Как подыгрывать под гитару

Возможности гитарного аккомпанемента — способы исполнения на гитаре

Когда мы поем песенку, то обычно воспроизводим основную мелодию, которая у всех на слуху. Однако, эта линия может звучать красиво, но не полно. Для того чтобы собрать мозаику, следует сопроводить ее гармонией. То есть саккомпанировать. Это может быть не только отдельный инструмент, но ансамбль или оркестр. Самым доступным вариантом для начинающих является аккомпанемент на гитаре.

Что такое аккомпанемент на гитаре

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение вокала. Включает в себя аккорды, переборы, бои, соло и даже постукивания по гитаре.

Аккомпанемент в музыке

Существует целое направление – искусство аккомпанирования. Такой музыкальный специалист называется концертмейстер. Это человек, который не просто подыгрывает солисту, но «ловит» его в моменты неточности ритма. Также он может громче сыграть какую-либо ноту, которую неточно поет вокалист. Поэтому искусство концертмейстерства порой труднее, чем сольное исполнение.

Сыграть может не только один человек, но группа, ансамбль. Это еще сложнее, им сначала необходимо сыграться между собой. Солисту проще петь, когда «не заняты руки, и мысли», т. е. он занят только воспроизведением своей песенной партии. Но многие музыканты (участники групп или сольные исполнители) являются частью инструментального состава коллектива, одновременно аккомпанируют себе.

Читайте также:  10 капель дождя укулеле

Роль аккомпанемента

Аккомпанемент на гитаре задает тональность, чтобы певец не «уплыл» в соседний тон. Хорошо отстроенный инструмент дает отличную опору для вокалиста, придает ему уверенности. Гармония позволяет ориентироваться относительно нотной вокальной партии. В некоторых случаях заданный аккорд помогает «встать на верный путь», взять именно ту ноту, которая изначально требовалась.

Также правильно сыгранное сопровождение не дает певцу «убежать» вперед темпа, или наоборот – отстать, сбиться с него. Ритм тоже имеет важное значение. Поэтому роль не только в красивом звуковом оформлении композиции, но в помощи солирующему исполнителю.

Виды аккомпанемента на гитаре

Музыкальная теория выделяет несколько видов аккомпанемента на гитаре.

Удары по струнам (бой)

Один из самых распространенных видов аккомпанемента на гитаре, которые разучивают начинающие гитаристы-любители. Часто удары повторяют сильные доли, имитируют ритм ударной установки или бас-гитары. Является основой для обучения игре на акустической гитаре. Выучив несколько основных ритмов, вы сможете исполнять десятки песен.

В каждой из них может быть свой нюанс, отличающий от других произведений. Также существуют стилистические особенности. Примеры:

  • кантри;
  • бардовская песня;
  • акустический рок;
  • шансону;
  • дворовые песенки;
  • эстрада.

Бас-Щипок

Это не только самостоятельный гитарный бой, но вариант для разбавления композиции. Сначала дергается басовая струна, а затем остальные. От ритмического рисунка зависит не только звучание трека, но его стиль.

Вопреки расхожему мнению, такой вид используется не только в простых жанрах, вроде шансона или легкой эстрадной музыки. Он применим в романсах, бардовской песне, босса-нове, смежных евро-латинских направлениях.

Арпеджио

Аккомпанемент на гитаре, который в простонародии именуется «перебором». Это чередование басовых нот и щипания струн в определенном порядке. Регулярно применяется в романсах, балладах, медленных неторопливых композициях. Характеризуется лирическим звучанием. Часто комбинируется с другими техниками, что придает особую окраску.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Вид аккомпанемента на гитаре, который даже эволюционировал в самостоятельный жанр – фингерстайл. «Пальцевый стиль» даже не требует певца, а исполняет мелодию (а также средний, нижний голос) самостоятельно.

Обычно в сопровождение песни «продвинутые» гитаристы добавляют некоторые элементы из fingerstyle. Подключаются глушеные, «мертвые» ноты, удары по корпусу гитары – как отдельно от защипывания струны, так совместно с ней.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Если добавлять все фишки в один большой котел, то пение может не понадобиться. Но если вырезать кусочки мелодии и заменить их вокальной партией, то получится очень необычное звучание.

Мелодия – основная тема композиции

Обычно используется, если гитарист только начинает разучивать песню. Этот способ отлично помогает выучить ритм и не путаться в мелодии. Сначала можно разучить мелодию на гитаре, а потом подыгрывать себе. Это может явиться самостоятельным аккомпанементом. Родоначальники блюза часто давали пару нот на гитаре, а потом допевали строчку голосом.

Стили аккомпанемента

В зависимости от ритмической основы может меняться стиль. От дворового шансона до акустического рока. Многие паттерны подходят под разные стили. Скажем, эстрадным боем вы сможете сыграть поп-песню, что-то из ретро, например некоторые военные, и даже какой-то из вариантов рока.

Прослушивание музыки в разных жанрах поможет вам уловить ритмы, штрихи для того или иного стиля. Потом это можно будет применить для собственных музыкальных экспериментов.

Возможности гитарного аккомпанемента

Разные виды аккомпанемента на гитаре не только позволят вам сыграть песни из любимого репертуара. Это разовьет музыкальность в целом. Если в вашем арсенале есть несколько приемов боя или перебора, то уже значительно больше горизонтов открывается для исполнения и написания музыки.

Правильное и хорошо сыгранное сопровождение не только украсит трек. Оно скроет некоторые огрехи вокала, если таковые имеются. Тем более, что петь под гитару и отдельно играть сопровождение – разные вещи.

Построение гитарного аккомпанемента

Рассмотрим вопрос, как правильно разучивать аккомпанемент на гитаре. Обычно аккомпанемент на гитаре складывается из ритм-секции:

Проще всего слушать песню и одновременно ударять правой рукой по струнам (можно по заглушенным, чтобы не получалась какофония).

Постепенно вы найдете ключевые ритмические отрезки, которые начинаются с сильной доли и проходят через несколько слабых. Чаще всего это будет какой-то паттерн, сопровождающий куплет или припев, либо все вместе (обычно они могут немного отличаться).

Когда вы обнаружили костяк произведения, можно приступать к добавлению других ударов – вверх, заглушек (в зависимости от вашего опыта или от сложности самой песни). Для начала лучше подобрать бой.

Потом, если будет желание, украсьте его проходящими аккордами. Они прибавят яркости в звучание, сделают его отличительным от десятков подобных песен. Это основная фишка в джазовом аккомпанементе – когда там постоянно меняются гармонии.

Обучающие статьи по теме

На сайте есть несколько статей, которые помогут вам глубже погрузиться в тему:

  1. Как подобрать бой к песне на гитаре: подробное руководство. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/kak_podobrat_boj_k_pesne_na_gitare_podrobnoe_rukovodstvo/3-1-0-1566
  2. Красивые и легкие мелодии перебором на гитаре. akkordam.ru/publ/samouchitel/igraem_krasivye_melodii_pereborom_top_10_luchshikh_kompozicij/2-1-0-1549
  3. Вальсовый бой на гитаре: детальный разбор. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/igraem_valsovyj_boj_na_gitare_prostye_sposoby/3-1-0-1550

Аккорды

Основными последовательностями являются:

А также многие другие. Их десятки, в зависимости от трека, его сложности.

Ритмические рисунки

Рисунок #1:

Рисунок #2:

Третий удар вниз глушим.

Арпеджио (переборы)

Схема #1:

Схема #2:

Мелодия

Нелишним будет поиграть мелодию песни. Это поможет лучше сориентироваться в трудных моментах, не сфальшивить голосом.

Комбинирование приемов

Сначала вы овладеете одним приемом, которым будете сопровождать свое пение. Вместе с набором опыта, арсенал значительно расширится. В зависимости от ваших амбиций, тяги к развитию музыкальности, можно достичь хорошего уровня, научиться играть любимые песни наравне с оригинальным исполнением.

Аккомпанировать и петь одновременно

Главное, что необходимо понять, как совместить перестановку аккордов в левой руке, и одновременное движение (примерно в одном рисунке) правой ладонью. Условимся, что вы уже умеете переставлять аккорды без сильных задержек. Теперь можно подключить и правую руку.

Возьмите песню, которую хотите выучить и послушайте ее несколько раз. Разберитесь в тексте и аккордах. Для начала обычно разучивается отдельно аккомпанемент, а затем уже накладывается текст. Обратите внимание, что сама песня уже должна «отскакивать от зубов», иначе начнутся провалы и паузы во время исполнения.

Вы должны хорошо ориентироваться в мелодии и хотя бы примерно знать текст. Рекомендуем записать слова песни в блокнот или тетрадь самостоятельно, подписав аккорды над местами, где они меняются. Это поможет лучше запомнить слова песни и сделать отметки в непонятных моментах.

Далее разучите строчку или логичную мелодическую фразу от начала до конца. Играйте и пойте, даже если сначала звучит каша. Это и есть процесс работы над композицией. Постепенно в вашей голове уложатся отдельно звучащая гитара и сама песня. Главное отрепетировать самые сложные переходы и не останавливаться, если где-то не получается совместить темп и мелодику.

Аккомпанемент на гитаре – основной элемент обучения, без которого невозможно исполнять песни на любимом инструменте. Также появляется возможность репетировать композицию в момент отсутствия минусовки. Кроме того, это помогает закрепить ее в голове. Нелишним станет и навык сопроводить песню друга или коллеги по музыкальному коллективу.

Сохраните статью в закладках, чтобы вернуться к ней позже и расскажите в комментариях, что для вас было самым сложным при обучении аккомпанементу на гитаре.

5 Вариантов аккомпанемента (фишки гитарного аккомпанемента) в видео:

Источник

Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент?

Начинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.

Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

Чтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово pimac и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

Простой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

Простой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура – still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

Перебор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

Перебор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1 (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три – раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

Перебор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь – “Основные музыкальные жанры“. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии “вид перебора” стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер – сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Занятия не должны утомлять. Если чувствуется усталость, и допускается всё больше ошибок, разумнее будет отдохнуть некоторое время и снова приступить к занятиям. Если вы совсем новичок в вопросах игры на гитаре, то почитайте вот это – «Упражнения для начинающих гитаристов»

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!

Источник

Оцените статью