Как подписать ноты ступени фа мажора

Гамма Фа-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Еще одна часто используемая гамма и тональность при игре на гитаре. Ре-минор является параллельной гаммой фа-мажору, поэтому если вы настроили свою гитару на тон ниже (в стандарт D), то можно обыгрывать композицию в тональности Ре как раз таки фа-мажором. Более подробно про теорию музыки и про гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы фа-мажор

Как построить гамму фа-мажор

Гамма фа-мажор на гитаре содержит в себе 7 нот или ступеней и является диатонической. Название гаммы соответствует ее тональности (фа-мажор). Одна ступень гаммы из семи содержит в себе ключ, это A# (Ля диез). Все диатонические гаммы в мажоре строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы фа-мажор (исходя из названия) — нота Фа (F). Построив гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Как уже было сказано выше, у фа-мажора есть параллельная гамма — ре-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Ре (D). Поэтому под песню в фа-мажоре можно весьма успешно играть в ре-миноре.

Устойчивые ступени гаммы фа-мажор

Самыми устойчивыми ступенями диатонической гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — F (Фа) A (Ля) C (До). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд фа-мажор (F). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если исключить вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Фа.

Читайте также:  Гитара с цельным массивом

Аппликатуры гаммы фа-мажор на грифе

На грифе гитары гамму фа-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы фа-мажор.

Пять позиций гаммы фа-мажор на грифе гитары

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Фа (F). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

Правила по сольфеджио за 1 класс

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.

КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.

РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).

НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы

пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в

среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.

РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):

До – на нижней добавочной линейке нотоносца.

Ре – под первой линейкой.

Ми – на первой линейке.

Фа – между 1 и 2 линейками.

Соль – на 2 линейке.

Ля – между 2 и 3 линейками.

Си – на 3 линейке.

ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.

Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и

Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и

В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и

В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)

Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.

ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:

Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.

Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.

Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»

Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»

ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).

Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».

В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).

ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.

МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.

МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).

ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.

ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.

ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.

Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).

Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си

I II III IV V VI VII

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).

ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.

ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.

НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.

ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.

АКЦЕНТ (ударение) — это выделенный в музыке звук.

СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).

СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).

ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.

ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.

РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.

РАЗМЕР 2/4 — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.

Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.

РАЗМЕР 3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли,

каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,

остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и

ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.

АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) — это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными).

ДИЕЗ – повышает звук на полтона.

БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.

БЕКАР – отменяет диез и бемоль.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.

НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.

ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.

СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.

РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.

ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.

ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.

РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения

БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа

малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,

что музыка будет звучать в нижнем регистре.

МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.

ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.

Медленные темпы: Largo (ларго) – широко; Lento (ленто) – протяжно; Adagio (адажио) – медленно; Grave (гравэ) — тяжело.

Умеренные темпы: Andante (андантэ) — спокойно, не спеша; Moderato (модэрато) – умеренно; Sostenuto (состэнуто) – сдержанно; Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.

Быстрые темпы: Allegro (аллегро) – скоро; Vivo (виво) – живо; Presto (прэсто) — быстро.

Для уточнения движения при отклонении от основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto — очень, assai — весьма, non troppo — не слишком, piu mosso — более подвижно.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:

Forte – ƒ – громко.

Fortissimo – ƒƒ – очень громко

Mezzo forte – mf – средне громко

Pianissimo – pp – очень тихо.

Mezzo piano – mp – средне тихо

Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.

Источник

Оцените статью