Как подбирать аккомпанемент для фортепиано

Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео

На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.

Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.

Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.

Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы» . Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.

А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?

По нотам или на слух?

Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.

Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.

Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.

Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.

На чем тренироваться

Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.

Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:

Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.

Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.

С чего начать

Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.

Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).

Третье . Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.

Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.

Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.

Используем родственные тональности

Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .

Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .

А сейчас взгляните на круг:

Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.

Рассмотрим еще пару примеров

Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:

Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.

Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.

В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.

Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Тренируем слух

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.

Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.

Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.

Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.

Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.

Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.

Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.

Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:

  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
  • Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
  • Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
  • В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)

Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.

Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!

Источник

Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации

Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.). Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений. Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.

Представленное здесь методическое пособие — не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху. Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания. Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).

Суть работы — в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся. В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.

По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие. При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы. Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии. Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.

Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы — на базе оркестрового и отделения народных инструментов — русских и казахских).

Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель — обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие — только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.

Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного. Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний). Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.

Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии. При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения. Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу

Как подобрать аккомпанемент к мелодии.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Елена Андреевна 10.06.2014 00:35

Скачала для ребят, спасибо, Светлана!

Татьяна Самарцева, г. Оренбург 09.07.2014 22:18

Очень полезная работа! Приятно, что находится человек, который может систематизировать интуитивные находки, помогает не «изобретать велосипед»! Вполне можно применить некоторые приемы в старших классах музыкальных школ! Спасибо Светлане Гвоздевой и Елене Копий!

Лариса Войтович, Боровской, Казахстан 12.12.2015 13:52

Спасибо, Света, очень пригодилось. Просто и значимо.

Источник

Оцените статью