Как пользоваться метрономом для гитары

Содержание
  1. Метроном для гитары или почему нельзя заниматься под метроном
  2. Метроном – друг или враг?
  3. Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!
  4. Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!
  5. Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм – музыке!
  6. Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?
  7. Что такое метроном?
  8. Как работает метроном
  9. Виды метрономов
  10. Электронные метрономы карманного типа
  11. Механические метрономы
  12. Драм машины
  13. CD Метроном
  14. Приложения для смартфона
  15. Программы для компьютера
  16. Онлайн программы, работающие прямо на сайте
  17. Какой метроном лучше выбрать?
  18. Для чего нужен метроном гитаристу?
  19. Как пользоваться метрономом
  20. Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп
  21. Настроите метроном под свой уровень
  22. Тактовые размеры: распространенные и сложные
  23. Громкость
  24. Как играть под метроном на гитаре
  25. Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню
  26. Начните с медленного темпа
  27. Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их
  28. Отработайте песню или произведение целиком
  29. Постепенно ускоряйте темп метронома до нужного
  30. Упражнения под метроном
  31. 1 упражнение
  32. 2 упражнение
  33. Заключение и советы

Метроном для гитары или почему нельзя заниматься под метроном

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном – потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном – это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Метроном – друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

Читайте также:  Никому не отдам пианино

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка – марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки – вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика.

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή – увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве – небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов – вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм – музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться – прекрасно умеют! Играть ритмично – гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа – это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант – это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру – к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре – песне.

Помните: метроном может быть другом, а может – врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Правило 2: Мы не рекомендуем заниматься, играя под метроном всю пьесу от начала и до конца – это абсурд!

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого – это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно – себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в «прокрустовом ложе» механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения – продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов «доброхотов» от музыки!

Конечно, чувтво ритма — одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны сильные, гибкие и подвижные руки и хорошая гитара — не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное — знать, как её найти среди других гитар.

Источник

Как играть под метроном на гитаре. Для чего нужен метроном гитаристу и другим музыкантам?

Что такое метроном?

Метроном – это специальное приспособление, основная задача которого – задавать ровный темп и выделять долю при помощи ударов. Механические метрономы имеют в себе специальный маятник со шкалой, которая обозначает темп, и грузик, который этот самый темп задает. Появившиеся сейчас электронные устройства имеют встроенный звуковой семпл – удара или писка, который и отмечает нужную скорость.

Метроном необходим любому музыканту, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет. Сейчас это единственное приспособление, которое способно максимально ровно отсчитывать темп, и помогать в развитии чувства ритма, изучении рисунков и размеров.

Как работает метроном

Принцип устройства этого предмета максимально простой. В электронных вариантах вы выбираете размер и задаете нужный вам темп, после чего начинаете слышать звуковой сигнал через равные интервалы. Даже в простейших аппаратах вы можете настроить любой удобный для вас тактовый размер, а также скорость ударов. Иногда можно поменять звук на более приятный для вас.

Видео на английском, но чтобы разобраться знание языка не потребуется.

Виды метрономов

Электронные метрономы карманного типа

Они представляют из себя небольшие устройства с экраном и динамиком, а также разъемом для наушников. Их легко поместить в карман и в случае необходимости доставать в любом удобном месте. Особенно данный прибор подойдет ударникам, которые на репетициях включают его себе в уши.

Механические метрономы

Самые первые модели этих устройств, которыми пользовались многие известные композиторы. В них вы можете сами задать только темп, передвигая грузик маятника вверх или вниз – а размер выбираете уже сами. Он не выставляет акцентов, и это несколько неудобно для начинающих музыкантов.

Драм машины

Это уже полноценный музыкальный инструмент. Драм-машины имеют в себе целую библиотеку различных пресетов со звуками ударных – начиная от обычной бочки и заканчивая экзотикой, типа коубеллов и электронных звуков. Если вы хотите играть в группе, но не можете найти ударника, то попробуйте драм-машину. Сейчас можно даже найти подобные программы в интернете – например, плагин Easy Drummer или Addictive Drums.

CD Метроном

Довольно устаревшая вещь, которая, при этом еще встречается у некоторых музыкантов. Такой метроном представляет из себя CD, на котором записаны удары в разном темпе. На самом диске все треки пронумерованы для удобства поиска. Это крайне неудобная вещь, потому что количество скоростей ограничено и их невозможно поменять.

Приложения для смартфона

Такой вид метронома в большинстве случаев бесплатный и всегда у вас под рукой. Приложения имеют стандартный функционал, такой же, как на механическом и электронном устройстве. Самое выгодное и простое решение, особенно для начинающих гитаристов.

Программы для компьютера

Сейчас в интернете можно найти огромное количество программ со встроенным метрономом. Самые очевидные варианты – Guitar Pro или Fruity Loops, однако можно также скачать чистые утилиты, основная функция которых – отсчитывать темп.

Онлайн программы, работающие прямо на сайте

Воспользоваться такой программой можно прямо на нашем сайте. Метроном онлайн работает прямо в браузере. Он ничем не отличается от обычных вариантов электронных устройств и предоставляет те же самые функции.

Какой метроном лучше выбрать?

Скорее всего, вы сразу же откажетесь от механических и CD-вариантов этого устройства, поскольку они мало функциональны. Для домашних занятий хорошо подойдет сайт с онлайн-метрономом. Вы не будете засорять компьютер лишними программами, при этом, не теряя никаких возможностей и просторе в выставлении скорости и размеров. Если же вы играете не только дома, а еще и на репетициях, то задумайтесь о приобретении электронного метронома и наушников к нему.

Для чего нужен метроном гитаристу?

Все песни имеют четкий темп и размер, в котором они играются. Идеальное исполнение песни подразумевает под собой полное попадание всех музыкантов в ритм и темп. Именно для тренировки чувства ритма метроном и нужен. Благодаря ему вы научитесь играть ровно, акцентируя свое исполнение на нужных долях. Кроме того, благодаря метроному вы сможете отрабатывать четкость и ровность разных ритмических рисунков, таких как синкопа или свинг. В основном отработка техники игры происходит через проигрывание гамм на гитаре под удары устройства.

Как пользоваться метрономом

Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп

Для начала вам стоит понять, что вообще можно выставлять в метрономе. На этот вопрос отвечает элементарная теория музыки:

Такт – единица метра, которая начинается с самой сильной доли и заканчивается перед равной ей по силе. Иными словами, это отрезок композиции, за время которого метроном успевает отсчитать равное его размеру количество ударов.

Размер – единица, которая указывает количество долей в такте. Обычно обозначается через слэш – например, 4/4. Первая цифра обозначает то, сколько долей входит в такт, а вторая – длину нот, которые туда входят.

Доля – один удар метронома. Доля бывает сильной – как правило, она первая, относительно сильной и слабой.

Темп – скорость, с которой играется композиция. Изменяется в bpm – beats per minute – количестве ударов в минуту.

Настроите метроном под свой уровень

Потренируйтесь играть под метроном в определенном темпе. Найдите максимальную точку, на которой вы все еще сможете проигрывать пассажи, и уменьшите ее на треть. Это – ваш наиболее удобный темп, когда вы не перенапрягаетесь при игре.

После того, как вы подберете темп под себя, начинайте проигрывать упражнения, постепенно увеличивая его. В идеале вы должны увеличивать темп на 1-2 bpm каждый час, и тогда руки будут привыкать к новым скоростям. Разгон пальцев и кисти – сложный и долгий процесс, поэтому вам придется хорошо поработать.

Тактовые размеры: распространенные и сложные

Распространенных размеров всего два – 4/4 и 3/4, а также производные от них – 8/8, 6/8 и так далее. Сложные представляют собой комбинации из простых – например, 7/8 это сочетание 4/4 + 3/4, и так далее по аналогии. К сложным размерам придется привыкать, потому что они имеют своеобразную ритмику и расположение долей.

Громкость

Разумеется, не забудьте про громкость. Отстроить все нужно так, чтобы вы четко слышали звучание гитары , а также отсчет метронома и, соответственно, ваше попадание в него.

Как играть под метроном на гитаре

Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню

Возьмите любую свою любимую песню и попробуйте ее выучить. Будет это стандартная композиция на акустической гитаре или же электро-пассаж. Сыграйте ее так, как получится, и когда вы выучите текст, включайте метроном и начинайте играть под него.

Начните с медленного темпа

Вполне вероятно, что у вас не получится сделать это в изначально темпе композиции. В этом случае понизьте темп до более удобного для вас и играйте четко в удары метронома. Постепенно разгоняйтесь и рано или поздно вы достигнете нужной скорости.

Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их

Разумеется, в первую очередь нужно следить за тем, как вы играете. Звук должен быть чистым, с хорошей атакой и без лишних призвуков. Если вам тяжело играть определенные моменты песни – то лучшим вариантом будет понижение темпа конкретно в этом участке и повторению места до момента, когда на нужной скорости вы будете играть чисто.

Отработайте песню или произведение целиком

Как только текст будет выучен – начинайте проигрывать его полностью. Точно также следите за звуком и обязательно – за попаданием в долю, атаку, акценты и чистоту игры.

Постепенно ускоряйте темп метронома до нужного

При отработке песни регулярно увеличивайте bpm метронома на 1-2 единицы, если на текущем темпе вы справляетесь уже без проблем. Благодаря этому изменения в ваших руках будут происходить плавно, и они будут постепенно привыкать к новым скоростям. Продолжайте до тех пор, пока вы не придете к исходному темпу композиции.

Упражнения под метроном

1 упражнение

Это упражнение позволит вам прочувствовать пульсации. Оно выглядит так:

Выставьте в метрономе удобный темп, но не максимальный для вас. Теперь на каждый удар метронома вы должны ударить по струне дважды. То есть условно, если размер, в котором вы играете, 4/4, то ударов должно быть восемь – то есть в два раза быстрее. После этого попробуйте на каждую долю играть три ноты, и так далее. Это сложно, но ощутимо разгоняет руку, и позволяет понять, как равномерно ускоряться внутри одного темпа.

Практические примеры 1-го упражнения

Играйте на одну долю 2 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 3 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 4 ноты/удара по струнам

2 упражнение

Это позволит вам отработать синкопы. Выставьте темп и теперь играйте под него со смещением долей. То есть вместо стандартного «Раз – два – три – четыре» вы будете играть «Раз – пауза – два-три – пауза – раз-два» и так далее. Благодаря этому упражнению вы поймете, как можно разнообразить вашу игру, и как можно взаимодействовать с долями внутри музыки.

Практический пример 2-го упражнения. Прослушайте аудио чтобы понять как правильно играть.

Заключение и советы

Метроном – важная и необходимая вещь для любого музыканта. Крайне желательно, чтобы вы начинали заниматься под него сразу же, как только взяли в руки инструмент. Благодаря этому вы не только быстрее научитесь тому, как петь и играть одновременно , но и сразу приучите себя к четкому и ровному исполнению произведения.

Свои занятия всегда начинайте с разминки под метроном – но никогда не выставляйте максимальные для себя значения, когда вы играете на пределе своих возможностей. Следите в первую очередь затем, насколько ровно и чисто вы играете – а не за скоростью. Именно тогда вы достигните больших гитарных высот.

Источник

Оцените статью