным?
Обращение интервалов
Вот почему его не любили в средние века.
Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.
Часто используется в heavy metal.
Квинта
Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.
Музыкальный интервал в 5 ступеней
Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.
Секста
Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.
Музыкальный интервал в 6 ступеней
Есть большая ( б ) и малая секста ( м ). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.
Септима
Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.
Музыкальный интервал septima
Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.
Интервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)
Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.
Октава
Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.
К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).
Музыкальный интервал в 8 ступеней
Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.
К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?
Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.
Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.
Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.
Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.
Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.
Составные интервалы
Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.
Составные интервалы в музыке
Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.
Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.
Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).
А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.
Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.
В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.
Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.
Другие виды интервалов в музыке
Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.
Большие и малые интервалы
Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).
Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).
Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.
Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).
После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).
Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.
В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.
То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.
Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.
Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.
Малая терция
Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.
Большая терция
А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.
Малая секста
В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»
Чистые интервалы
Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.
Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.
В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.
Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.
Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.
Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.
Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.
Ниже показаны видоизмененные интервалы.
Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).
Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.
Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.
А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).
Тоже самое и с терцией.
Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).
В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.
Как построить музыкальные интервалы
Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.
К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.
В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.
Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.
Обращение интервалов
Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.
Обращение интервалов
В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.
Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.
Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).
Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.
Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.
Это правило работает во всем диапазоне.
Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.
Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.
И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.
Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.
Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.
Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.
Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.
Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.
Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.
Энгармонизм интервалов в музыке
Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.
Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).
Характерные интервалы
То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.
Ниже представлена таблица характерных интервалов.
Название | Сокращенное обозначение | Ступени | |
---|---|---|---|
Гарм. мажор | Гарм. минор | ||
Уменьшенная септима | ум. 7 | Ⅶ | Ⅶ |
Увеличенная секунда | ув. 2 | Ⅵ | Ⅵ |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | Ⅲ | Ⅶ |
Увеличенная квинта | ув. 5 | Ⅵ | Ⅲ |
Гармонический мажор
Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.
До мажор натуральный
А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.
В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.
Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.
Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.
Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.
Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.
Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.
И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.
Разрешается она в большую сексту от пятой.
Гармонический минор
А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.
Ля минор натуральный
А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.
Гармонический Ля минор
В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.
Обращение увеличенной секунды
Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.
Обращение уменьшенной септимы
Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.
Обращение интервала уменьшенной кварты
И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.
Обращение уменьшенной кварты
Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.
Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.
Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.
В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.
Построение характерных интервалов
Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.
То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.
Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.
На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.
Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.
Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.
Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.
Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.
Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.
Источник