Как по нотам разобрать произведение

Как по нотам разобрать произведение

Хочу поделиться несколькими полезными способами эффективного выучивания новых произведений, которым много лет следую сама и обучаю своих учеников.

Меня часто спрашивают, как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой.

Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.

Читайте также:  Как рисовать парня с гитарой

Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.

Музыка как торт.

Игра на фортепиано — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.

Я люблю сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.

Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.

Итак, ритм. Посмотрите на обозначение музыкального размера в нотах. Просчитав пару пустых тактов, убедитесь, что темп, в котором вы собираетесь работать, не слишком быстрый для вас на данном этапе. Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.

Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.

Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.

Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.

Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке, и необязательно делать это в один день.

Трудные места и игра без ошибок.

Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится, а через несколько проигрываний закрепится в пагубном навыке, и переучить такое место бывает крайне сложно.

Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? Возможно, вы забываете об исполнении ключевых знаков или поленились высчитать правильный ритм? Как бы то ни было, то место, где возникла сложность, необходимо медленно, при необходимости со счетом несколько раз сыграть в точности так, как написано в тексте. Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.

Оттенки динамики и фразировка.

Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?

Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте с увлечением и радуйтесь новым выученным музыкальным композициям!

Быстро запомнить ноты нового произведения — это не самоцель для настоящего любителя музыки. Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами. Проникая в замысел композитора через нотный текст вы погружаетесь в музыку, открываете для себя звуковые сокровища, спрятанные, как в шкатулке, в нотной записи. Разбирая новое произведение, вслушивайтесь в его музыкальный язык, улавливайте смысл, воплощенный в звуках. Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 320

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 320

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 320

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью