Как подобрать ноты для левой руки

Развитие техники игры левой рукой

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Источник

Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео

На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.

Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.

Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.

Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы» . Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.

А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?

По нотам или на слух?

Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.

Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.

Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.

Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.

На чем тренироваться

Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.

Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:

Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.

Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.

С чего начать

Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.

Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).

Третье . Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.

Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.

Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.

Используем родственные тональности

Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .

Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .

А сейчас взгляните на круг:

Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.

Рассмотрим еще пару примеров

Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:

Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.

Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.

В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.

Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Тренируем слух

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.

Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.

Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.

Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.

Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.

Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.

Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.

Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:

  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
  • Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
  • Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
  • В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)

Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.

Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!

Источник

Оцените статью