- MasterGitar.com
- Все о мобильной технике
- Как поднять струны на гитаре. Снижаем высоту струн правильно.
- Регулировка высоты струн
- Как уменьшить высоту струн: Нижний порожек
- Как уменьшить высоту струн: Верхний порожек
- Как увеличить высоту струн?
- Заключение
- Регулировка прогиба грифа
- Высота струн
- Настройка мензуры
- Положение звукоснимателей
MasterGitar.com
Разберемся, как правильно изготовить и установить верхний и нижний порожки. Перед вами готовая гитара новый комплект струн и заготовки для нижнего и верхнего порожков. Осталось совсем немного, привести гитару в рабочее состояние и, если она сделана вами, наконец, узнать, как ваша гитара звучит.
Основные задачи, которые решают верхний и нижний порожки гитары:
Верхний порожек
- Задаёт правильную высоту над первым ладом,
- определяет точку отсечки струны, это очень важно для правильного строя,
- расставляет струны на заданные равные расстояния, важно для эргономики гитары.
Нижний порожек
- Задает высоту струн на гитаре, позволяет её регулировать,
- определяет точку отсечки струны и в комплексе с компенсацией строя дает точный строй,
- оказывает приличное влияние на звук гитары в зависимости от материала.
Заготовка верхнего порожка
Традиционным и очень хорошим материалом для изготовления порожков будет кость. Читаем статью, как приготовить кость и получить один из лучших материалов для порожков гитары, которые стоит на самых дорогих концертных инструментах.
Размеры верхнего порожка:
- Длина – это ширина накладки плюс по 1мм с каждого края.
- Толщина — около 6-7мм.
- Высота – это толщина накладки плюс 2.5-3мм.
Как сделать заготовку. Сначала изготавливается параллелепипед с некоторым запасом по высоте, потом обрабатываются стороны, которое должны четко лечь на полочку перед накладкой.
Тут можно вспомнить, что эту полочку можно сделать в самой накладке, что позволит использовать не такие высокие кости. Т.е. накладка начинается со ступеньки, на которую ставится верхний порожек и уже после ступеньки линия нулевого лада. (На самом деле с учетом компенсации линия нулевого лада находится в воздухе за 1.0мм до начала основного тела накладки.)
После того как деталь подогнана вы можете определиться с окончательной высотой — это где-то на 2.5 -3 мм выше линии накладки. (высота лада + зазор между струной и ладом + глубина пропила для фиксации струны).
Заготовка нижнего порожка
Первоначальная заготовка — это также параллелепипед. Определитесь грубо с высотой косточки (далее будет речь о шаблоне) и отпилите соответствующий кусочек, обрежьте с запасом по длине. Теперь придайте детальке необходимую толщину. Косточка должна тесно входить в пропил, но не заклинивать в нем.
Очень важно, чтобы нижний порожек очень четко лег на дно пропила. Предлагаю таким образом обработать поверхность основания косточки. Изготовьте деревянный брусок, что-то вроде заготовки для подставки. Две смежные стороны сделайте четко под 90 градусов.
Теперь, если прижать пальцами заготовку нижнего порожка к меньшей стороне, то на притире можно придать основанию косточки прямой угол. Очень простой и очень точный метод.
Уместно вспомнить как сделать соответствующее ровное дно пропила в подставке.
Сделайте специальный надфиль для этого. Изготовьте как бы заготовку для косточки, только большей длины и высоты. На подготовленное основание приклейте с помощью двустороннего скотча наждачную бумагу с абразивностью 320 примерно. Обрежьте ножом излишки. Теперь этим надфилем легкими движениями в пропиле подготовьте поверхность под косточку.
Пропилы на верхнем порожке. Предварительный заход
Теперь нужно сделать пропилы под струны. Наша заготовка имеет запасы по длине, пока их не трогайте.
Расстояние между осями крайних струн для классики может быть от 42 до 45 мм. Нормальное расстояние для классики 43-44 мм. Также надо учитывать какая рабочая ширина вашей накладки, т.е. ширина с учетом фасок на ладах. Слишком близкое размещение струны к краю лада может приводить к неприятному эффекту срыва струны с накладки. Нормальное расстояние от струны до начала фаски лада 2-2.5 мм.
Почему-то есть мнение, что равным должно быть расстояние между струнами, а не их осями. Я его не разделяю. Пальцами мы зажимаем струны и не расстояния между ними.
Не делайте пропилы на всю глубину, окончательная доводка немного позже.
Предварительная высота нижнего порожка
Надо натянуть две струны. Помните, что для первой и потом второй обязательно завязывать узелок на конце, который заправляется в подставку. Нейлон может выскользнуть и очень сильно ударить по деке.
Установите пока только первую и шестую струны в подставку, слегка натяните, чтобы они не провисали.
Чтобы прикинуть необходимую высоту вместо нижнего порожка удобно всунуть специальный шаблон. Толщина шаблона такая, чтобы его свободно можно было двигать в пропиле, а высота на разных краях должна отображать возможную максимальную и минимальную высоты на косточке.
Подсуньте этот шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.0 мм. При этом прижмите струну на первом ладу – это важно, не забудьте, так как получите неверный результат. Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки.
То же самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.0-4.5 мм, а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо будет потом экспериментально, основываясь на натяжении вашего комплекта и манере игры. Размеры я указываю от верха лада до центра струны. Также учитываю, что при натяжении струны поднимутся на 0.5 мм.
Вставьте струны на свои места и отцентрируйте верхний порожек. Ориентируйтесь по краям ладов. Теперь можно его четко обрезать по длине.
Углубление пропилов в верхнем порожке
Делать это надо уже с нижним порожком необходимой высоты. Это важно! А также натяните струны достаточно сильно. Определяйте глубину экспериментально — зажиматься должно легко и открытая струна не должна звенеть по первому ладу.
Можно углублять пропилы прямо на грифе. Надо только ослабить струну, чтобы можно было её приподнять и сдвинуть.
Простой способ определиться, какой должна быть высота струны над первым ладом – это зажать её на первом ладу и посмотреть высоту над вторым. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть нежелательный эффект в районе 5-9 лада. Струна начнет звенеть по ладам. С другой стороны струна может уже лечь на лады и не звенеть. Но, если помните, у нас гриф слегка подпрогнут. Подробнее об эффекте данного звона.
В каких-то положениях может начать звенеть участок струны между верхним порожком и ладом, к которому она прижата. Т.е. струна звенит слева от вашей руки о какой-то из ладов. Этот участок струны может резонировать с какой-то нотой. Для баса следует учитывать этот эффект. Исправляется это поднятием верхнего порожка, чтобы струна перестала касаться. Если опускать порожек, то струна может лечь на лады и также перестанет звенеть, т.е. сделать высоту пропилов в верхнем порожке в той же самой плоскости, что и верхушки ладов, но, боюсь, что со временем может начать позвякивать на первом, а также ещё раз — у нас гриф подпрогнут.
Каким инструментом работать?
Самым лучшим будет овальный надфиль, на точильном камне можно его сделать совсем тонким. Найти такие надфили не так уж и просто, обычно они острые, а не овальные в узком месте. Если вы собираетесь постоянно заниматься этой работой, то есть смысл приобрести инструмент в интернет магазинах для гитарных мастеров, смотрим картинку ниже. С нейлоном проблем меньше, так как толщина не так разнится.
Можно использовать самодельные пилки, которые также можно утоньшить. Пилим обычной пилкой, не доводя глубину пропила до конца, а окончательно обрабатываем паз такой же пилкой, но со скругленными зубцами. Как раз на небольшую глубину такая скругленая пилка войдёт, фактически просто закруглив дно паза.
Струнам не обязательно утопать в пропилах верхнего порожка. Если вы ошиблись с высотами, то можно не переделывать, а только приклеить на суперклей тонкие полосочки кости к основанию.
Если вы слишком глубоко пропилите какой-нибудь пропил, то можно заполнить его костяной пылью и капнуть немножко суперклея. Кашица застынет, лучше подождите полчаса, и вам останется только не ошибиться второй раз. Суперклей суперклею — рознь, найдите хороший.
Окончательная доводка нижнего порожка
Осталось совсем немного, но это самая ответственная часть работы. Придайте окончательную форму нижнему порожку. Учитывайте, что вам надо сделать фаски в соответствии со статьёй о компенсации строя.
Также читайте статью о настройке гитары, про косточку и фаски в конце.
При окончательном выборе высот нижней косточки можно учесть, что ваш гриф прогнётся и поднимет высоту над 12-м ладом примерно на пол миллиметра.
Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Обратите внимание, что если ваша накладка имеет овальную форму, то и косточка должна повторять эту форму.
Вам остаётся настроить гитару и получить первые звуки.
Возможно, со временем нужно будет немного опустить нижнюю косточку или углубить пропилы, но не переусердствуйте, оставьте немного про запас, струна со временем может сама опуститься ниже.
Источник
Все о мобильной технике
Как поднять струны на гитаре. Снижаем высоту струн правильно.
Со временем и под натяжением струн, акустическая гитара, так или иначе, меняется, а в частности, её корпус. В отличие от нас, старых гитаристов, инструмент начинает демонстрировать свой возраст. Пузо выпячивается, плечи прогибаются, шея склоняется вперёд.
Согласен, не самое лучшее сравнение.
Хотя гитару можно рассматривать как организм.
Под натяжением шести струн, «плечи» около немного прогибаются вперёд. Дерево верхней деки вокруг резонаторного отверстия чуть-чуть проваливается вниз, а дерево вокруг подставки и за ней становится выпуклым. Нижняя дека наоборот сглаживается и фактически становится чуть длиннее. Каждое из этих изменений влияет на гриф. Даже если он вам кажется прямым, есть вероятность, то ниже 14-ого лада он уже начинается прогибаться.
Я бы хотел тут повторить то, что я писал в . Анкерный стержень не влияет на угол наклона грифа. Он помогает не гнуться самому грифу и с его помощью можно контролировать прогиб грифа от верхнего порожка до 15-16 ладов (то есть на 1-2 лада дальше того места, где накладка грифа лежит уже на корпусе гитары). изменяет угол наклона только гибкой части грифа.
По моему опыту, почти всем обычным акустическим гитарам с металлическими струнами со временем необходимо делать переустановку грифа (neck reset). Как правило, гитарам облегченной конструкции переустановка требуется раньше, чем тем, что потяжелей. Например, Martin живут без переустановки грифа в среднем 20-25 лет, но после такой процедуры время и натяжение струн продолжают влиять на корпус гитары и не всегда легко угадать, как инструмент поведёт себя. В любом случае, добротно сделанные гитары смогут пережить своих хозяев…
По мере того, как гриф немного выворачивается относительно верхней деки, увеличивается высота струн, особенно высоких позициях (от 6 лада и ниже). На самом деле, если знать, что делаешь, то легко выявить необходимость переустановки грифа, глядя на высоту струн.
Я пользуюсь тремя разными способами, чтобы выяснить есть ли проблемы с углом наклона грифа. Чаще всего пользуюсь третьим при первичном осмотре гитары. Имейте в виду, что предварительно нужно правильно отстроить анкер, это очень важно.
«Прицеливаясь» грифом так, чтобы уголки ладов были в одну линию, я обращаю внимание на то, есть ли явный изгиб грифа в том месте, где он крепится к корпусу:
В этом месте гриф слишком толстый, чтобы анкер мог его согнуть, но если гриф не выровнен относительно корпуса, то окончание накладки может выгибаться наружу. Бывает, что прогиба не видно из-за строения гитары, например, слишком большая часть накладки лежит на корпусе. Но если есть прогиб накладки над корпусом гитары, то тут явные проблемы с углом наклона грифа.
Если же гриф на глаз оказался ровным, то я беру линейку на 60см:
Я не смогу ей воспользоваться, если накладка изогнута, потому что линейка не будет касаться всех ладов, и невозможно правильно оценить угол наклона грифа. Поэтому убедитесь, что с накладкой и ладами всё в порядке.
Теперь ставлю линейку на деревянную часть подставки:
Большинство гитар устроено так, что если линейка легла на подставку и касается всех ладов, то я могу быть уверен, что с углом наклона всё в порядке.
К сожалению, эта гитара ясно даёт нам понять, что нужна переустановка грифа:
Линейка висит в 0,3см (1/8”) от корпуса.
Этот способ достаточно прост, но при его использовании не учитывается толщина самой подставки. Если она была уменьшена, а линейка легла как надо, то угол наклона грифа может быть и не идеален. Можно измерить высоту подставки (без учета высоты нижнего порожка) и надеяться, что будет где-то от 8 до 9,5 мм (5/16″ — 3/8″), или использовать способ полегче.
Часто начинающие гитаристы задаются вопросом: «Почему неудобно играть на гитаре? » Одной из причин может быть неправильная высота струн над грифом гитары. Чаще, они располагаются дальше от грифа, чем это необходимо, поэтому зажимать струны новичку очень сложно. Разберем, какая должна быть высота струн , а также как ее отрегулировать.
Чаще высоту струн определяют по 12 ладу. Отсчитываем 12-й лад на гитаре. Как отсчитать лады:
Как считать лады
И находим железный порожек 12-го лада. Прикладываем линейку, чтобы померить расстояние от этого порожка до струн:
Расстояние от порожка 12-го лада до струн должно быть около 4-х мм. Если больше — то струны будет просто трудно зажать. Можно меньше, но если переборщить — то струны будут жужжать при игре (касаться других ладовых порожков), но об этом позже.
Также можно померить высоту струн таким же образом на 1-м ладу. Она должна быть 1-2 мм.
Регулировка высоты струн
Посмотрим, как можно понизить (что требуется чаще) или повысить (требуется реже) высоту струн.
ПРИМЕЧАНИЕ : Чтобы не возникало путаницы, сразу скажу, что здесь я называю «порожком» разные части гитары:
- Пластмассовые порожки: находятся вверху и внизу гитары. На них лежат струны.
- Железные, ладовые порожки. Это железочки, которые отделяют лады.
Как уменьшить высоту струн: Нижний порожек
Для этого необходимо работать с нижним порожком, который выглядит вот так:
Нижний порожек гитары
Будем его подпиливать.
- Снимаем струны (или можно их просто ослабить до такой степени, чтобы этот пластмассовый порожек можно было вытащить).
- Снимаем порожек (если он не вклеенный).
- Проводим линию карандашом, до какой степени будем стачивать порожек. Перед этим меряем, насколько нужно сточить порожек.
- Берем наждачную бумагу мелкой зернистости и стачиваем порожек до нашей полоски. Стачиваем нижний край, а НЕ там, где лежат струны. То есть ровный край (а там, где лежат струны, он чуть скругленный).
После этого поставить струны на место () и проверить их высоту.
В общем-то, это вся инструкция по уменьшению высоты струн. Но есть несколько нюансов:
- Не все так просто с замерами. Если у Вас высота струн 5 мм (всё это смотрим по 12-му ладовому порожку), а нужно понизить ее, чтобы она стала 4 мм (то есть на 1 мм), то подтачиваем порожек на 2 мм. Примерно такие расчеты. Но Вы все равно подтачивайте по чуть-чуть и проверяйте, стало ли легче зажимать струны.
- Есть проблема, что Вы можете случайно переточить порожек, тогда струны станут так близко (низко) к грифу, что при игре они будут зацеплять соседние железные ладовые порожки, что будет вызывать жужжание. Поэтому прежде, чем подтачивать нижний порожек, не спешите, и подтачивайте по немного. А лучше, купите запасной пластмассовый порожек (или два), чтобы не бояться переточить.
Как уменьшить высоту струн: Верхний порожек
Если же и на первом ладу тоже большое расстояние, то подточка нижнего порожка может не решить проблему. Для этого придется подтачивать и верхний порожек, где лежат струны.
Вот как он выглядит :
В этом порожке, в отличие от нижнего, уже есть углубления для струн. Так вот, для регулировки высоты струн над первым ладом, а именно для уменьшения высоты струн, необходимо эти углубления сделать глубже. Но учтите, что Вы это делаете на свой страх и риск! Хорошо, если этот верхний порожек съемный и его можно заменить. Но проблема в том, что чаще эти порожки вклеенные.
Как же углубить эти углубления? Можно воспользоваться очень маленьким напильником или очень тонким надфилем. Данные инструменты с такими параметрами сложно найти. Но существуют специальные надфили для верхнего порожка гитары, они выглядят так:
Но если таких инструментов нет, можно сделать пропил самОй струной. Для этого, естественно, снимаем струны (или струну). Берём соответствующую струну и ею начинаем водить по пропилу туда-сюда. При это углубление будет углубляться.
Как увеличить высоту струн?
Как я уже говорил, такое редко, но всё же может потребоваться. Обычно такая необходимость возникает, когда струны жужжат, то есть касаются ладовых порожков, которых касаться не должны.
Для регулировки высоты струн, когда нам нужно ее увеличить, работаем с нижним порожком. Тут все просто: если для уменьшения высоты мы подпиливали порожек, то сейчас, наоборот — будем что-то подкладывать. Что подложить? Например, спичку (или несколько, по всей длине порожка).
А можно просто купить новый нижний порожек, который будет выше предыдущего. Если он окажется сильно выше — то можно его и подпилить 🙂
Заключение
В любом случае, Вы можете не заморачиваться так сильно и не считать миллиметры. Если видите, что высота струн над грифом слишком большая — подпиливайте нижний порожек, пока не станет удобно играть. Я вот свой нижний порожек вообще выкинул и играю без него 🙂 Мне нравится, когда высота струн минимальная. Так удобнее играть.
Но, прежде чем ставить эксперименты, купите дополнительный порожек на всякий случай.
Взяв однажды в руки этот удивительный музыкальный инструмент, хочется с ним поближе познакомиться, научиться его настраивать и корректировать под себя самостоятельно.
Гитара не простой инструмент, и требует определенного ухода, а со словом «настройка» у него связан целый конгломерат корректировочных поправок: высота струн, натяжение, регулировка анкера, отстройка мензуры и так далее.
Высота струн
Профессиональные музыканты регулируют высоту, отталкиваясь от своих предпочтений и стилю игры. И если человек задаётся вопросом: «Как мне отрегулировать высоту струн на моей электрогитаре?» это, скорее всего, свидетельствует о уже существующих проблемах с неудобством извлечения звука, да и в целом дискомфорте во время игры. При покупке нового инструмента, как правило, он достаточно хорошо отстроен, и не нуждается в дополнительных вмешательствах.
Регулируем высоту. На что обратить внимание?
Если вы, всё-таки, испытываете неудобство при игре или просто хотите поэкспериментировать, обратите внимание на то, как звучит ваш инструмент: не издаёт ли лишних звонов или визга. Если такая проблема существует, скорее всего, ваши струны установлены слишком низко (происходит это из-за удара струны о соседние лады) и нуждаются в правке. Регуляторы высот находятся на бридже гитары, они обязательно должны регулировать высоту каждой из струн по отдельности, также встречаются корректировочные механизмы высоты самого бриджа, что позволяет поднять или опустить сразу все струны.
Механизм обычно довольно простой и не требует особых знаний. Для каждой струны по одному или несколько винтиков, при обороте которых поднимается пластина, на которой «лежит» струна. Крутятся винты с помощью специальных ключей, которые идут в наборе с гитарой, либо обычной отвёрткой, в зависимости от строения головки винтиков. Небольшими и не резкими оборотами по часовой стрелке отстраиваем необходимую высоту. После корректировки каждой из струн заново настройте звучание своей гитары, так как струны тянулись и строй «поплыл».
Немного поиграв, определите — достаточно ли подняты струны и устранились ли лишние звоны. В обратном случае проведите данную процедуру ещё раз (не увлекайтесь, чем выше будут установлены струны, тем больше усилий придется приложить для их прижатия). Что касательно противоположно случая, когда струны стоят слишком высоко. Определить это проще простого, игра на таком инструменте не приносит никакого удовольствия, звуки извлекаются тяжело, а игра скоростных пассажей напоминает ад. Проделываем уже знакомую нам процедуру, только в точности наоборот. Крутить винтики придется уже против часовой стрелки. Опускаем струны, тестируем на комфорт, при необходимости опускаем ещё ниже.
Важно! Перед тем как регулировать высоту бриджа или струн необходимо ослабить строй. В случае, если у вас стоят слишком тонкие струны, во время корректировки высот они могут просто порваться (чаще первая «Ми»). Высота всех шести струн должна быть примерно одинаковой: 1.5 мм на первой; 2 мм на шестой (расстояние от струны до порожка 12 лада), измерить можно любой линейкой. Особо не расстраивайтесь, если высота струн на вашей гитаре не совпадает со стандартом, главное чтобы вам было удобно играть. Если никак не удается отстроить нормальную высоту струн на инструменте — отнесите его мастеру, возможно дело в анкере (стержень который регулирует изгиб грифа). Обратите внимание, высота для более толстых струн должна быть немного больше, так как у них и амплитуда колебаний размашистей.
Как именно подстраивать гитару — выбор за вами, чаще — дело вкуса.
Если вы думаете, что настроить гитару – это просто подкрутить колки перед игрой, вы ошибаетесь. Высота струн, прогиб грифа, положение звукоснимателей, мензура – все это можно и нужно менять, чтобы добиться лучшего звучания и удобства игры на инструменте. В этой статье мы рассмотрим глубокую настройку электрогитары : как это делается и зачем это надо.
Регулировка прогиба грифа
Гриф электрогитары (а также большинства акустик с металлическими струнами) – это не просто кусок дерева. Внутри него находится изогнутый металлический стержень, который называется анкером. Его задача – повысить прочность инструмента и препятствовать деформации. Натяжение струн медленно, но верно сгибает гриф, а металл удерживает его на месте.
Влажность климата и возраст древесины также могут деформировать гриф. На конце анкера есть специальная гайка. Подкручивая ее, можно сгибать или разгибать стержень, изменяя прогиб грифа. Таким образом вы всегда можете ответить на негативное влияние внешней среды и вернуть инструменту исходное состояние.
Проверить, нуждается ли гитара в настройке, очень просто. Прижмите 6-ю струну одновременно на первом и на последнем ладах. Если она соприкасается с каким-либо порожком, анкер нужно ослабить . Если промежуток слишком большой – натянуть . Учитывайте, что проверять надо на настроенном инструменте. И именно в том строе, в котором играете чаще всего.
Идеальное расстояние зависит от инструмента, но обычно должно составлять 0 ,2–0,3 мм . Если струны будут сильно близко, они могут дребезжать при игре и портить весь звук. Если далеко – можете забыть о скоростной игре.
В самой настройке тоже нет ничего сложного. С помощью шестигранного ключа нужно подкрутить анкерный болт. Обычно он находится на головке грифа в специальном отверстии. Часто оно закрыто небольшой крышкой, которую следует предварительно открутить. В редких случаях отверстие может располагаться с другого конца – на месте крепления грифа к корпусу.
Чтобы ослабить анкер, подкрутите болт против часовой стрелки . Чтобы подтянуть – по часовой . Здесь очень важно не торопиться. Провернули ключ на четверть оборота – проверьте. Крутить гайку туда-сюда не слишком полезно для вашего инструмента.
Подобную проверку нужно проводить раз в полгода-год. Также стоит учитывать, что, крутя анкерный болт, вы изменяете высоты струн и мензуру гитары. Поэтому необходимо проводить глубокую настройку электрогитары целиком.
Высота струн
С этим параметром все просто: чем ниже струны, тем меньше времени и усилий вы будете тратить на то, чтобы их прижать. Это один из самых важных параметров для скоростной игры. Когда количество извлекаемых нот превышает 15 за секунду, каждое мгновенье на счету.
С другой стороны, струны во время игры постоянно колеблются. Амплитуда небольшая, но все же. Если в процессе игры вы слышите дребезжание, шуршание и металлический лязг, придется расстояние увеличить. Точные значения назвать невозможно. Они зависят от толщины струн, вашего стиля игры, прогиба грифа и изношенности ладовых порожков. Это все определяется опытным путем.
Высота струн настраивается на бридже электрогитары (струнодержателе). Вам понадобится шестигранник или отвертка. Начните с расстояния в 2 мм. Отрегулируйте положение 6-й струны и попробуйте поиграть на ней. Не дребезжит? Смело выставляйте на тот же уровень остальные, не забывая их тестировать. Потом опустите еще на 0,2 мм и поиграйте. И так далее.
Как только услышали лязг, поднимите струну на 0,1 мм и поиграйте снова. Если призвуки ушли, вы отыскали оптимальное положение. Обычно «зона комфорта» 1-й струны лежит в пределах 1 ,5–2 мм , а 6-й – 2 –2,8 мм .
К проверкам отнеситесь серьезно. Извлеките несколько нот на каждом (это важно) ладу. Попробуйте поиграть что-нибудь драйвовое, с сильной атакой. Сделайте несколько бендов. Выжмете из гитары максимум при настройке – сможете быть уверены, что она не подведет вас на концерте или во время записи.
Разные типы фурнитуры настраиваются по-разному. Например, если у вас стоит Tune-o-matic (струны сквозь корпус), вы не сможете задать высоту для каждой струны по отдельности. Зато сумеете сделать небольшой перекос от толстой к тонкой.
Настройка мензуры
Мензура – это рабочая длина струн. Иначе говоря, это расстояние от нулевого порожка на конце грифа до бриджа гитары. Не каждый струнодержатель позволяет менять мензуру – на некоторых она строго определяется во время производства. Но на большинстве фурнитуры, особенно тремоло-систем, такая возможность есть.
В отличие от безладовых скрипок и виолончелей, гитара не может похвастаться абсолютной точностью нот. Даже на идеально настроенном инструменте будет возникать небольшие погрешности. Небольшая подстройка мензуры для каждой струны позволяет минимизировать эти неточности.
Крутится все, опять же, отверткой или небольшим шестигранником. Нужные болты находятся на задней стороне бриджа. Начните с 1-й струны. Извлеките натуральный флажолет на 12-м ладу. Прикоснитесь к струне над ладовым порожком, но не прижимайте ее, а затем щипните пальцем другой руки. Затем зажмите струну и сравните звуки. Они должны быть абсолютно идентичны. Если флажолет звучит выше, мензуру надо увеличить, если ниже – сократить. Аналогичным образом отрегулируйте длину остальных струн.
Так как немногие гитаристы могут похвастаться абсолютным музыкальным слухом, рекомендуется использовать тюнер. Если тюнера у вас нет – установите программу, например, ApTuner .
Положение звукоснимателей
Теперь, когда вы разобрались с прогибом грифа, высотой и длиной струн, гитара почти готова к игре. Осталась мелочь – настройка звукоснимателей. А точнее, расстояния от них до струн. Это не менее важный момент – от него зависит громкость звука и наличие «волчков» (сильно перегруженные грязные ноты).
Ваша задача – максимально приблизить звукосниматели к струнам, но с двумя условиями. Во-первых, вы не должны цеплять звучок медиатором во время активной игры. Во-вторых, ни одна из зажатых на последнем ладу струн не должна давать посторонние неприятные звуки.
Регулируется высота с помощью болтов на корпусе звукоснимателей. Подкручивайте поочередно обе стороны и пробуйте играть. И так, пока не найдете оптимальное положение.
Звукосниматель следует располагать не параллельно струнам. Басовые имеют больший диаметр и большую амплитуду колебаний. Поэтому они должны находиться от катушек на чуть большем расстоянии.
Автор статьи – Молянов Павел
Максимально низко. Но только чтобы струны не дребезжали, пожалуйста!
Такое общее требование музыкантов, которые совсем не хотят немного поднапрячься, чтобы прижимать струны к ладам. Мы-то знаем, что над левой рукой надо работать, очень много работать. Тысячная доля сантиметра отделяет от успеха до провала с дребезгом…
Одна из сложнейших проблем в отсройке инструмента – отсутствие единых размеров. Конечно, при производстве есть свои стандарты, но потребности-то у всех разные. Как держать медиатор, как громко им играть, какая длина грифа, какая толщина струн и прочие факторы влияют на звук и удобство игры. В какой-то мере было бы, конечно, выгодно не обращаться за помощью, а иметь возможность отстроить инструмент самому.
Мы уже говорили, что давным давно уже были попытки создания настраиваемого для акустических гитар, но всё шло в ущерб звуку. Самая удачная из попыток была у Gibson:
Большинство бриджей не выглядели, конечно, так неуклюже как Dove»s Tune-A-Matic, но всё равно, звук не был даже удовлетворительным
Мужественно преодолевая трудности, можно и самостоятельно всё настроить. Если под нижним порожком установлен пьезоэлемент (UST pickup), то можно подкорректировать настройки для снятия звука с вашей гитары, относительно легко исправить отошедший контакт или неисправность пьезоэлемента.
Если вы читаете эту статью, то я думаю, что вы уже прочли статьи о отстройке , про и . Если же нет, то, пожалуйста, прочтите их .
Когда отстроен анкер и верхний порожек, тогда почти вся настройка сводится к высоте нижнего порожка. (Анкер, конечно, влияет на высоту струн, но высота струн регулируется не анкером. Не стоит его трогать после того, как вы его отстроили)
Высота струн может увеличиваться с возрастом гитары. Деформируется верхняя дека, прогибается гриф. Поэтому когда говорят «настроить высоту струн», как правило имеют ввиду «уменьшить высоту струн».
Если у вас такая же крепкая подставка как на фото и порожек достаточно высокий, вы сможете абсолютно безопасно для гитары уменьшать высоту струн.
Если нижний порожек и без того низкий, а струны всё равно высоко над грифом, то стоит рассмотреть вариант переустановки грифа(neck reset) или углубить паз для порожка.
Надеюсь, я учёл пока все возможные «оговорки».
Теперь мы рассмотрим непосредственно общую последовательность действий, чтобы уменьшить высоту струн (конечно, при условии, что все остальные элементы гитары уже отстроены ).
Рассмотрим на примере Santa Cruz H. Как вы видите, высота от вершины 12-ого порожка до нижнего края струны составляет 3,2мм (8/64″):
Как правило, я пошагово уменьшаю высоту на 0,4мм (1/64″), таким образом, наша высота станет 2,8мм (7/64″). Если надо 12-ым ладом я хочу уменьшить расстояние на 0,4мм (1/64″), то порожек я должен сточить на 0,8мм (1/32″)
Простая школьная тригонометрия!
Снимаем струны, аккуратно вытаскиваем нижний порожек. Теперь отвлечемся от интсрумента и найдем ровную поверхность (на фото кусок мраморной плитки).
Фиксируем карандаш так, чтобы его острый стержень достигал отметки в 0,8мм (1/32″)относительно стола.
Не отпуская его, проводим им по порожку. Получим ровную линию, которая отмерит нам необходимую высоту
Как мы и хотели, аккуратная линия:
Зафиксировав порожек перпендикулярно поверхности, сточим его о наждачку зернистостью где-то в 150.
Вот и всё, как только наша отметка на порожке сотрётся наждачкой, ставим его обратно и натягиваем струны. Получилась как раз та высота, на которую рассчитывали — 2,8мм (7/64″).
После этого необходимо проверить уменьшилось ли расстояние до первой струны на столько же, поэтому проведём аналогичные измерения и с ней. Если бы я хотел, чтобы басовые струны были чуть ниже первых, то провел бы линию под небольшим углом.
Источник