Как подобрать дерево для гитары

Содержание
  1. Из какого дерева делают гитары?
  2. Особенности
  3. Какая древесина используется?
  4. Агатис
  5. Красное дерево
  6. Палисандр
  7. Ясень
  8. Сапеле
  9. Меранти
  10. Другие виды
  11. Какое лучше выбрать?
  12. Как отличить массив от фанеры?
  13. Советы по эксплуатации
  14. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  15. Влияние древесины на звучание
  16. На акустической гитаре
  17. На электрогитаре
  18. Дерево для акустической гитары
  19. Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
  20. Верхняя дека (Top)
  21. Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
  22. Дерево для электрогитары
  23. Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
  24. Стандартная древесина
  25. Экзотическая древесина
  26. Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
  27. Ольха
  28. Ясень
  29. Палисандр
  30. Тополь
  31. Лайсвуд
  32. Таблица видов древесины
  33. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  34. Внешний вид
  35. Звучание
  36. Отдельные характеристики
  37. Возможность покупки
  38. Из какого дерева лучше
  39. Заключение

Из какого дерева делают гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

При выборе гитары важно обращать внимание не только на базовые характеристики модели, но и на материал, из которого она изготовлена. На удивление, даже два деревянных инструмента, обладающие схожими внешними чертами, могут звучать по-разному именно из-за применения разной древесины.

Особенности

Дерево, выбранное для производства гитары, влияет не только на срок эксплуатации инструмента, но и на то, как звучит его звук. Сегодня для промышленного производства принято задействовать ряд проверенных материалов, но частные мастера могут экспериментировать и с экзотическими породами. Именно от древесины зависит, насколько сильными получатся извлекаемые звуки, а также как долго они продлятся. Помимо этого, в зависимости от материала можно придавать звучанию индивидуальные черты, к примеру, глубину или бархатистость. Выбирая дерево для гитары, важно учитывать несколько аспектов.

Внешний вид древесины не влияет на звучание инструмента, но зато определяет его визуальную привлекательность. Иногда неказистая на первый взгляд гитара может издавать самые волнующие ноты. Сам звук напрямую зависит от породы, веса и плотности древесины. Обычно, чем тяжелее порода, тем чётче и ярче зазвучит инструмент.

Что касается веса, особо тяжёлую древесину использовать не рекомендуется не только потому, что она причинит известные неудобства – такие породы также укорачивают продолжительность сустейна, что негативно сказывается на исполнении мелодий.

Какая древесина используется?

Для создания гитар применяется древесина разных деревьев, от редких импортируемых из-за границы до вполне бюджетных, произрастающих на территории России.

Агатис

Из дешёвого агатиса делают бюджетные, а потому и не особо качественные музыкальные инструменты, к примеру, гитары LTD. Возникающий звук специалисты характеризуют как глуховатый и мутный, что, безусловно, сложно назвать признаком качества.

Красное дерево

Красное дерево, под которым чаще всего подразумевается махагони, значительно тяжелее ясеня и ольхи, но легче клёна. Большая плотность гитарного материала обеспечивает качественное звучание на любых высотах. Специалисты отмечают, что звуки получаются довольно резкие, но не слишком выразительные. Вес древесины, напоминающей ясень своими открытыми порами и ярко выраженной текстурой, удлиняет звучание каждой ноты. Гитары из махагони могут обладать всеми оттенками от тёмно-бежевого до кирпично-коричневого. Данный материал чаще всего используется в комбинации с топами из другого материала и выбирается для вырезания корпуса и грифа электроинструментов. Тёплый тембр и чёткая атака также делают красное дерево идеальным выбором для того, чтобы полностью создать гитару из цельного куска дерева.

Для создания музыкальных инструментов предпочтение чаще всего отдаётся африканскому махагони, известному как кайя, и гондурасскому махагони. Первый объединяет несколько подвидов красной древесины, произрастающих на территории Африки и обладающих приблизительно сходными характеристиками. Из гондурасского махагони чаще всего создаются американские гитары. Материал этот довольно редкий, а потому дорогостоящий. Порой на рынке удаётся встретить гитары из филиппинского махагони, но такие образцы приобретать не следует: мягкая и лёгкая древесина создаёт некачественный звук. Гитары для новичков часто производят из нато, именуемого также восточный махагони.

Палисандр

Тропический индийский палисандр – порода дорогостоящая и в нашей стране довольно редкая. Сегодня чаще всего такую древесину можно обнаружить в изделиях, импортированных в Россию и страны СНГ до 2017 года. Основная сфера применения палисандра – насадки на гриф, но подойдёт он и для деки электрогитары. Тёмно-коричневая древесина с прожилками красного или тёмно-фиолетового оттенка обладает немного маслянистой поверхностью. Получаемые из неё гитары славятся сочным и тёплым звуком, а также слегка приглушёнными верхними частотами и хорошим резонансом.

Ясень

Ясень заслуженно стал популярным среди производителей гитар, благодаря своей мелодичности: лёгкая древесина способствует возникновению звонких и чистых, практически «колокольных» звуков. Яркая атака также относится к преимуществам породы. В основном ясень используется для создания грифов и топов. Из него также производятся цельнокорпусные гитары «Фендер». Для музыкальных инструментов принято использовать ясень болотный либо ясень северный.

Древесина болотного ясеня – волокнистая, прочная и крупнопористая. Лёгкий материал добывают в болотистых регионах юга США. Благодаря тому, что материал состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец, гитары, выполненные из него, обладают идеальной акустикой с обширным диапазоном, включая глубокие басы. Болотный ясень гармонично сочетает теплоту, певучесть и резкость звучания.

Северный ясень отличается большими весом и плотностью. Несмотря на то, что длительность звучания у такого материала выше, используется он реже именно из-за своей тяжести.

Сапеле

Сапеле является универсальным материалом для производства гитары. Его даже часто называют достойной альтернативой махагони, но с более выраженными высокими частотами и с меньшей стоимостью. Плотный и сбалансированный звук по всему диапазону подходит для исполнения музыкальных произведений в любых стилях. Ещё одним преимуществом данного материала называют хорошую читаемость получающихся гитар.

Меранти

Гитара из меранти – неплохой выбор для начинающих музыкантов. Мелкопористая шершавая структура древесины напоминает махагони, но, безусловно, качество у этого материала гораздо хуже, хотя и цена меньше. Несмотря на то, что гитара звучит достаточно звонко, звук получается довольно пустой и стерильный, а тембр отличается простотой.

Другие виды

Ольха обычно выбирается для производства электрогитар и бас-гитар. Инструменты из данного материала присутствуют в ассортименте всех ведущих производителей. Лёгкая древесина желтоватого оттенка способствует хорошему звучанию, славится отличными резонансными характеристиками и сбалансированным тембром.

Липа обладает сходными свойствами, но порой звучит глухо из-за рыхлой и мягкой структуры материала. Сегодня данную древесину выбирают только для производства корпусов. Красно-коричневая бубинга создаёт тёплый и яркий звук. Из тяжёлого материала вытачивают грифы и деки для бас-гитар, а также корпуса электрогитар.

При создании музыкальных инструментов клён главным образом ценится за свой внешний вид и механические характеристики. Это объясняет популярность его использования для грифов электрогитар и топов.

Павловния обладает мягкой древесиной, которая используется чаще всего в Китае и Японии для производства дешёвых моделей. Производимое звучание лёгкое и не особо выразительное.

Какое лучше выбрать?

Материал для гитары лучше подбирать в зависимости от её назначения. Так, для электрогитары чаще всего применяется ольха, создающая идеальный звук и для блюза, и для инди-рока, и для хэви-метала. Древесина звучит приблизительно одинаково по всему частотному диапазону. Если же на инструменте предстоит исполнять мелодии с меньшим количеством верхних нот и ярко выраженной «серединой», стоит обратить своё внимание на липу. Исполнителям дэз-метала и джента придутся по душе махагони и орех. Скоростные мелодии лучше звучат при условии комбинирования кленового грифа и корпуса из красного дерева.

Верхняя дека акустического изделия, оказывающая значительное влияние на его звук, должна быть выполнена из ели или кедра. Заднюю деку принято создавать из махагони или же палисандра. Ольха и болотный ясень – наиболее подходящие материалы для бас-гитары.

Как отличить массив от фанеры?

При покупке гитары важно понимать, выполнена ли она из массива древесины или же фанеры. Частный мастер, как правило, сам раскрывает материал изготовления каждой отдельной детали, но в случае с магазином придётся обращать внимание на специфические нюансы.

  • Следует внимательно изучить спецификацию: если название дерева (к примеру, палисандр) указано без всяких уточнений, то, скорее всего, речь идёт о шпоне. В том случае, когда используется массив дерева, то в документах обязательно подчеркиваются слова SOLID или цельная.
  • Уделить внимание следует и цене – инструменты из массива стоят значительно дороже, чем фанерные образцы.
  • Получить необходимый ответ можно, рассмотрев торец слоёв, который заметен у звукового отверстия. У моделей, бывших в употреблении, его также удастся разглядеть под грифом или у канта. Торец массива сразу опознаётся по красивому рисунку слоёв, продолжающему рисунок на внешней стороне. Как правило, это естественно выглядящие вертикальные или слегка скошенные линии.

Отсутствие данного рисунка или даже ярко выраженная трёхслойность материала свидетельствуют об использовании фанеры.

Советы по эксплуатации

Хранить деревянную гитару правильней всего в подходящей ей жёстком кейсе или утеплённом чехле, которые способны обеспечить инструменту необходимую защиту от температурных скачков. Особенно это важно в тех случаях, когда гитару предстоит часто транспортировать. Возвращаясь с инструментом с улицы, необходимо какое-то время оставлять её закрытой для адаптации к комнатной температуре. Гитару не стоит располагать на стене с окном, класть в багажник или брать с собой в сауну. Лучше также не оставлять предмет лежащим на полу, несмотря на то, является ли он холодным или обладает подогревом.

Большим плюсом считается использование увлажнителя, который легко сделать собственными руками. Для этого простая губка пропитывается водой, после чего выжимается и перекладывается в пластиковый сосуд. Последний следует расположить внутри инструмента.

Зимой увлажнитель рекомендовано использовать на постоянной основе, а летом достаточно будет задействовать его раз в неделю.

Источник

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

На звук влияют все мелочи от струн до колков. Но есть одна большая деталь – это материал корпуса. Кто-то говорит, что это мелочь для гитаристов с многотысячным бюджетом. Я докажу, что это не так. Даже если вы покупаете недорогую гитару, есть смысл обращать внимание на дерево. Зная критерии выбора, даже за скромную сумму можно найти качественную гитару.

Влияние древесины на звучание

Дерево влияет на срок службы гитары, характер, громкость звука и многие другие параметры. Сначала давайте разберемся, почему материал так важен. Не просто так ведь в век пластика музыкальные инструменты продолжают делать из древесины.

На акустической гитаре

На струнных вроде классики, акустики, укулеле звук после щипка струны попадает внутрь корпуса. Там он отражается от стенок, а затем выходит через розетку.

Во время нахождения внутри корпуса звук приобретает характеристики, которые делают его таким приятным. По сути любая натянутая веревка – это тоже струна, но ведь она не звучит, как гитара.

Благодаря натуральным порам и плотности дерево звучит так узнаваемо, как не может пластик или металл. А эксперименты с этими структурами были, но не принесли никакого результата.

На электрогитаре

Может показаться, что в электрогитаре все зависит от звукоснимателя, а поэтому при изготовлении можно использовать что угодно от стали до опилок. Это не так.

Звукосниматели правда важны, но нужно учитывать то, как действует физика. При щипке струны импульс попадает во все части гитары, отражается от них так же, как это происходит в обычных корпусах без электрики. Поэтому дерево, а точнее его пористость, плотность и тяжесть, тоже важны.

Дерево для акустической гитары

Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки

Породы делятся на 2 группы:

  1. Твердые. Это тяжелые, плотные материалы из взрослых деревьев. Например, махогани.
  2. Мягкие. Более эластичные, изготовлены из молодого легкого дерева, чаще всего из ели, кедра,а также некоторых лиственных.

По способу изготовления они тоже различаются:

  1. Массивом называются куски из цельного дерева. Это не только музыкальный термин. Мебель из массива тоже считается более прочной и надежной. Звук такой гитары богатый, разнообразный, может доставать до разных частот.
  2. Ламинирование. Это такой бутерброд из плотного цельного шпона сверху и легкого, тонкого наполнителя. Ламинация звучит не так богато, как цельные породы, но зато она лучше переносит высокую влажность и низкие температуры.

Верхняя дека (Top)

Это передняя часть гитары, где расположены струны. Она первой принимает на себя акустический удар. Чаще всего ее делают из легкой ели различных пород:

  • Лутца – большая громкость, сильные средние частоты;
  • Ситхинская – универсальный, самый популярный вариант, дешевле остальных.

Нередко встречается красный кедр. Это более легкая и пористая структура, хорошо звучит с нейлоном, поэтому используется на классике чаще, чем на акустике (об их различиях можно почитать здесь).

Гитара из красного дерева ровно звучит на всех частотах, отличается сильной атакой.

Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)

Это бока и оборотная сторона. Обычно они делаются из более плотных, тяжелых материалов с сильной атакой:

  • палисандра;
  • тропического красного дерева;
  • клена.

Ниже мы рассмотрим самые популярные породы подробнее.

Дерево для электрогитары

Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)

В отличие от акустики конструкция электрики не многочастная. Корпусная основа называется декой, а верхняя часть, куда крепятся звукосниматели, – топом. Многослойность нужна не только для экспериментов с дизайном. В подобных конструкциях начало звука зависит от древесины топа, а на продолжение и конец влияет дека. Также верхняя панель увеличивает длину сустейна.

Цельная конструкция гораздо тяжелее полой, поэтому при изготовлении внимание обращают на вес древесины. Хоть массивная гитара неудобна, нельзя делать инструмент слишком легким. Резонировать он не сможет, частоты будут глухие и смазанные.

Стандартная древесина

Чаще всего встречаются сочетания липа / махагони / ольха / болотный ясень с топом из клена. Из-за большого веса твердых сортов клена он популярен именно в частичном применении, потому что дает мощные басы и выраженную середину.

Экзотическая древесина

Есть и более дорогие виды с редкими рисунками или необычными призвуками. Например:

  1. Палисандр. Достаточно известный, но редкий и дорогой.
  2. Коа. Акация с уникальными полосами, растет только на Гавайях.
  3. Лайсвуд. Редкая южная древесина с рисунком, похожим на змеиную кожу.

Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками

Рассмотрим некоторые популярные породы.

Имеет светлый цвет, несмотря на плотность, весит немного. Проста в обработке благодаря мягкости. Неприхотлива, встречается повсеместно. Это все удешевляет производство и уменьшает стоимость готовых изделий.

Но из-за относительной мягкости не звучит мощно, все частоты схватываются одинаково. С одной стороны, гитара из липы не будет «пищать» на верхах, но низы не выражены. Поэтому она почти никогда не используется в качестве дерева для бас-гитары.

Ольха

В основном похожа на липу, но имеет большую жесткость и плотность. Диапазон чуть шире, заметны низкие и высокие частоты, поэтому звук выходит ровным. Это делает ольху универсальной для любых стилей. Легкость обработки, распространенность дерева делают ее дешевой.

Ясень

Существует несколько разновидностей: самая популярная – болотный ясень, чуть менее распространен северный.

Особенность болотного ясеня – его пористость, слоистость, из-за которой структура становится неоднородной. Поэтому звучание отчасти непредсказуемо: слой может быть как мягким, так и твердым. Из-за этого иногда случаются провалы в частях диапазона, угадать их на сто процентов невозможно.

Вот почему перед покупкой важно послушать гитару в магазине.

При покупке ясеневого инструмента следите за тем, чтобы он не был слишком легким. Чем меньше вес, тем больше пор, тем глуше звук.

Достаточно мягкий клен с закрытыми порами обеспечивает глухие басы и звонкий, выделенный верх. На них советуют ставить звукосниматели с усилением басов.

Твердые виды, например, канадский клен, гораздо более мощные и сильные. Обрабатывать их сложно, поэтому кленовые инструменты чаще всего находятся в высокой ценовой категории.

Есть фигурные виды, неоднородные по структуре, за счет этого обладающие крапчатой поверхностью. Преимущество их в основном эстетическое из-за высокой цены. Но они часто встречаются на топах гитар среднего ценового диапазона.

Палисандр

Дорогая и редкая тропическая порода темного цвета с красноватым оттенком. Гитары из красного дерева стоят немало, отличаются бархатистыми средними частотами, долгим сустейном, но невыразительными высокими и низкими частотами. Многие любят их за внешний вид и «винтажный» оттенок.

Из-за цены и тяжести палисандровую гитару найти сложно. Например, акустическая гитара Ibanez из красного дерева с палисандровым грифом стоит в районе 30-35 тыс. руб.

Тополь

Распространенность и неприхотливость делают тополь популярным в дешевом и среднем сегменте. В основных характеристиках схож с кленом, но пористость имеет чуть большую. Отличается также жесткостью, хотя она не мешает обработке.

Ibanez Jackson стоит около 16 тыс. руб., а для проверенного годами бренда это немного. Окрас светлый, с прожилками.

Ореховый окрас – темный, матовый, с прожилками светло-коричневого цвета. По многим характеристикам напоминает махогани, но гораздо более твердый.

Его любят за стойкую атаку, плотные низы. Из-за этого грецкий орех часто используют как дерево для бас-гитар.

Но диапазон ореха не из привычных, поэтому скорее всего придется менять звукосниматели. Посоветуйтесь с мастером по электроинструментам, чтобы не гадать лишний раз.

Лайсвуд

Змеиное дерево – экзотический австралийский вид, который любят за орнамент окраски. Чаще всего его выбирают соло-гитаристы и импровизаторы за яркий звук на высоких частотах.

Таблица видов древесины

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

Надо понимать не только признанные преимущества разных пород дерева, но также слушать себя. Вот еще несколько параметров, чтобы определиться с выбором.

Внешний вид

Самый индивидуальный параметр, где сложно дать рекомендации. Единственное – советую не брать первое, на что упал взгляд при входе в Музторг. Да и не забывайте, что дизайн всегда поддается изменению. Покрывайте лаком, шлифуйте, матируйте, раскрашивайте акрилом.

Звучание

Даже если по всем характеристикам инструмент идеален, саундчек не помешает. Возможно, это просто «не ваше». Развивайте слух, чтобы замечать атаку, различные оттенки. Даже если вы знаете в теории, что ясень и махогани отличаются, без умения отличить их на слух эти знания не имеют смысла.

Вы играете дома или стоите на улице с ремнем? Участвуете в группе или выступаете на квартирниках? Подумайте, в каком положении чаще всего будет находиться гитара, чтобы найти идеальный вариант. Для уличного музыканта ореховый или ясеневый корпус не подойдут.

Отдельные характеристики

Обратите внимание на текстуру, качество лака и мелких деталей. Обидно не увидеть брак в магазине и обнаружить дома трещинки и сколы в дереве гитары. А самые внимательные могут и получить скидку.

Возможность покупки

Каким бы идеальным не казался вариант, подумайте, стоит ли он кредита? Я считаю, что лучше всего копить несколько месяцев. Тогда ценность покупки будет ощущаться гораздо заметнее.

Из какого дерева лучше

Здесь вы найдете несколько характеристик для сравнения. Например, приглядитесь к схеме частот.

Не забывайте, что дорогое не всегда качественное и подходящее. Вам может не подойти кастомный винтажный «Лес Пол», хотя можно подружиться даже с бюджетным дредноутом «Ямаха».

Заключение

Пожалуй, самая важная часть выбора – личные проверки. Не заказывайте доставку, не зная особенностей. Лучше всего 2-3 раза прийти в магазин, попросить все нужные модели, чтобы потом остановиться на той самой. Не стесняйтесь спрашивать продавцов: это их работа, вряд ли вам откажут.

Порой не так важны бывают реальные характеристики, как внешняя привлекательность, чувство «связи». Все-таки для гитариста это не просто расходный материал, а вещь, которая находится рядом много лет.

Относитесь ли вы серьезно к выбору дерева для гитары? Какую характеристику считаете самой важной? Сохраните статью в закладки, чтобы еще раз вернуться к этой инструкции по выбору перед покупкой.

Как на самом деле дерево влияет на звук гитары можно посмотреть в видео:

Влияние дерева на звук гитары от гитарного мастера Александра Богуславского:

Источник

Оцените статью