- Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
- Что такое табулатура для гитары
- Виды табулатур
- Интернет запись
- Запись через редактор табулатур
- Как пользоваться табами новичку
- Обозначение боя
- Перебор или арпеджио
- Обозначение аккордов
- Мелодия
- Как читать табы обозначения и знаки
- Хаммер-он (Hammer On)
- Пулл-офф (Pull Off)
- Бенд -подтяжка (Bend)
- Слайд (Slide)
- Вибрато (Vibrato )
- Let Ring
- Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
- Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
- Нота призрак (Ghost Note)
- Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
- Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
- Каподастр (Capo)
- Тэппинг (Tapping)
- Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
- Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
- Размер
- Нумерация тактов
- Строй гитары
- Программа для табулатур
- Советы и рекомендации
- Как читать табы для гитары: руководство новичкам
- История
- Разновидности гитарных табулатур
- Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
- Расположение цифр на линиях
- Легато: хаммер-он/пул-офф
- Тэппинг
- Глиссандо (скольжение)
- P.M. (palm muting)
- Стаккато
- Акцент
- Приглушенные струны
- Мёртвая нота (нота-призрак)
- Бенды (подтяжки струны)
- Вибрато
- Трюки рычагом
- Флажолеты
- Пик-скрейп
- Мелодические украшения
- Тремоло
- Редакторы для составления, чтения табов
Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.
Что такое табулатура для гитары
Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.
Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.
Виды табулатур
Интернет запись
Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.
Запись через редактор табулатур
Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.
Как пользоваться табами новичку
Обозначение боя
Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.
Перебор или арпеджио
Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.
Обозначение аккордов
Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.
Мелодия
Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.
Как читать табы обозначения и знаки
Хаммер-он (Hammer On)
На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.
В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.
Пулл-офф (Pull Off)
В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.
В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.
Бенд -подтяжка (Bend)
На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.
В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.
Слайд (Slide)
И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.
Вибрато (Vibrato )
На письме вибрато обозначается символами Х или
возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.
Let Ring
Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.
Глушение струны правой рукой (Palm Mute )
На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.
Не звучащие или мертвые ноты (Mute)
И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.
Нота призрак (Ghost Note)
Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.
Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)
Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.
Натуральный флажолет (Natural Harmonics)
Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].
Каподастр (Capo)
Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.
Тэппинг (Tapping)
Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.
Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах
Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре
Размер
Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.
Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.
Нумерация тактов
Такты также нумеруются в начале каждого нового.
Строй гитары
Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.
Программа для табулатур
Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.
Советы и рекомендации
Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.
Источник
Как читать табы для гитары: руководство новичкам
Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.
Гитарные табы состоят из следующих элементов:
- Основа – шесть линий, это 6 струн гитары. Вверху – первая (самая тонкая), внизу – шестая (басовая).
- Слева, в начале линий, обычно столбцом пишется слово «TAB», указывает на то, что это табулатура.
- Цифры на линиях – это лады: на каком ладу какой струны нужно извлечь звук. Например, если «2» на 4-ой линии, значит нужно прижать 4-ую струну на 2 ладу. Лады считаются от головки грифа – порожек, потом первый, второй лад и т.д. Если цифра «0» на линии – звучит открытая струна, на ладах прижимать её не нужно.
- Обозначения возле цифр – поясняют способ извлечения звуков (хаммер-он/пул-офф, глушение P.M., направление медиаторного штриха, бой, тэппинг и др.). Подробней о том, что это за обозначения, как читать табы для гитары – далее в статье с аудиопримерами.
Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.
Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).
Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».
История
Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.
Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.
А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.
Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.
Разновидности гитарных табулатур
Есть три распространённых типа записи табов:
Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.
В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.
Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).
Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.
Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.
Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.
Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).
По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.
Расположение цифр на линиях
Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).
Так записываются аккорды на гитаре:
И интервалы:
Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).
К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.
Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.
Обратите внимание, по схеме удар вниз как бы выглядит наоборот, так как направление идёт от 6 струны, или 6-ой, нижней, линии в табах.
Стрелочки с волнистой линией – сообщают о том, что звуки аккорда нужно извлечь поочерёдно пальцем (обычно большим или указательным) или медиатором, быстро перебирая, а не одним резким ударом, щипком.
Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.
Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.
И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.
И перебор на гитаре – выписывается в табах последовательно цифрами:
Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».
Легато: хаммер-он/пул-офф
Соединённые лигой ноты с буквой «H» – хаммер-он, или восходящее легато: делается один удар по первой ноте, потом ставится палец на указанный лад выше для извлечения второй ноты, но удар медиатором не делается. Ноты получаются залигованные – получается плавный переход от одного звука к другому в восходящем движении.
Соединённые лигой ноты с буквой «P» – пул-офф, или нисходящее легато: аналогичный приём предыдущему, но звуки лигуются от высокого к более низкому. Пальцы ставятся на гриф заранее, согласно нотам, которые нужно взять. Первых звук – удар медиатора, палец снимается, как бы слегка срывается со струны, а не убирается перпендикулярно поверхности лада. И звук плавно переходит на следующую ноту – на другом ладу, прижатым заранее другим пальцем.
Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».
Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.
Тэппинг
Буква «T» или символ «+» над цифрой – звук нужно извлекать приёмом тэппинг. Лад прижимается пальцем правой руки (указательным или средним): лёгкий удар и срыв со струны. В сложных аппликатурах добавляется обозначение – каким именно пальцем делать тэппинг.
Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).
Глиссандо (скольжение)
Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.
Ноты (цифры) соединены линией и лигой – глиссандо с приёмом пул/хаммер. Удар по первой ноте – переход скольжением ко второй ноте и палец ставится на указанный лад, но при этом удар по струне для извлечения второго звука не делается. Также двух видов – нисходящее и восходящее.
В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:
Косая чёрточка по левую сторону от цифры – нужно выполнить скольжение по струне перед извлечением звука. Но не от конкретного лада, как при переходе от ноты к ноте, а произвольно с любого лада. За 3-4 лада до необходимого звука, а иногда больше, меньше. Указывается только направление скольжения: чёрточка вверх – восходящее – от нижних звуков к высоким (направление от первых ладов грифа к ноте); чёрточка вниз – нисходящее – от высоких звуков к низким (направление от последних ладов грифа к ноте).
Косая чёрточка по правую сторону от цифры – скольжение по струне после извлечения звука. Также как и предыдущий приём на гитаре по направлению глиссандо: «\» – вниз (в сторону первых ладов), «/» – вверх (к последним ладам).
Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.
P.M. (palm muting)
P.M. (приём «palm muting») отдельно, или с пунктирной линией для группы звуков – струны приглушаются ребром ладони правой руки. Обычно используется, когда электрогитара звучит с эффектом овердрайв (overdrive) или дисторшн (distortion).
В табах без нотного стана с длительностями:
В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:
Стаккато
Точка над или под цифрой (нотой) – стаккато – играть отрывисто, коротко, чуть раньше приподымать палец с лада. Длительность ноты как бы получается условно меньше.
Если только табы:
Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.
Акцент
Значок «>» – звук нужно выделить, сыграть акцентированно; обычно акцентированная нота звучит немного громче. Такой приём возможен и с аккордами (акцентированный удар по струнам).
Приглушенные струны
Вместо цифр на линиях значок «x» – удар по приглушенной струне/струнам. Как правило, глушение выполняется пальцами правой руки: нужно положить их на струны, только касаясь, не прижимая на ладах.
И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.
«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):
Мёртвая нота (нота-призрак)
Цифра (нота) в скобках – мёртвая нота, или нота-призрак (ghost notes) – она звучит сравнительно тише, порой на записи её едва слышно. Она как бы есть, но явно её нет, относительно других нот мелодии, штрихов (ударов медиатора). Это может быть открытая струна с предыдущего аккорда или как призвук соседней струны, или удар по открытым струнам при переходе с аккорда на аккорд. В некоторых случаях, ноты-призраки в скобках можно не играть – то есть на усмотрение исполнителя как их читать (игнорировать или нет). То есть они как вспомогательные и фактически не участвуют во фразе, мелодии.
Бенды (подтяжки струны)
Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.
Как читать и играть бенды по табам?
«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).
Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).
Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.
Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).
Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.
В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:
Или буквой «b»:
Вибрато
Волнистая линия над нотой – вибрато – левая рука «качает» струну, получается «дрожащий» звук. Приём используется как для отдельной ноты, так и для интервалов, пауэр-аккордов, обычных аккордов.
В символах вибрато обозначается «тильдой» – «
Зигзаг – вибрато рычагом. Струны качаются посредством лёгкого опускания приподымания рычага.
Трюки рычагом
Диагональные линии с указанием высоты тона (-1, -2 и т.д.) – трюки рычагом – повышение/понижение исходного звука, аккорда в указанной последовательности. В примере, указано, что ноту нужно понизить на тон (погрузить рычаг) и потом вернуть к исходному звучанию (вернуть рычаг в исходное положение).
Флажолеты
Цифры в скобках « » – натуральные флажолеты на 5, 7 и 12 ладу – слегка коснуться струны и быстро снять пальцы одновременно защипывая струну, или ударяя медиатором.
В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:
Или просто добавляется название «natural harmonics»:
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «TH» или «T» – тэппинговые флажолеты. Пальцем левой руки прижимается лад, который указан без скобок, а пальцем правой руки – лёгкий удар по ладу, указанному в скобках « ».
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.
Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.
Пик-скрейп
На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).
Мелодические украшения
Маленькая цифра рядом с другой цифрой – форшлаг – мелизм, мелодическое украшение, звучит за счёт длительности основной ноты. Форшлаг может быть из нескольких звуков, трёх и более. Довольно часто он играется приёмом пул/хаммер, глиссандо, на что указывают дополнительные обозначения в табах.
«tr» – трель, мелодическое украшение – быстро чередуются звуки приёмом хаммер/пул, основной и вспомогательный (маленькая цифра в скобках).
Тремоло
Косые рёбра (одно, два, три) над нотой, интервалом или аккордом – тремоло переменным штрихом – сокращённый вариант записи. Если одно ребро – переменный штрих восьмыми согласно указанной длительности ноты, если два – 16-ыми, если три – 32-ыми.
Редакторы для составления, чтения табов
Иногда начинающие скачивают гитарные партии в файлах с интернета, но не знают, как читать табы в таком формате. Но сложного ничего нет в этой задаче – достаточно установить на компьютер специальную программу-редактор или воспользоваться специальным сайтом для того, чтобы просматривать табулатуры. Каждому расширению файла соответствует свой редактор. Например, .gpx, .gp5, .gp – для Guitar Pro. Есть и табы в универсальных форматах, которые можно открывать практически в любом редакторе при помощи функции импортирования (MIDI, MusicXML). Есть программы, которые умеют читать файлы других редакторов.
Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:
Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.
Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).
В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.
Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.
Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!
Источник