Как подобрать созвучные ноты

Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе

Сохранить и прочитать потом —

Вы никогда не задумывались, почему некоторые ноты больше подходят друг другу, чем другие? Как связаны между собой частоты их волн? Почему ноты одной тональности звучат «хорошо»? Почему «хорошо» звучат ноты в составе аккорда?

Ответ на этот вопрос связан с понятием «консонанса» (т.е. «созвучия») и современной наукой психоакустикой. Консонанс представляет собой согласное, стройное звучание, а диссонанс наоборот – несогласное или беспокойное.

Прежде всего, необходимо различать чистые тона, которые являются обычными синусоидальными волнами, и реальные тона, которые воспроизводятся музыкальными инструментами. Реальные тона, по сути, состоят из гармонических обертонов с разными амплитудами. Таким образом, каждая нота, сыгранная на любом инструменте, представляет собой сложный звук, состоящий из основного тона и большого числа обертонов.

Обертоном называется любая собственная частота выше основной, а те обертоны, частоты которых относятся к частоте основного тона как целые числа, называются гармониками. При этом основной тон считается первой гармоникой. Выходит, что значения частоты каждой гармоники относятся к основному тону следующим образом: f, 2f, 3f, 4f, ….

Частоты гармоник так же относятся друг к другу как целые числа и формируют основные музыкальные интервалы: 2:1 – это октава, 3:2 – это квинта, 4:3 – это кварта и т. д. В разных музыкальных культурах и в разные периоды времени отношение к консонансным и диссонансным интервалам различалось. Во времена Пифагора консонансными интервалами считались октава, квинта и кварта, однако в 13 веке к ним присоединилась терция. Все это связано с изменением музыкальных вкусов.

Читайте также:  Ахра карие глаза ноты для фортепиано

Иэн Джонстон (Ian Johnston) написал книгу «Measured Tones», в которой описал теорию созвучий (музыкального консонанса). В ней он сравнивает диссонанс с приправами, отмечая тот факт, что все мы относимся к ним по-разному. Строение наших ушей и мозга отличается, потому отличаются и наши понятия о «хорошем звуке».

Лукас Бивальд (Lukas Biewald), основатель компании CrowdFlower, соглашается с тем, что «хорошее звучание» – это очень субъективное понятие. Он говорит, что то, какие песни нам нравятся, зависит от нашей культуры, характера, даже настроения.

Давайте отойдем от личных предпочтений и немного углубимся в физику происходящих процессов. «Наиболее созвучными будут ноты, имеющие одинаковую высоту тона. Другими словами, соль малой октавы фортепиано созвучна с нотой соль (G) на гитаре, – отмечает Бивальд. – Вот график звуковой волны, которую воспроизводит гитарная струна»:

Звуковая волна – это серия колебаний воздуха, заставляющих вибрировать с разной частотой маленькие волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе человека. Слышимый нами звук являет собой сумму этих вибраций. Чтобы выделить частоты, сокрытые в этом звуке, обратимся за помощью к математике и воспользуемся преобразованием Фурье.

На графике мы видим, что нота соль содержит несколько частот. Самая низкая частота колебания струны равняется 196 Гц. Эта частота называется основной. Но мы видим, что есть частоты, которые превышают её в два и более раз – это обертоны или гармоники.

Когда Лукас Бивальд пропел ноту соль, одновременно ударяя по струне G на гитаре, получился уже вот такой график:

Внешний вид кривой отличается, но если сравнить частотные графики, то они совпадут.

Красными точками отмечены частоты гармоник. Между ними ровно 196 Гц, как и в предыдущем случае. Бивальд говорит: «Когда я пою ноту соль и беру её на гитаре, воздушные вибрации, исходящие от голосовых связок и струны инструмента, воздействуют на одни и те же волосковые клетки в моём ухе».

Давайте посмотрим на график, который получится, если сыграть ноту соль на гитаре, но на октаву выше. Он отличается от двух предыдущих.

Если взглянуть на частоты гармоник, то мы заметим, что положение некоторых из них совпадает. Как результат, в обоих случаях будут вибрировать практически одни и те же волосковые клетки уха. Именно поэтому у нас возникает ощущение того, что это две одинаковые ноты, хотя они и отличаются на одну октаву.

«Помимо понятия октавы у нас еще есть понятие квинты. Две ноты, которые различаются на квинту, наиболее созвучны», – говорит Бивальд. Отношение между нотами до и соль равняется квинте. Поэтому в западной музыкальной традиции большинство аккордов, строящихся от ноты до, содержат в себе ноту соль. Но почему они так подходят друг другу? Вот частоты ноты до, сыгранной на гитаре Бивальда.

Здесь красным отмечены частоты ноты соль, а жёлтым – ноты до. Видно, что они не всегда перекрываются, но поскольку основная частота ноты до относится к основной частоте ноты соль как 3/2, то совпадают каждая третья гармоника соль и каждая вторая гармоника до.

Считается, что нотами, которые наиболее созвучны с до, являются фа и соль, поскольку они находятся на расстоянии идеальной кварты и идеальной квинты соответственно. Давайте взглянем на их гармоники.

Гармоники соль и фа часто перекрывают гармоники до. Однако гармоники соль и фа совпадают на порядок реже. Именно поэтому, когда мы слышим ноты соль+до и фа+до, они кажутся нам консонансными, а когда слышим фа+соль – у нас возникает чувство диссонанса. По этой причине эти три ноты практически никогда не берутся одновременно. Теперь взглянем на более подробный график:

Видно, что у до и ми много совпадающих гармоник, поэтому ноты до, соль и ми образуют аккорд до мажор. У до и ре-диез (ми-бемоль) столько же совпадающих гармоник, поэтому ноты до, ми-бемоль и соль образуют аккорд до минор. Если гармоники нот никак друг с другом не соотносятся, то при одновременном их [нот] воспроизведении мы слышим диссонанс. Например, до и фа-диез – у них нет перекрывающихся гармоник. Подробнее об этом вы можете прочитать в другом ответе Лукаса Бивальда.

Есть и другие психоакустические эффекты, влияющие на наше восприятие звука. Диссонанс возникает в тот момент, когда мы слышим два звука с практически одинаковыми, но все же различными, частотами.

Со временем сдвиг по фазе увеличивается:

Мы с вами слышим сумму голубого и оранжевого сигналов:

Если растянуть временную шкалу, то мы получим:

Когда сигналы находятся в фазе, они усиливают друг друга, и возникает усиливающая интерференция. По мере сдвига возникает ослабляющая интерференция, и сигналы начинают гасить друг друга до тех пор, пока не окажутся в строгой противофазе.

Из-за этого возникает пульсирующий звук, который вы наверняка слышали (сыграйте на расстроенной гитаре или фортепиано). Для западного слушателя он покажется диссонансным, но этот прием используется в музыке некоторых культур.

Источник

Почему получаются ужасные и не созвучные мелодии?

Почему получается не созвучная «каша» в мелодии и дисгармония?

Если вы пишите электронную музыку, не так давно или даже уже достаточно долго, но у вас все равно выходят не созвучные, не серьезные и «глупенькие» мелодии и идеи для ваших композиций, то, на удивление многих, это НЕ решается изучением нотных грамот или обучением в музыкальных школах…

для того, чтобы спокойно писать красивые мелодии для электронной музыки, все это решается только одним простым правилом — «КАК НУЖНО СМОТРЕТЬ НА НОТЫ ПРАВИЛЬНО»!

Понимание такой перспективы начинающими музыкантами можно сравнить с 3d очками в кинотеатре, при просмотре 3d фильма; если вы без очков, то картинка кажется вообще идиотской и точно не объемной, но в момент, когда вы надеваете 3D очки – все становиться по-другому, совершенно иначе…

То же самое с умением правильно смотреть на НОТЫ, и моментально понимать, как организовать их в созвучные мелодии и идеи.

Именно такое умение и ЭТИ очки вам будут дарованы в конце данной статьи… для того, чтобы больше никогда не допускать этих по-детски глупых ошибок в гармонии, при написании идей для своих треков!

Итак, может быть только два варианта музыкантов;

  • те, кто знает главный принцип гармонии, тому вообще будет трудно допустить гармонические ошибки и получить какую-то не созвучность в своей мелодии; они смотрят на ноты через определенный ЗАКОН и принцип их организации,
  • и те, кто НЕ знает данного принципа; они смотрят на ноты, как просто на набор клавиш на пианино, не организованные логически НИЧЕМ, и для них ноты — это почти бескрайние джунгли.

Если ваш случай ВТОРОЙ или даже просто НЕ первый, то с прочтением этой статьи и моментальной пробой всего понятого на деле, как правило происходит магической и заветное «ААА… вот как просто все это работает. ».

Так что приготовиться стоит, но от вас потребуется очень сильная концентрация на материале в данной статье, пожалуйста проявите старание и бдительность на этом этапе…

В общем-то вот сразу, с порога ГЛОБАЛНАЯ разница в том, как смотрит на ноты музыкант, ПОНИМАЮЩИЙ главный принцип гармонии и музыкант, который его НЕ ПОНИМАЕТ:

Тот кто «НЕ понимает»

Тот, кто «понимает»

И разница вся в том, что один музыкант смотрит на ноты, понимая, как организовать их в правильной последовательности или созвучия аккордов, чтобы звучало гармонично и музыкально, второй будет пробовать все и получать совершенно случайные, даже не понятные для него (правильные или неправильные) результаты в звучании.

И следовательно из того, что это ЕГО авторское творение, второй музыкант будет считать это МУЗЫКОЙ, очень глубоко ошибаясь и убивая уши и настроение своих будущих слушателей — оценщиков (чаще это друзья, родные или случайные жертвы в интернете)).

СЕЙЧАС важно понимать, как организовать все это несметное количество нот в какой-то принцип, который будет звучать как музыка (т.е. гармонично) и вот как это просто сделать и что нужно понимать:

Для написания электронной музыки, вам нужно понимать всего два принципа: ВЕСЕЛЫЙ ПРИНЦИП и СЕРЬЕЗНЫЙ ПРИНЦИП.

И это, как многие, наверное, уже догадались вездесущие, но почему-то до сих пор многим не понятные, МАЖОР и МИНОР.

Если вернуться к аналогии с 3D очками и фильмом, то в музыке нужно пользоваться всего двумя видами очков, для того чтобы смотреть на просторные «джунгли» из нот и сразу получать гармоничные мелодии и аккорды из них. Нужно смотреть через две немного отличающиеся призмы:

ЛАД МИНОР и ЛАД МАЖОР, при чем, скорее всего, в 80% случаев вы будете пользоваться в EDM (Электронная танцевальная музыка) только одной из них и это призма ЛАДА МИНОР, который мы и разберем в этой статье.

…что опять за непонятное музыкально-теоретическое понятие «ЛАД»? Я вам что Бетховен или Чайковский.

ЛАД — это не что-то сверх умное и непостижимое, реально лад – это всего лишь 7 знаков, которые вам нужно будет запомнить один раз, и вы уже в клубе «крутых EDM музмейкеров»!

Как я и говорил, ЛАД это — призма, через которую нужно смотреть на ноты.

После аналогии с 3d очками, сейчас будет полезно представить, что ЛАД — это трафарет, который вы будете прикладывать к разным местам на Piano Roll, чтобы сразу получать для себя сочетание ПРАВИЛЬНЫХ клавиш, используя которые, вы будете получать свои первые красивые и гармоничные мелодии для будущих хитов!

Вот вам трафарет самого популярного ЛАДА МИНОР, чтобы ты мог писать супер взрывные мелодии как у современных звезд EDM арен.

ЛАД МИНОР

Чтобы пользоваться этим трафаретом и понимать его много не нужно.

Нужно просто знать, что за минимальные шаги имеются и как они называются между нотами на Piano Roll. Шаги существуют в «тон» и в «полутон».

К примеру, между соседней белой и черной клавишей – полутон, между многими соседними белыми клавишами – тон, но нужно понимать, что есть моменты, где между соседними белыми клавишами бывает полутон (так как между ними нет черной клавиши) эти случаи отношений (E-F и B-C)

Взяв одну октаву отдельно от ноты C до следующей ноты C, просто смотрите пока на все и черные и белые клавиши, как на набор отдельных звуков, их в одной октаве 12, вы можете их посчитать.

Если использовать все 12 звуков из каждой октавы на всем Piano Roll ни чего хорошего не получиться, вы скорее всего уже проверили.

Вам всего лишь нужно знать, что нужных нот из 12 в одной октаве – 7, и они потом такой же схемой повторяются во всех остальных октавах. В нашем первом трафарете — ЛАД МИНОР, как раз 7 составляющих, которые отмечены как ТОН и ПОЛУТОН.

Приложив ЛАД к одной из выбранных 12 нот на октаве, вы получите свой заветный набор из 7 нот, которые вы будете использовать для написания красивой мелодии – и это называется тональность.

Применять нужно по началу внимательно, чтобы не ошибиться в отсчете.

Ставим ноту на выбранную клавишу (это и будет наша ТОНИКА из ТОНАЛЬНОСТИ) и от нее шагами начинаем отсчет по формуле (и следим обязательно за правильностью отношения нот по пути)

Применяя такую формулу от разных нот, вы получите вот такие варианты ТОНАЛЬНОСТЕЙ (то есть взаимодействия 7 нот):

Ре-Бемоль-Минор (Db-min)

Ре-Минор (Dmin)

До-Минор (Сmin)

Ля-минор (Amin)

И самым простым ориентиром в начале написания музыки – служит ТОНАЛЬНОСТЬ А min (Ля минор), то есть такая формула от ТОНИКИ А (Ля)) – получаться все белые клавиши от ноты A до следующей ноты А.

Здесь возможно вам будет проще писать музыку без всяких формул и отсчетов!

Вы спросите теперь, как не запутаться в этих трех надоедливо-музыкальных понятиях «ЛАД», «ТОНАЛЬНОСТЬ» и «ТОНИКА»?

Все просто и логично станет прямо сейчас: ЛАД — это более глобальный «трафарет» или схема организации отступов в нотах (тон-полутон), который мы можем перемещать по любым нотам (тоникам) и ЛАД существует как просто формула, без привязки к определенной ноте.

Но как только лад применяется к выбранной ноте, то нота становиться тоникой и из этого совмещения получается ТОНАЛЬНОСТЬ, которая будет уже как-то называться, в зависимости от выбранной ноты\тоники (C или ДО) и лада (формулы), который был применен к выбранной тонике (к примеру МИНОР) – получаем тональность До-минор (C min).

И теперь с помощью любого инструмента попробуйте на более низкую октаву поставить длительную басовую ноту на тонике (к примеру, сейчас это А (Ля)) И на октаве выше прописывать более быстрые штрихи с переходами по всем 7 нотам, и теперь ни каких НЕ СОЗВУЧИЙ не будет, если следовать выбранной МИНОРНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ.

Музыка и первая идея теперь звучит гармонично и серьезно. Так как это МИНОР, серьезность суровость, грусть и меланхолия – его ключевые характеристики, и все это благодаря его особым отношениям между нотами и их организации во всем спектре — Ладу.

Есть так же второй принцип ЛАД МАЖОР и в нем отступы и ступени в нотах организованы совсем по-другому принципу.

В переходах нот по тональностям МАЖОРА получается немного другая гармония, более жизнерадостная и красочная…

Чтобы писать более профессиональные и зажигательные мелодии и аккордовые прогрессии вместе с этой мелодией, без особых проблем — соблюдая тональности, нужно понимать, что такое мелодия и аккорды и как могут быть построены последовательности из них внутри одной тональности.

Все это так же легко решается в нашем коротком и БЕСПЛАТНОМ ВИДЕО КУРСЕ «5 основ в гармонии для написания электронной музыки», который ты можешь прямо сейчас

Источник

Оцените статью