Как половинные ноты сделать четвертными

Длительность нот

Как правило, чтобы вычислить определенную длительность нот, используют какую-нибудь условную единицу времени. И за такую единицу в музыке обычно берут одну или несколько секунд. При этом ноты на нотном стане будут записываться под разным видом, чтобы показывать нам, какую длительность они имеют. Существует всего несколько основных обозначений нот, показывающих своим видом, сколько секунд они должны звучать в песне или композиции. Каждая такая разновидность нот также имеет и свое название.

Виды нот

1. Целая нота. На нотном стане такая нота обозначается как пустой овальный кружочек. Звучать целая нота должна ровно четыре секунды (если за условную единицу принята одна секунда). Отчитывать время можно в уме или же отстукиванием ритма стопой. В начале знакомства с длительностями нот очень хорошо помогает метроном, так как отсчитывает время вместо вас. Длительность целой ноты всегда необходимо выдерживать до конца счета “раз, два, три, четыре”.

2. Половинная нота. При игре, половинная нота должна звучать в два раза короче, чем целая нота. Поэтому ее длительность ровна только двум условным единицам (двум секундам). При счете в уме это должно звучать, как “раз, два”. Исходя из всего этого, получается, что целая нота включает в себя сумму длительностей двух половинных нот. На нотном стане половинная нота выглядит как пустой кружочек с добавленной к нему вертикальной линией (штиля). Направление штиля вверх или вниз не играет важной роли в исполнении ноты и служит лишь для удобства восприятия.

Читайте также:  Blue birds ноты для фортепиано

3. Четвертная нота. Ее длительность в два раза короче, чем у половинной ноты и ровняется всего одной условной единице отсчета (одной секунде). Поэтому выходит, что счет целой ноты в “раз, два, три, четыре” будет равен счету четырех четвертных нот. Четвертная нота в нотной записи имеет вид раскрашенного кружочка с добавлением к нему вертикальной линии (штиля).

4. Восьмая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность у четвертной ноты. Поэтому длительность восьмой ноты равна половине одной условной единицы (1/2 секунды), или же можно сказать, что за одну секунду исполняются две восьмые ноты. Также из этого следует, что на счет целой ноты “раз, два, три, четыре” будет приходиться длительность восьми восьмых нот. На нотном стане восьмые ноты похожи на четвертные, за исключением добавленного к штилю хвостика (флажка).

Стоит отметить, что флажки восьмых нот могут быть заменены вязками или ребрами (горизонтальные линии, соединяющие штили нот), в том случае если восьмые ноты в композиции идут друг за другом.

5. Шестнадцатая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность восьмых нот, и в четыре раза короче, чем длительность четвертных. Выходит, что за одну условную единицу отсчета (за секунду) необходимо сыграть четыре шестнадцатых ноты, а длительность целой ноты (раз, два, три, четыре) включает в себя шестнадцать шестнадцатых нот. Обозначается шестнадцатая нота на нотоносце также как и восьмая, только с добавлением к штилю двух флажков, а не одного. Также шестнадцатые ноты, как и восьмые, можно объединить в группы, соединив штили нот двумя горизонтальными линиями.

Более короткие длительности нот, чем шестнадцатые (например, тридцать вторые и шестьдесят четвертые), в произведениях используются крайне редко. Записываются они так же, как и шестнадцатые, но соответственно с добавлением к их штилям трех и четырех флажков, или с тремя и четырьмя горизонтальными линиями в случае объединения данных нот в группы.

Музыкальный темп

Также стоит запомнить, что в качестве условной единицы длительности может выступать не только одна секунда, но и несколько, или, наоборот, ½, ¼ секунды и т.д. Зависит это от стиля исполняемого произведения и от темпа, в котором оно должно быть исполнено. В музыке существует несколько основных темпов, имеющие свои особые названия, которые обычно записываются в начале каждой композиции и указывают насколько быстро или медленно композиция должна исполнятся:

  • Largo (ларго) – очень медленно;
  • Larghetto (ларгетто) – медленно;
  • Adagio (адажио) – спокойно;
  • Andante (анданте) – умеренно;
  • Moderato (модерато) – сдержано, средний темп;
  • Allegretto (аллегретто) – чуть медленнее, чем аллегро;
  • Allegro (аллегро) – довольно быстро;
  • Presto (престо) – быстро;
  • Prestissimo (престиссимо) – очень быстро.

Записанные на нотном стане ноты, которые идут друг за другом, играются последовательно.

А записанные ноты, расположенные друг под другом, должны исполняться одновременно.

Источник

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

  • Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
  • Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
  • Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
  • Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

Оцените статью