Как подобрать нужный аккорд

Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео

На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.

Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.

Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.

Обратите внимание на наш авторский курс «С нуля до полной свободы» . Он рассчитан на новичков и начинающих музыкантов.

А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?

По нотам или на слух?

Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.

Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.

Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.

Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.

На чем тренироваться

Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.

Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:

Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.

Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.

С чего начать

Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.

Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).

Третье . Когда вы знаете тональность и выбрали фрагмент с которого начнете, сядьте за инструмент и послушайте этот музыкальный отрезок еще раз. Постарайтесь зацепиться слухом за линию баса. Бас лежит в основании музыкального построения и на нем все держится. Слушайте бас и пробуйте подыгрывать ему. Находите «Звуки-гво́здики» — такие звуки, за которые зацепился слух. Отталкиваясь от этих звуков гораздо проще найти остальные, анализируя: куда двигалась мелодия баса до этого звука, а куда пошла после; перемещается поступенно или скачками.

Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.

Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.

Используем родственные тональности

Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .

Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .

А сейчас взгляните на круг:

Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.

Рассмотрим еще пару примеров

Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:

Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.

Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.

В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.

Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Тренируем слух

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.

Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.

Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.

Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.

Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.

Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.

Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.

Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:

  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
  • Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
  • Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
  • В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)

Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.

Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!

Источник

Учимся определять аккорды в песнях и сочинять собственные мелодии

Умение играть на музыкальном инструменте, а в частности на гитаре, дает возможность гитаристу реализовать свой творческий потенциал. Освоив базовые навыки и научившись исполнять чужие мелодии музыканты часто приходят к тому, что им хочется самим научиться писать музыку или подбирать услышанные мелодии. Именно в своих мелодиях музыкант может в полной мере передать своё мироощущение и эмоциональный посыл слушателям.

Для новичков в данной сфере первым шагом является определение основной ноты аккорда. Это обычно самая низкая нота, поэтому вы должны быть в состоянии услышать, идентифицировать и сравнить её с другими нотами.

Чтобы найти аккорды на гитаре сначала вы должны установить, какой тональности эта песня.

Для установки правильной тональности необходимо научиться внимательно слушать и определять, какой был первый аккорд.

Как можно подобрать аккорды

Один из основных методов подбора аккордов – использование слуха. Слух – важный инструмент для создания музыкальной композиции на гитаре. Именно поэтому на обучающих уроках игры на гитаре стоит уделить внимание развитию музыкального слуха.

К этому списку также можно добавить подбор по тональности, различные программы и приложения.

Каждый из способов наделен своими преимуществами и недостатками, и выбирать наиболее эффективный способ нужно, исходя из конкретных условий: уровня музыкального слуха исполнителя, качества композиции, наличия дополнительного оборудования или доступа к онлайн-ресурсам.

Для новичка, который хочет исполнить песню на гитаре, подойдет метод с онлайн распознаванием или же с помощью приложения на смартфоне, поскольку у начинающих гитаристов музыкальный слух может не быть развит на таком уровне, чтобы определить тональность, в которой играется песня. Новичкам с хорошим музыкальным слухом также подойдет способ подбора на слух, но это довольно тяжело и отнимает много времени. Стоит помнить, что онлайн методы также могут быть неэффективными, потому как программы могут показывать не точную информацию. Рассмотрим особенности некоторых способов подбора аккордов.

На слух

Распространенный метод – подбор на слух. Прослушивая песню, ну или же ее фрагменты, необходимо сосредоточиться на ее звучании. Одновременно с этим вы играете на гитаре, стараясь достигнуть звучания в унисон.

По началу, вам может потребоваться много времени, поскольку необходимо будет перебирать известные вам сочетания, но с опытом ваши навыки улучшатся и вам будет достаточно от 2 до 4 попыток, чтобы подобрать правильный аккорд. Процесс, который вам предстоит сделать, называется – нахождение тоники.

Далее нужно будет определить интервал между первым и вторым аккордами. Одни из распространенных интервалов: терция, кварта и квинта. Вам следует начать именно с них.

По тональности

Определение тональности, в которой играет мелодия – гораздо более эффективный и удобный способ. Существует два простых способа определить тональность:

По аккордам:

В тех случаях, когда песня начинается с септаккорда или другой вариации, для определения ее тональности требуется убрать от аккорда лишние символы. Также, для правильного построения аккордов в тональности, надо знать, какие в ней ступени и как они расположены. Ступени — это ноты, входящие в тональность, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами и их всего семь.

По гамме:

Зная основы музыкальной теории, которые начинающий музыкант может получить на курсе уроков по сольфеджио, и умея определять мажорные и минорные гаммы, исполнитель может начать исполнять последовательно гаммы в разных тональностях, найдя ту, которая будет звучать наиболее гармонично и не будет вызывать диссонанса в сочетании с выбранной композицией.

Онлайн

Простой и проверенный метод, но работающий исключительно с чисто акустическими композициями, поскольку программы путаются в аранжировках, пропускают ноты и из-за этого аккорды определяются некорректно.

С помощью приложения на смартфоне

Еще один легкий способ, но он также помимо плюсов в удобстве использования имеет минусы. Приложение также может не считывать ноты и вызывать сбои, если качество записи желает лучшего или в композиции использовано большое количество инструментов и наложена обработка. Тем не менее, данный способ может дать хорошую базу для тех, кто только начинает свой путь в мире сочинения музыки на гитаре.

Программы на компьютере

Данный способ работает по той же схеме, что и два предыдущих и является более эффективным. Но различные программы также предполагают минусы в своей работе – есть запись будет плохого качества, программа покажет неправильный результат.

Практические советы по подбору аккордов

Многие задаются вопросами «Как подобрать песню на гитаре?», “Как подобрать бой к песне на гитаре?”. Процесс кажется трудным, непонятным и длительным, но добиться результата можно и за короткий период времени. Большинство людей, которые научились хорошо играть на музыкальном инструменте, действительно обладают необходимым чувством ритма и имеют хорошо развитый музыкальный слух. Эти способности они получили во время обучения в студии игры на гитаре и с опытом в процессе игры. И именно они помогут в дальнейшем легко и без проблем подобрать аккорды, бой или мелодию понравившейся песни. Для того, чтобы ускорить процесс примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Услышав интересную мелодию или новую песню, которую вам захотелось сыграть, не спешите искать табулатуры в интернете. Попробуйте самостоятельно на слух подобрать ее. Начните с аккордов или тональности. Не обязательно нужно начинать с первой ноты, найдите любую зацепку, в любом месте мелодии и постепенно продвигайтесь, находя нужные ноты и добиваясь звучания в унисон.
  2. Не бойтесь использовать дополнительные средства: приложения и программы. Они помогут вам на начальных этапах. А первые успехи дают мотивацию продолжать развивать музыкальный слух и подбирать все новые и новые композиции.
  3. Подбирая аккорды, используйте программы, позволяющие замедлить темп композиции. В медленном темпе вам будет проще разобраться с ведением мелодии и сменой аккордов.
  4. Обратите внимание на строй гитары исполнителя. Иногда строй вашей гитары и гитары музыканта, который играет понравившуюся композицию могут не совпадать, что делает подбор правильных аккордов невозможным. Отстройте свою гитару в нужной тональности или используйте каподастр.
  5. Практикуйтесь как можно больше. Начните с простых композиций, которые строятся на последовательности 3 — 4 простых аккордов. Это поможет вам понять логику построения гармонических последовательностей. С опытом вы сможете взяться за более сложные песни и разбирать их с легкостью на слух.

С чего начинать самостоятельное написание музыки

Многие эксперты и профессиональные музыканты сходятся во мнении, что невозможно сочинять музыку без базовых знаний в сольфеджио. Начав изучать теорию музыки, вы совсем по-другому будете слушать музыкальные произведения, начнете понимать гармонию и логику построения мелодии и аккордов. Только, получив необходимый базис, можно начинать говорить об составлении и записи собственных мелодий.

Но песня — это не только музыка, а еще и текст. Существуют также и правила, которые помогают грамотно создать вербальную составляющую произведения. Так, например, слушая любимую песню, обратите внимание, что она состоит минимум из одного или нескольких куплетов и повторяющегося припева.

Также важно подумать о гармонии и совместимости текста и мелодии. Важно, чтобы они не входили в диссонанс друг с другом. Если вы выберета для создания музыки минорную тональность, то жизнерадостный или шуточный текст не подойдет. Важно также, чтобы стихи по ритму совпали с написанной мелодией. Все эти тонкости и нюансы по началу кажутся сложными и непонятными, но стоит только начать, создать первое произведение, поймать волну и со временем вы уже уверенно будете ложить стихи на музыку и играть авторские песни.

Способы написания песни

Как же сочинить песню под гитару, которая будет вызывать восторг у окружающих?

Существует несколько подходов в создании песен. Написание композиции можно начинать с составления текста, который потом можно наложить на мелодию, можно сначала создать мелодию, на которую потом написать или подобрать текст или сосредоточится на гармонии.

При первом способе, прежде чем сочинить мелодию, нужно придумать хотя бы небольшую часть текста. Определиться, о чем будет ваша песня? Продумать тему, сформировать из слов фразу и пропеть ее поверх выбранной последовательности аккордов. Не стоит останавливаться, продолжайте придумывать мелодии, пока не найдете ту, которая соответствует аккордам и не создаст последовательность, которая вам понравится. После этого важно сосредоточиться на поиске идеальной гармонии, чтобы все аккорды между собой были созвучны.

В случае, если сначала у вас в голове возникла мелодия, важно успеть ее записать и подобрать аккорды, которые станут основой композиции. Когда музыкальная база подготовлена, переходите к написанию текста. Определитесь, о чем будет ваша песня, какой посыл вы хотите передать слушателям. Напишите первый куплет и попробуйте соединить его с мелодией. Пробуйте и экспериментируйте, пока не найдете идеальное сочетание. После куплета переходите к припеву. Он должен быть похож на куплет, попробуйте поэкспериментировать с ритмом и поиграть словами. Найдите сочетание, которое будет хорошо запоминаться.

Наиболее популярные сочетания аккордов

1) До мажор C-G-Am-F

Одна из самых популярных последовательностей, особенно на западе, поскольку именно эта последовательность часто ложилась в основу известных хитов в мире музыки.

Примеры песни: The Beatles — Let it be, Aerosmith — Cryin.

2) До мажор Am-F-C-G

Еще одна популярная последовательность, начинающаяся всегда минорного аккорда.

Примеры песен: The Cranberries – Zombie, One Republic – Apologize.

3) До мажор C-F-G-C

Последовательность аккордов, ставшая основной для рок-музыки.

Примеры песен: Led Zeppelin — Rock and roll.

Источник

Оцените статью