Вайшнавская фисгармония. Ноты.Предлаг аю..
20-Фев-2012 08:02
Стаж: 9 лет 2 месяца
14-Мар-2012 18:53 (спустя 23 дня)
14-Мар-2012 19:59 (спустя 1 час 5 минут)
Текущее время: 25-Май 16:34
Часовой пояс: GMT — 2
Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.
Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории — всё достаточно легко, а с точки зрения практики — не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию — теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта 🙂
Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:
1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)
Источник
Тема: Правильные мелодии для арати.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
Правильные мелодии для арати.
Харе Кришна! Дорогие преданные , не подскажете существуют ли авторитетные образцы исполнения бхаджнов , которые поються во время арати ( в ИССКОН). Чтобы деражлась правильная мелодия, правильное ударение и произношения,определенные темпы и мотивы. Чтобы было на что ориентироваться , при пении этих песен. Заранне спасибо.
Да, у Локанатхи Свами есть альбом, там живые записи его исполнения со служб в Кришна-Баларама мандире.
Что касается Харе Кришна мелодии, я нашел три мелодии на которые реально пел Шрила Прабхупада.
Их нужно взять на особую заметку.
1. Классическую мелодию Шрилы Прабхупады.
2. Бенгальский мотив Харе Кришна очень древний. Может его пел сам Нитьянанда Прабху.
Поется Харе Кришна. Но чтобы как то виртуально объяснить приведу в котором будет наиболее ясно:
бхаджа гауранга каха гауранга лаха гаурангер нама
дже джана гауранга бхадже сей хайа амала прана
это всегда поется на этот мотив, подходит для Харе Кришна , для утренней Шри Шри Гурв-аштака и др.
обычно мелодии состоят из двух, трех . близких разновидностей (последние на ноты выше) но это надо у вайшнавов певцов слышать.
3. Быстрый мотив Харе Кришна часто поется, Шрила Прабхупада тоже так пел есть записи.
Источник
Различие мелодий Харе Кришна по длине*.
Мелодии Харе Кришна различаются по своей относительной ритмической длине, измеряемой в количестве авартанов. Мы можем выделить следующие типы мелодий:
1. Мелодии, длящиеся 8 авартанов. Это наиболее распространённый тип мелодий. Например, “мелодия Прабхупады” относится именно к этому типу мелодий. Вот ещё несколько примеров мелодий на 8 авартанов: мелодия 1 (Ниранджана Свами), мелодия 2 (Мадхава), мелодия 3 (Джахнави), мелодия 4 (Шачинандана Свами, Дадра-тал). Попробуйте самостоятельно посчитать авартаны (на один авартан приходится 2 ритма “раз-два-три”).
2. Мелодии, длящиеся 16 авартанов. Такие мелодии тоже достаточно распространены в киртанах ИСККОН: мелодия 1 (Шачинандана Свами), мелодия 2 (“ Мелодия Благодарности”) (Мадхава), мелодия 3 (ББ Говинда Свами, начиная с 10:30).
3. Мелодии, длящиеся 4 авартана. Это, как правило, обычные мелодии, ужатые вдвое: мелодия 1 (Аиндра Прабху, с 2:34), .
4. Существуют также мелодии с нечётным количеством авартанов, например, вот эта мелодия Кадамба Кананы Свами на 5 авартанов (с 3:30).
5. Также бывают мелодии, где разные части занимают разное количество авартанов, например, эта популярная мелодия (1я часть — 8 авартанов, 2я — 16 авартанов).
Тихай*.
Здесь я не буду вдаваться в подробности; просто упомяну, что такие есть. Тихай — это своего рода сбивка, переходная мантра, играемая в конце одной Маха-Мантры или куплета бхаджана. В любом из исполняемых в киртанах ИСККОН талов тихаи могут занимать один, два и четыре последних авартана. В кахарва-тале они называются, соответственно, 8ми-матровый, 16ти-матровый и 32х-матровый тихаи. Приведу один наиболее распространённый тихай на кахарва-тал. Этот тихай занимает ровно один авартан (8ми-матровый) (см. Рис.8). Обратите внимание, что на некоторые матры в этом тихае приходится по два бола. Это, как раз, пример того, о чём говорилось в предыдущем подразделе.
Рис.8 Тихай на Кахарва-тал для Каратал и Мриданга.
Если, например, взять мелодию на 8 авартанов (музыкальных фраз) в кахарва-тале, то мы можем взять 16 слов Маха-Мантры и разделить их на 8. Получится по 2 слова на каждый авартан. В таком случае получается, что 8ми-матровый тихай (в общем случае тихай, длящийся один авартан) приходится на 2 последних имени Маха-Мантры. То есть, он играется примерно на Харе Харе (“примерно”, так как мелодии бывают разные, и слоги Маха-Мантры приходятся на разные матры). Следуя этой простой логике, 16ти-матровый тихай (2х-авартановый) начинается примерно на Рама Рама Харе Харе (последняя четверть Маха-Мантры). А 32х-матровый тихай (4х-авартановый) начинается примерно от Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе (вся 2я половина Маха-Мантры).
Основные талы, используемые в ИСККОН.
Кахарва-тал.
Кахарва-тал — это наиболее распространённый в ИСККОН тал. Он состоит из 2 анг, в каждой из которой по 4 матры (см.Рис.9). Чаще всего этот тал называют “раз-два-три” из-за ключевой мантры на Караталах, которая к нему относится. Но это неверное название, так как 3й удар из этих “раз-два-три” (удар “Та”) в реальности приходится на первую долю каждой из анг тала. (см. Рис.10), а 1й удар приходится, наоборот, на слабую долю. Именно из-за этого названия часто происходит путаница, например, неопытный караталист может подумать: “Раз этот удар называется “раз”, следовательно он является 1й долей!”, — и начинает так играть, создавая хаос и какофонию.
Рис.9 Структура Кахарва-тала.
Рис.10 Кахарва-тал. Мантры для Каратал и Мриданги.
Кахарва-тал условно делят на 3 подвида: “Нормальный кахарва”, “Удвоенный кахарва” и “Половинный кахарва”.
1. Нормальный кахарва (Мадхйа-кахарва-тал). Это кахарва-тал в своей изначальной форме. Он хорошо подходит своей ритмикой для сидячего медитативного киртана. На самом деле любой тал подходит для сидячего киртана, поэтому дальше я об этом упоминать не буду. Если его достаточно ускорить в темпе, то он побуждает преданных к спокойному танцу. Также он идеально подходит к стилю Нагара-Санкиртаны (Харинамы), так как под него удобно шагать. С него чаще всего начинают киртан.
2. Удвоенный кахарва (Друт-кахарва-тал). Его часто называют «Дабл-спид-кахарва» (double-speed). Он характеризуется тем, что одна матра нормального кахарва равна по длине двум матрам удвоенного (см. Рис.11); оттуда, собственно, и название. Внешне это проявляется в том, что стандартный кахарва-ритм на Караталах (“Та — Те Те | Та — Те Те”. ок, “Раз-два-три”) играется в два раза быстрее, а также открытый, звонкий удар “Та” чаще всего заменяется на закрытый, например, “Тек”. С друт-кахарва-тала очень редко начинают киртан. Чаще всего на него переходят уже в процессе в следующих случаях: а) когда киртания уже спел все части мелодии и начинает их снова, б) когда киртания переходит с 8ми-авартановой части мелодии на 4х-авартановую (см. предыдущий подраздел), в) когда киртан уже достаточно разогнался в темпе. Удвоенный кахарва создаёт ритмику, побуждающую преданных к более оживлённому танцу, в котором они начинают бегать и/или прыгать. [Часто бывает, что кто-то очень хочет поиграть на Караталах, но при этом не умеет играть удвоенный кахарва. Он может подумать, что всё равно ритм четырёхдольный, можно смело играть обычное “Раз-два-три”. Но это не так. Хотя ритмики в обоих похожи, из-за удвоения они не совпадают друг с другом. Я также упомянул о том, что нормальный и удвоенный кахарва создают несколько разное настроение. Поэтому если играть обычный “|Та — Те Те | Та — Те Те|”, когда все играют удвоенный, то это как бы стилистически разрубает киртан пополам. Другим музыкантам начинает в этом случае казаться, будто они плывут против течения. Поэтому так лучше не делать. Если вы хотите послужить на Караталах, когда при этом есть кто-то, кто умеет играть удвоенный кахарва, то лучшим вашим служением будет отдать Караталы ему, и с вдохновением петь святые имена. Или заранее научиться играть. Это совсем не сложно. Просто, как и всё другое, требует времени. ]
3. Половинный кахарва (Виламбит-кахарва-тал). Часто его называют «Хаф-спид-кахарва» (half-speed). Характеризуется он тем, что одна матра нормального кахарва равна половине матры половинного кахарва-тала (см. Рис.11). И, получается, что ритм “|Та — Те Те | Та — Те Те|” играется в два раза медленнее. Под половинный кахарва практически не возможно танцевать. Но если начинать с него киртан, когда темп исполнения очень медленный, получается очень эффектно. Он более всего характерен для киртанов Аиндры Прабху. Честно говоря сложно найти что-то, во введении чего, не было хотя бы какой-то его роли.
Рис.11 Сравнение половинного, нормального и удвоенного кахарва друг относительно друга.
Дадра-тал.
Дадра-тал используется в киртанах ИСККОН намного реже, чем кахарва-тал. Для его иллюстрации часто приводят в пример наиболее популярную мелодию Дамодараштаки, которая поётся, как раз, на этот тал. В последние же годы как вы думаете, благодаря кому? Да, именно! благодаря влиянию киртанов Аиндры Прабху этот тал становится всё более и более популярным, а также мелодии на этот тал. Под этот тал очень трудно танцевать, так как размер трёх дольный, а ног у нас всего две :). Можно только вальсировать. Я такое явление наблюдал однажды, но обычно подобное в ИСККОН не практикуется. Авартан дадра-тала, как и кахарва-тала, состоит из двух анг, но в каждой из них по три матры. (см. Рис.12).
Рис.12 Структура дадра-тала.
Из-за характерной для этого тала мантры на Караталах (см. Рис.13) этот тал также по аналогии с кахарва-талом называют “Раз-два”, “На два” или “Ту-тал” (Two-tal), что не верно по той же самой причине. Только в этом случае удар “Два” (Та) приходится на первую долю, а “Раз” — на третью. Да, матры в тале делятся по три, где удар “Та” длится две первых матры, третья матра как бы тяготеет к следующей первой, тем самым создавая это ощущение “Те Таааа Те Таааа (Раз Дваааа Раз Дваааа)”. То же самое происходит и в случае кахарва-тала, только там на одну матру больше. Тем не менее нужно ясно понимать, что на самом деле из себя представляют кахарва-тал и дадра-тал.
Рис.13 Основные мантры Каратал на медленный, средний и быстрый дадра-тал.
Дадра-тал тоже имеет 3 подвида («скорости»): виламбит («медленный»), мадхйа («средний») и друт («быстрый»). Однако, в отличие от кахарва-тала, эти разновидности зависят уже не от удвоения матр, а именно от темпа. Относительная длина самих матр не изменяется. Именно поэтому слово «скорость» в данном случае уместно. На каждую из этих скоростей играются различные соответствующие им мантры на Мриданге и Караталах. Для медленной и средней скоростей характерна уже вышеупомянутая мантра Каратал (см. Рис.13). Однако же для быстрой скорости более характерна другая мантра (см. Рис.13). Но если на быстрый играть обычную мантру, в данном случае ничего плохого не будет. Однако всё же лучше играть более характрерную для него. Об этих мантрах можно по-подробнее узнать в соответствующих пособиях. С дадра-тала хорошо начинать киртан, затем плавно переходя в кахарва-тал (чаще удвоенный). [Для справки! Почти любую мелодию можно переложить из дадра в кахарва и наоборот, или из дадра в кемта или даже в рупак и наоборот или из кахарва в кемта и наоборот и т.д. Как-нибудь посвящу этому отдельный пост.]
Кемта-тал.
Кемта-тал/Кхемта-тал/Кемпта-тал/Кхемпта-тал, или как его часто называют, “сыкс-тал” (six-tal), тоже в последнее время набирает обороты популярности. Иногда его ещё называют гарба-раса-тал. Внешне он имеет точно такую же структуру, как и дадра-тал: 2 анги по 3 матры (см. Рис.12). Однако же стилистика этого тала кардинально отличается. Его особенно характеризует акцент на второй матре второй анги авартана. Если взять любую мелодию, где на одну музыкальную фразу, скажем, которая занимает два имени Маха-Мантры, то если на эти 2 имени (скажем, Харе Кришна) приходится один авартан дадра-тала, то на эти же 2 слова придётся дваавартана кемта-тала, если конвертировать мелодию из дадра-тала в кемта-тал.
Рис.14 Мантры на медленный, средний и быстрый кемта-тал.
Кемта-тал тоже имеет 3 “скорости”: виламбит (медленная), мадхйа (средняя) и друт (быстрая), на которые играются соответствующие мантры (см. Рис.14). Эти скорости, как и в дадра-тале зависят от темпа исполнения. На слух кемта больше похож на кахарва: мантра 1 похожа на нормальный кахарва (см. Рис.14) (именно эта мантра встречается относительно редко; чаще используются мантры 2-4 (см. Рис.14)), мантра 4 похожа на удвоенный кахарва (опять упомяну, что в кемта, в отличие от кахарва, матры не удваиваются). Однако же структура у кемта-тала несколько более сложная, чем в кахарва. В отличие от дадра-тала, кемта — это танцевальный тал, но он давольно таки пикантный. Своей ритмикой он побуждает прыгать и танцевать как индус. Не ну реально так! :). Это уже сложно объяснить словами, надо самому ощутить. [Для справки! Так как мантра 4 очень похожа на удвоенный кахарва, то те, кто пытаются её повторить на слух, по привычке “съезжают” на (удвоенный) кахарва, так как он более, так сказать, «квадратный». Однако же, обратите внимание, что в кемта удар “Тек” длится одну матру, тогда как в удвоенном кахарва он длится две!]
Рупак-тал.
Рупак-тал — это семи-матровый тал. Он состоит из трёх анг, в первой из которых три матры, а в остальных двух — по две (см. Рис.15). Обратите внимание, что сам у этого тала отсутствует.
Рис.15 Структура рупак-тала.
Этот тал ещё более пикантен и очень свойственен для традиционной индийской музыки. В Индии на этот тал очень часто поют бхаджаны или даже киртаны. В ИСККОН этот тал пока не распространён, так как его сложно уловить и привыкнуть к нему. Поэтому петь киртан на этот тал на широкую публику не рекомендуется, так как преданные не смогут за ним следовать и начнут беспокоиться. Некоторые преданные всё же используют этот тал (в наше время всё больше и больше). Но если это происходит, лучше это делать в кругу, так сказать, искушённых в музыке преданных. Этот тал как индийская специя. Он создаёт особый, своеобразный колорит. Но далеко не каждому он сразу придётся по вкусу. На это требуется время. Как и в случае, скажем, с чёрной солью для большинства из нас.
Ключевая мантра Каратал на рупак-тал (см. Рис.16) очень похожа на ключевую мантру на нормальный кахарва-тал, если приравнять одну матру кахарва-тала к двум матрам рупак-тала. Отличие тогда заключается в том, что удар “Та” в рупак-тале длится 3 доли, а удар “Та” в кахарва-тале длится 4 соответствующихполудоли (одна доля кахарва-тала равна в данном примере двум долям рупак-тала). Чтобы уловить эту тонкую разницу на слух, начинающему музыканту требуется время. Но ничего невозможного в этом тале нет.
Рис.16 Мантра Каратал на рупак-тал.
Для замороченных :)))*.Если не хотите окончательно запутаться, пропустите последующие 2 подраздела!
Бхаджани-тал.
Я решил в будущем посвятить отдельный пост классификации талов. Но в данном подразделе я вкратце упомяну некоторые специфические талы, являющиеся своего рода дополнением и уточнением к изложенному выше материалу. Одним из таких является бхаджани-тал (см. Рис.17). Он очень похож на друт-кахарва-тал, только мантры на этот тал длятся 16 матр (эквивалентных относительной длине матр друт-кахарва-тала), что занимает целую музкальную фразу мелодии. На Караталах в этот момент играется то же самое, что и на друт-кахарва. Поэтому разные источники расходятся во мнении: одни считают его отдельным талом, другие — разновидностью друт-кахарва-тала. Бхаджани-тал используется тогда, когда надо играть удвоенный кахарва, но темп ещё достаточно медленный. Он хорошо подходит для раскачки темпа, но когда темп уже стал умеренно быстрым, принято переходить на стандартный друт-кахарва-тал.
Рис.17 Бхаджани-тал. Мантры на Караталы, Мридангу и Таблу.
Натйа-тал.
Имя «натйа-тал» дал этому талу Павана Прабху. Правда, словосочетание «натйа-тал» ни в одном мне доступном источнике (а моей подборке книг на эту тему вполне можно позавидовать) не упоминается. сдался даже Ачарья Шри Гугл. Натйа-тал имеет такую же ритмическую сетку, как и кахарва-тал, но очень сильно от него отличается в акцентном отношении (см. Рис.18). Его характеризуют особые акценты на 4ю матру первой анги, а также 3ю и 4ю второй анги. Некоторые его называют самадхи-тал, так как он хорошо подходит для медитации. Проблема же заключается в том, что в традиционных школах нет об этом тале никакого упоминания. Он предположительно взят из западной поп-музыки и популяризован группами такими вайшнавскими киртан-группами, как «As Kindred Spirits» и «Mayapuris». Вот так! Принцип юкта-вайрагьи хорошо работает и в музыке. Подобная ритмика действительно характерна именно для западной музыки. Об этом также говорит и то, что этот «тал» подходит только для равномерного темпа. Его нельзя ускорять в течение одного произведения. Разве что это делать можно ооочень постепенно. Если его играть в умеренном темпе, то создаётся настроение спокойствия, шанти. Вот пара примеров исполнения киртана в натйа-тале: «As Kindred Spirits», Aditi Dukhaha Prabhu. В быстром же темпе этот тал побуждает танцевать в стиле Диско! 🙂
Рис.18 Натйа-тал. Мантры на Караталы и Мридангу.
Ритмическая сетка для написания нот. Как читать мелодии, написанные в Саргаме.
Я на своей музыкальной странице буду периодически выкладывать различные мелодии на Маха-Мантру и на вайшнавские бхаджаны. В основном я буду это делать в Саргаме. Далее я покажу на примере мелодии Прабхупады, как читать нотную сетку мелодий в разных талах.
Источник