- Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации
- Как подобрать аккомпанемент к мелодии.
- Вы можете помочь «Музыке в заметках»
- Комментарии
- Елена Андреевна 10.06.2014 00:35
- Татьяна Самарцева, г. Оренбург 09.07.2014 22:18
- Лариса Войтович, Боровской, Казахстан 12.12.2015 13:52
- Как подбирать фортепианный аккомпанемент
- Почему «главные» и где «подчиненные»?
- Как подобрать аккомпанемент к песне?
- Необходимые основы для подбора аккомпанемента
- Как подобрать аккомпанемент к песне?
- Как проверить подобранный аккомпанемент?
- Как подбирать аккомпанемент
- Определяем лад и тональность
- Подбор мелодии и гармонии
- Фактура и ритм аккомпанемента
Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации
Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.). Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений. Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.
Представленное здесь методическое пособие — не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху. Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания. Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).
Суть работы — в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся. В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.
По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие. При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы. Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии. Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.
Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы — на базе оркестрового и отделения народных инструментов — русских и казахских).
Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель — обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие — только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.
Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного. Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний). Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.
Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии. При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения. Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу
Как подобрать аккомпанемент к мелодии.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Елена Андреевна 10.06.2014 00:35
Скачала для ребят, спасибо, Светлана!
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 09.07.2014 22:18
Очень полезная работа! Приятно, что находится человек, который может систематизировать интуитивные находки, помогает не «изобретать велосипед»! Вполне можно применить некоторые приемы в старших классах музыкальных школ! Спасибо Светлане Гвоздевой и Елене Копий!
Лариса Войтович, Боровской, Казахстан 12.12.2015 13:52
Спасибо, Света, очень пригодилось. Просто и значимо.
Источник
Как подбирать фортепианный аккомпанемент
Автор статьи – Мажутко Анна
Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.
Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:
Почему «главные» и где «подчиненные»?
Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.
Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.
Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :
Звукоряд до мажора
А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:
Построим трезвучие от каждой ноты мажорного звукоряда
Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.
А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.
Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:
Источник
Как подобрать аккомпанемент к песне?
Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне.
Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.
Необходимые основы для подбора аккомпанемента
Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. Тональность, как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.
Во-вторых, нужно разобраться в том, что есть музыкальная гармония – не в профессиональном плане, конечно, но хотя бы на слух различать то, что звучит классно, от того, что ну никак не сочетается. Возникнет необходимость разузнать кое-что об основных типах музыкальных аккордов.
Как подобрать аккомпанемент к песне?
Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.
Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).
Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.
Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно аккорды нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.
В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора аккомпанемента, решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.
Как проверить подобранный аккомпанемент?
По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.
Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.
Источник
Как подбирать аккомпанемент
Перед каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.
Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.
Определяем лад и тональность
Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.
Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).
Подбор мелодии и гармонии
На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.
При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.
Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.
Фактура и ритм аккомпанемента
Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.
Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку
Автор – Алексей Бочкар.
А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!
Источник