Как подпилить лад у гитары

MasterGitar.com

Обработка ладов требуется для придания каждой вершине правильной формы, а также выранивания высоты. Сделать это надо даже на новых, только что установленных ладах. Если вы хотите только обработать старые лады, то убедитесь, что их высоты хватит.

Ещё раз важный момент, для тех кто решил пропустить все предыдущие статьи и сразу взял напильник и закатал рукава. Править надо жестко зафиксированные в ровном грифе лады. Если гриф сильно прогнут, то надо сначала его выпрямить и потом уже заниматься ладами.

Выравнивание высоты всех ладов

Надо выпрямить верхушки ладов, чтобы струны не касались следующего лада. Это надо делать и на новых ладах. Лад может иметь некоторую волну, какие-то неровности, незаметную неравномерность установки в пропил. Если ваши лады идеальные и сделали вы все идеально, значит коснувшись притиром ладов вы оставите одинаковые риски на всех ладах сразу с первого движения. В этой операции нет никакого лишнего стачивания высоты.

Возьмите короткий притир, около трети грифа, на него наденьте наждачку, номер которой подберите самостоятельно, это где-то 240.

Притиром водя по всей поверхности ладов, добейтесь чтобы он выровнял все вершины. Начинайте с высоких позиций, там ладов больше, снять их можно без опаски сильнее, и смещайтесь к началу грифа, и на первых позициях аккуратно только коснитесь ладов, убедившись, что все ровно.

Если есть какие-то неровности по высоте, то где-то снимет сравнительно много, где-то только начнёт, главное выпрямить. Но остановиться надо, как только последний лад, т. е. самый низкий, слегка потрётся притиром.

Напильником не пользуйтесь. Их нет ровных практически. И вы не удержите плоскость.

Для проверки можно использовать ровную плоскость с такой длиной, чтобы захватывало первых три лада. Ни на каком ладу уровень не должен начать качаться.

Закругление верхушки лада

Теперь у каждого лада образовалась на вершине некоторая площадка, причём ширина её может быть разной. Надо сделать так, чтобы ширина этой площадки не превышала 0.5мм. Иначе струна будет неверно отсекать, плюс ещё может появиться дребезжание.

Есть мнение, что лад должен быть идеально полукруглым и никаких площадок быть не может. Но давайте вспомним физику из школьного курса, а точнее формулу взаимодействия площади касания и оказываемого давления. Чем меньше площадь касания, тем больше оказываемое давление, именно по этому острое и режет. Площадь касания идеально круглого лада и струны будет очень малой, а значит будет сильное давление на струну. В результате излишний износ канители. На практике более жесткий лад вминается в канитель струны, и все заканчивается какой-то площадью касания. Если предусмотреть эту минимальную площадь касания на поверхности головки лада сразу, тогда истирание канители хорошо замедлится.

Продолжим закатывать лады.

Перед этой операцией многие мастера защищают накладку малярным скотчем, приклеивая его вдоль лада с обеих сторон.

Существуют разные виды инструмента для закатки ладов гитары. Самый удобный, наверно, напильник с полукруглым желобочком. Он постепенно с обоих сторон уменьшает выше указанную площадку. Такой напильник просто не купишь, надо заказывать в специальных гитарных магазинах.

Есть другой способ: закатка плоским напильником

Находите напильник плоский и ровный, шириной 2.5 см примерно. Величина несечки — без зверства. Торец, где нет насечки, на точильном камне обрабатываете, сняв фаски с обоих сторон. Смысл в том, что торец даже с некоторым наклоном не мог царапать дерево.

Этим напильником, приставив его сбоку головки, начинаете стачивать тело лада, то с одной, то с другой стороны, пока площадка не выйдет на размер. Т. е. обработанный гладкий торец напильника елозит по дереву накладки, а насечка закругляет головку лада. Слегка подворачивайте напильник, заваливайте его на лад, чтобы не делать трапецию из лада. Мне удобнее было держать напильник не за ручку, а за тело над обрабатываемым ладом.

Теперь у вас лады в одной плоскости и у каждого на вершине площадка 0.5мм.

Фаска по краю накладки: обработка торца лада

Возьмите тот же напильник и им снимите фаску с краёв накладки, захватывая торцы ладов. Лады снимайте не слишком сильно, чтобы потом при игре струна не срывалась с грифа. От струны до начала фаски на торце лада лучше иметь где-то 2.5мм.

Возможен вариант, вообще не заваливать фаски у ладов, когда гриф узкий. Т. е. только обработать торцы заподлицо к накладке. При ремонтах бывает всё что угодно. Одни хотят расширить, другие сузить. На семиструнных гитарах есть техника захватывать шестую струну большим пальцем, что предполагает ее близкое распложение к краю накладки.

Снимаем острый уголок

Теперь возьмите надфиль с самым маленьким зубчиком. И, так же как у выше указанного напильника для закатки, обработайте один торец до гладкого состояния, чтобы не царапал. У меня обработаны оба торца, но на одном не снята фаска.

Этим надфилем вы должны обработать уголок (см. схему), немножечко закруглить его. Этот уголок, образуется на торце лада. Этих уголков у каждого лада по два на каждой стороне. Со временем лад немножко выйдет за габариты накладки. Если оставить этот угол, тогда он будет неприятно царапать кожу, если провести по углу накладки. Если же его закруглить, тогда это будут только гладенькие шишочки торцов. Задел для этого мы подготовили ещё на этапе подготовки лада.

Мелкая наждачка, подготовка к полировке

Теперь осталось взять мелкую наждачку и все лады пошкурить, для закругления всех уголков — и торцовых, и на плоской площадке.

Возьмите мелкую наждачку (800-1000) и потрите каждый лад по этой плоской площадке вдоль и поперёк.

Очень правильно заполировать лады пастой ГОИ. Достаточно правильно подготовить лады для этого, т.е. 1500 наждачной бумагой зашкурить лады. Потом пасту на тряпочку и интенсивно тереть до блеска. Если у вас есть возможность полировать полировальным кругом, например, на болгарке, то это совсем удобно. Только не повредите деку — лучше сразу что-то подложить.

После зачистите накладку между ладами или уберите защитный скотч.

Покрытие накладки гитары

Классическим вариантом покрытия поверхности накладки на лицевой стороне, т.е. между ладами является высыхающее масло. Вы можете использовать любое с такими качествами. Можно относительно легко приобрести лимонное, тунговое, датское масло. Все эти составы пропитают поверхность накладки, заполнят поры и застынут, что защитит вашу накладку от перепадов влажности между летним и зимним периодами. (Летом влажно, зимой из-за отопления сухо.)

Если нет масла, то слегка покройте накладку политурой, сильно разбавленным лаком, для защиты от влажности и грязи. Чтобы древесина потемнела, но лака, как такового, видно не было.

Источник

Самоучка на гитаре

  • 27.02.2014
  • Последние добавления
  • Сергей
  • Комментарии к записи Как шлифовать лады на гитаре в домашних условиях? отключены

У Вас износились лады на гитаре и начали звенеть струны?

тогда Вам сюда.
Как отшлифовать лады на гитаре в домaшних уcловиях?
Это нe тaк слoжно, кaк мoжет пoказаться нa пeрвый взгляд, хотя хочу заметить — это не лучший способ выхода из такой ситуации.

Эту ответственную процедуру должен делать гитарный мастер специальными инструментами.
Предположим, что у Вас нет возможности привлечь мастера, тогда начнем решать проблему своими силами..
В первую очередь нам нужно визуально оценить глобальность проблемы. Если на ладах такой износ, что струны уже достают до накладки грифа, то Вам уже шлифовка не поможет, только нужно менять все лады на гитаре. Но если все не так плачевно, тогда приступим:

1. Для начала нужно снять с инструмента струны и верхний порожек (возле первого лада) и при помощи анкера выровнять гриф (проверить линейкой), и в процессе шлифовки периодически проверять, т.к. дерево постепенно будет приобретать изначальное положение.
2. Нужно вырезать из плотного картона такой себе «фартушок», и накрыть деку гитары, чтоб не повредить инструмент.

3. Между каждым ладом нужно заклеить деревянную поверхность малярным скотчем, опять таки во избежание повреждений.

4 . Берём ровный брусок (желательно по длине длиннее чем гриф) и наклеиваем на него наждачную бумагу с средним зерном, можно также использовать наждачный брусок, круг, но обязательно с ровной плоскостью (не снимайте наждачный круг с точила, он уже не ровный), и медленными движениями начинаем шлифовать от первого до последнего лада с одинаковым усилием.

Примечаниие:
Не шлифуйте отдельно какой то один лад, проводим бруском только по всем ладам.
5. Теперь мы добились нужных результатов, пoследняя сaмая глубoкая ямка исчезлa мoжно приступить к закатке ладов, сделать углы ладов полукруглыми.
После шлифовки ладов углы приобрели форму трапеции. Берем надфиль, и срезаем углы до полукруглого состояния.
После этого берем карандаш, стачиваем его на 45 градусов, удаляем стержень,

и на то место, где мы сточили карандаш накладываем мелкую наждачную бумагу и доводим углы до гладкого состояния.

6. Полировка ладов.
Пoсле тoго кaк лaды приoбрели пoлукруглую фoрму приступим к их полировке. Каждый лад обрабатывается вдоль нулевкой, пока не исчезнут все шероховатости оставленные при шлифовке. После этого желательно пройти все лады на войлочном круге.

Источник

MasterGitar.com

Вы подошли к этапу, когда вам надо сделать пропилы под лады в накладке гитары. В условиях производства это делается с помощью станков. В условиях мастерской пропилить накладку гитары можно с помощью специального стусла. Но есть и совсем простой способ аккуратно пропилить накладку под лады на гитаре с помощью простых инструментов, доступных каждому.

Главное в этом простом способе никуда не спешить и придерживаться предложенной последовательности действий. Когда вы почувствуете, что управляете инструментом, то внесёте необходимые вам исправления.

Всё начинается с расчета мензуры гитары

Перед вами должна лежать таблица с расстояниями разметки ладов. В специальном стусле для пиления под лады гитары эту роль выполняет шаблон с насечками, который повторяет эту разметку. На уровне каждого лада проточен некий паз, в который вставляется какой-то фиксатор. В нашем случае в роли инструмента, что точно перенесёт разметку ладов, может быть небольшой штангенциркуль.

Расчет мензуры гитары в Excel. (будет предложено открыть или загрузить файл). Подставляем вместо 650мм любую мензуру и получаем расчет ладов гитары.

Каким-то образом придется определиться с губками штангенциркуля, они должны быть острыми, чтобы вы ими и сделали насечки для пропилов под лады гитары. Можно просто заточить кончики в виде острых лопаток. Повторюсь, что использовать можно небольшой штангенциркуль, а значит слишком дорогой инструмент «испорчен» не будет. Для того чтобы использовать короткий штангенциркуль вам надо будет пересчитать таблицу, так как откладывать вам придется лада до 9-го, а потом уже от него пересчитать до конца накладки.

Накладка для гитары должна быть подготовлена к пропиливанию под лады, необязательно в чистом размере,

можно оставить немного на дополнительную доработку, пропилы потом углубить перед самым их вбиванием.

По бокам накладки оставьте по 1-2мм запаса на случай отколов в торцах пропилов.

Выраниваем края накладки гитары

Края накладки должны быть ровными. Вдоль них будет скользить малка и неровности приведут к перекосу ладовых пропилов. Не имеет значение параллельность сторон. Малка может подстроиться под любой угол, главное, чтобы поверхность была ровной и не перекашивала инструмент.

Обратите внимание, что параллельные стороны накладки не требуют малки, будет достаточно угольника, который часто уже есть и делать специальную малку не придется. На фото в конце сделано все именно с помощью угольника.

Осевую линия накладки, угол малки, перенос расчета ладов

Выставьте линейку малки уже максимально близко по линии будущих пропилов под лады. Приложите малку с одной стороны и проведите линию. Приставьте малку к другому краю напротив, проведите линию. Добейтесь такого угла у малки, чтобы проведённая линия, что с одного края, что с другого принадлежали одной прямой.

Теперь, двигая малку по краю накладки, вы можете получить сколько угодно параллельных отрезков.

Если вы двигаете малку, проводите отрезки, а они какие-то непараллельные, значит, вы края сделали неровными.

Проводим два отрезка внизу и вверху накладки. По ним проводим осевую линию. На ней отмечаем мензуру. Тут надо напомнить о том, что в соответствии с поправками на компенсацию строя нулевой лад необходимо сдвинуть, укоротить накладку на 0.7мм примерно, чтобы сдвинуть верхний порожек и укоротить открытую струну. Обратите внимание на этот момент. Прочитайте статью про настройку гитары.

По таблице расчета мензуры делает на осевой линии накладки насечки с помощью штангенциркуля. Тут важна аккуратность и внимательность.

Насечки от губок штангенциркуля превращаем в параллельные бороздки. Не надо никаких карандашей, сразу используйте острое шило. Приложите малку и шилом процарапайте по насечкам мензуры на осевой бороздочки – будущие пропилы. Не давите сильно сразу и старайтесь это делать в одной и той же манере по всей накладке.

Если ваша малка сделана так, что её линейка размещена в самом верху основы, как на схемке, тогда вам придется перестраивать её на несколько последних пропилов под лады. Эту операцию делать не придется, если ваша накладка будет достаточно длинной или если ваша малка будет сделана таким образом, что её линейка будет выходить из середины основы. Именно так я и предлагаю вам её себе сделать, опустите точку вращения железки хотя бы на одну треть длины основы. Малка на фото выше именно такая какая надо.

Делаем пропилы на всю глубину

Теперь нацарапанные бороздки превращаем в настоящие пропилы, постепенно углубляя их. Если начать пилить окончательной пилой прямо сейчас, то велик шанс некоторых закосов. Теоретически, конечно, можно сначала углом зубьев расширить бороздку, но я предлагаю вам надежный вариант. Читаем далее.

Фиксируем накладку перед собой на столе и сначала тем же шилом процарапываем глубже. Сильно не давите, чтобы шило не уехало в сторону.

Теперь предлагаю использовать инструмент, напоминающий треугольный зуб. Остриё которого будет двигаться по линии, и в тот же момент будет углублять и расширять борозду, причем равномерно.

Можете рассмотреть вариант кусочка полотна по металлу, у которого зубья заточены так, что делают пропил треугольного сечения. Такая штука четко идет по нацарапанной бороздке и расширяет ее для следующего шага.

Следующий инструмент – это ваша будущая пилка, но только с одним зубом на конце. Тащите этот зуб и получаете начало пропила под лады гитары.

Ширина пропила под лады гитары должна соответствовать ножке ладовой проволоки. Другими словами вам уже надо знать параметры своих ладов перед тем как пилить накладку. Лады должны хорошо держаться и в тот же момент пропил не должен быть слишком узким, иначе лады будут страдать при установке и могут расклинивать накладку. Для подходящей ширины пропила имеет значение материал накладки: одно дело, если дерево относительно мягкое; другое дело, если это черное дерево, которое практически не проминается.

Также надо подумать как ограничить глубину пиления, на фото все видно.

Теперь остаётся только приставить пилку и сделать пропил необходимой глубины. Первые движения аккуратны и медленны. Дальше, проще. Следите за перпендикулярностью пилы к накладке, чтобы не сделать пропил под углом.

Источник

Читайте также:  Гитар line 6 variax
Оцените статью