Как подбирать мелодию с аккордами

Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео

На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.

Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.

Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.

Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы» . Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.

А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?

По нотам или на слух?

Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.

Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.

Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.

Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.

На чем тренироваться

Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.

Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:

Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.

Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.

С чего начать

Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.

Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).

Третье . Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.

Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.

Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.

Используем родственные тональности

Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .

Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .

А сейчас взгляните на круг:

Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.

Рассмотрим еще пару примеров

Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:

Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.

Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.

В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.

Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Тренируем слух

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.

Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.

Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.

Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.

Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.

Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.

Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.

Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:

  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
  • Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
  • Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
  • В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)

Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.

Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!

Источник

Как подбирать аккорды к песням на гитаре. Топ 3 способа

На дворе XXI век — век интернета и аккорды ко многим песням можно найти в сети. Но, к сожалению, далеко не на все песни их можно обнаружить. Да и про качество тоже не забывайте. Ведь такие подборы делают обычные люди, которые тоже могут ошибаться. Поэтому у многих начинающих гитаристов рано или поздно возникает вопрос «как подобрать аккорды к песне на гитаре?«. В этой статье рассмотрим 3 самых лучших и популярных способа подбора аккордов.

Три способа подбора аккордов

Подбор аккордов на слух. Пошаговая инструкция

Это самый точный и полезный способ, но в тоже время и самый сложный. Дело в том, что у начинающих музыкантов очень слабо развит музыкальный слух. Иногда они даже отличить мажор от минора на слух не могут. К счастью, слух можно развить и прокачать. И в этом как раз и поможет подбор аккордов на слух. Подбирая ноты самостоятельно, вы убиваете сразу двух зайцев — прокачиваете свои уши и учитесь играть свои любимые песни. Теперь разберемся, как же это делать правильно и с минимальными трудозатратами.

Определяем тональность

В первую очередь вам нужно знать, как определить тональность песни. Если вы не знаете, что это такое, то советую почитать вот эту статью на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/osnovy-teorii-muzyki/40-osnovy-teorii-muzyki-dlya-polnykh-nulej-chast-2 Если говорить по простому, тоника песни это аккорд, который максимально подходяще звучит во всех ее местах. Просто во время звучания пробуйте играть разные аккорды, и тот, который звучит наиболее гармонично, скорей всего и является тоническим.

Подбираем аккорды по басу

Далее необходимо понять аккордовую последовательность. Первый способ — подбираем аккорды, ориентируясь на басовую партию. Дело в том, что очень часто партия баса повторяет тоники аккордов. Например, если бас играет ноту Ля, то есть вероятность, что аккорд в это время звучит тоже Ля. Таким образом, просто слушаем бас, определяем ноту на слух и берем от нее аккорд. Минус этого способа в том, что бас далеко не всегда играет тоники аккордов. Такое бывает только в простых песнях. Но, тем не менее, им можно пользоваться.

Подбираем аккорды по кварто-квинтовому кругу

Если вы знаете тональность песни, то половина работы уже сделана. Музыка в большинстве случаев (особенно эстрадная) строиться по законам теории музыки. Соответственно, мы можем ими воспользоваться и при подборе. На рисунке ниже изображен кварто-квинтовый круг. Давайте разберемся, как им пользоваться.

Предположим, тональность песни — Fm (Фа минор). Аккорд Fm на круге окружают аккорды, которые с большой долей вероятности присутствуют в песне. Просто попробуйте сыграть их во время воспроизведения, и вашим ушам будет уже намного проще правильно подобрать аккорды.

Теперь разберемся почему так происходит с точки зрения теории музыки. На круге выделены родственные тональности нашей родительской тональности Fm. А их тонические трезвучия (аккорды) очень хорошо консонируют в тональности Fm. Таким образом, их чаще используют в песнях.

А что если в песне меняется тональность?

Такое тоже бывает. Часто так делают в последних куплетах. Тогда вам нужно будет заново определить тональность и повторить все шаги, описанные выше. Как правило, тональность меняется также на родственную, которую можно определить по кварто-квинтовому кругу.

Подбор аккордов с помощью программ

Для удобства и помощи гитаристу, существуют всевозможные программы, которые сами определяют звучащие ноты и могут изменять звуковой ряд песни. Например, самая полезная и хорошая это Transcribe. С ее помощью вы можете ускорять/замедлять песню, переводить в моно, понижать/повышать тональность и многое другое. Я скажу так — она просто незаменима для подбора нот и аккордов на слух. Например, если у вас мало опыта, но очень хочется подобрать быстрое соло, то с помощью транскрайба вы можете его замедлить и без труда подобрать на гитаре! Почитать про нее вы можете на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/s-chego-nachat/70-soft-dlya-gitarista

Вы можете комбинировать эти 2 способа — например, подбирать аккорды на слух с помощью кварто-квинтового круга и пользоваться программой Transcribe. Это самый продуктивный путь.

Подбор аккордов онлайн

Этот способ также имеет место быть, но как правило, он далеко не всегда дает правильный результат. Программы для подбора аккордов можно использовать только для очень простых песен, в которых одновременно звучит не более 1-2 партий. Иначе они просто неправильно определяют.

Самый популярный сайт для подбора аккордов онлайн это yalp. У них кстати есть и приложение для вашего смартфона. Таким образом, можно подбирать аккорды везде, где только можно. Например, на сходке с друзьями вы очень быстро сможете сыграть какую-нибудь песню, которую вам закажут.

Чтобы начать подбор на этом сайте, вам нужно всего лишь зарегистрироваться у них и загрузить нужную песню на сайт или же найти ее в интернете и вбить ссылку. Регистрация бесплатна и не занимает много времени.

Но, имейте в виду, это всего лишь программа и на 100% она правильно не подберет песню. Не забывайте ориентироваться на свои собственные уши и музыкальный слух!

Советы от автора

Точность и простота вашего подбора в первую очередь зависит от вашего опыта за плечами. Чем больше вы подбирали песен ранее, тем проще вам будет подобрать следующую. Таким образом, развивается ваш музыкальный слух. В конце этой статьи, хочу дать вам несколько советов:

  1. Всегда начинайте с тоники песни. Как только вы нашли «самый главный аккорд», считайте пол дела сделано. Дальше уже дело техники, потому что 95% всех песен подчиняются законам теории музыки.
  2. Комбинируйте подбор на слух с подбором с помощью программы транскрайб. Она поможет вам в этом деле. Например, можно замедлить неразборчивые куски и сделать их более понятными.
  3. Не пренебрегайте кварто-квинтовым кругом. Он поможет вам понять, какие аккорды возможно используются в песне.
  4. Помните, если вы хоть чуть чуть сомневаетесь в правильности подобранного аккорда, значит он точно неправильный! Если кажется, что «вроде он, а вроде и нет», то это возможно обращение или более сложный аккорд, а не простой трезвучие (например, септаккорд или нонаккорд).
  5. Тренируйтесь на простых песнях в начале. Джаз вы сразу вряд ли осилите

Источник

Читайте также:  Московское музыкальное училище фортепиано
Оцените статью