Как пользоваться педалями фортепиано

Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль

Онлайн уроки фортепиано. урок 9

Педаль в игре на фортепиано – прекрасное дополнение многих произведений. Ведь она помогает «украсить» музыку.

Больше узнать о том, для чего нужны педали, можно в этой статье.

Зачастую пианисты используют именно правую педаль. С ее помощью в один миг можно поднять сразу все демпферы. Это звучит по-настоящему завораживающе.

Правая педаль — прямая и запаздывающая

Научиться ее использовать несложно. Вы можете брать правую педаль в двух случаях: чтобы создать эффект запаздывающей педали или прямой. В первом варианте вы сначала нажимаете клавишу, а потом берете педаль. Во втором – это происходит одновременно.

Следите за тем, чтобы при нажатии прямой педали случайно не захватывались отзвуки предыдущих клавиш. Это звучит грязновато.

Чтобы распознать, когда именно нужно использовать педаль, композиторы указывают в нотах букву Р или Реd. Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.

Выглядит это следующим образом:

Как видите, в этом нет ничего сложного. Кстати технику нажатия можно начинать осваивать сразу с запаздывающей педали. Сразу запаситесь терпением и хорошим настроением. Ведь придется потрудиться, чтобы руки и нога расходились в правильной последовательности. Сначала нажимаете клавишу, потом захватываете педаль.

Левая педаль

Если хочется ослабить звучание инструмента, можете воспользоваться левой педалью. Тогда молоточки в пианино будут лишь немного подступать к струнам. В этот момент в роялях молоточки сдвигаются влево.

Освоили технику нажатия правой педали? Если да, у вас не возникнет проблем с левой. Ведь все происходит тем же способом.

Кстати не заметить обозначение левой педали в нотах просто невозможно. Посмотрите на картинку. Момент нажатия помечен словами una corda. А когда педаль пора снимать, вы увидите – tre corde или tutte le corde.

Если вы любите наслаждаться звучанием рояля, наверняка заметили наличие еще одной средней педали sostenuto. При ее нажатии демпферы поднимаются и остаются в таком состоянии до снятия.

Педаль sostenuto

Хотя очень редко sostenuto можно увидеть даже в пианино. В таком случае педаль будто уходит влево, оставляя место для специальной ткани, которая появляется между молоточками и струнами. Поэтому звук становится тише.

В произведениях разных композиторов вы увидите обозначения всех педалей. Все зависит от того, какой именно колорит и окраску хотел придать звучанию автор. Поэтому в полной мере стоит овладеть техникой нажатия каждой педали.

Источник

Как использовать правую педаль фортепиано.

Научиться пользоваться педалями рояля в совершенстве Вы можете пройдя видео — курсы.

Педаль.. Душа рояля. Одним её нажатием можно зачаровать слушателя, превратить сухие и резкие звуки в мягкие и протяжные…! С помощью педали можно смешивать различные гармонии и получать просто сказочные звучания. Педаль — это ПАЛИТРА пианиста. Как же правильно пользоваться ею?

Педаль можно сравнить с женщиной) При тонком и правильном подходе Вы получаете море удовольствия взамен! Но если Вы постоянно злоупотребляете «её» доверием, звучание рояля становится просто невыносимым…

Так что же делать? Как научиться правильно обходиться с правой педалью? ( о левой мы поговорим в отдельной статье, ещё бывает третья (средняя) педаль, но она, к сожалению, есть далеко не на всех инструментах. О ней мы также обязательно поговорим ).

Для начала я предлагаю Вам подумать над одной моей очень интересной теоремой — энергетическое воздействие ( скорость нажатия ) ноги на педаль должно равняться энергетическому воздействию ( скорости нажатия ) пальцев на клавиши.

Теперь предлагаю рассмотреть механизм пианино ( фортепиано, рояля ) в действии, так как без понимания этого устройства невозможно понять и осмыслить действие педали. Для тех, кто занимается на цифровых инструментах также будет очень полезно понять принцип устройства фортепиано, так как «цифровая» педаль выполняет ту же функцию протяжённости звука и работает точно по таким же принципам.

Художественное начало, техническое продолжение, страшно подумать, что будет дальше. Но всё же.

Для понимания гениального фортепианного механизма необходимо знать три термина: струны, молоточки и демпферы. С первыми двумя ясно, уточню лишь, как они работают в паре: при нажатии клавиши на клавиатуре Вы бьёте молоточком об струну. Возникающие колебания, амплитуда которых постепенно уменьшается, и есть звук, который со временем затихает. Всё было бы просто и примитивно, если бы не демпфер, который прижимает своим весом струну, пока Вы не нажимаете клавишу. При нажатии клавиши молоток бьёт по струне и одновременно оттягивает демпфер. Получается, нажатие клавиши производит двойное действие. И вот пока Вы держите весом руки клавишу, Вы не даёте демпферу своим весом потушить звук. Отпустили клавишу, демпфер прижал струну и потушил все колебания. Надеюсь, с этим понятно.

Вы можете одновременно нажать и удерживать несколько клавиш, давая возможность звучать сразу нескольким струнам. Отпуская их, допустим, по очереди, Вы будете постепенно обеднять ( либо очищать ) гармонию. Как раз благодаря ДЕМПФЕРАМ тембральные возможности фортепиано поистине безграничны!

Спасибо демпферу и тому, кто его придумал ( имя неизвестно, по крайней мере мне ), но при чём же здесь правая педаль? А вот при чём — правая педаль одновременно поднимает ВСЕ демпферы. А когда Вы её отпускаете демпферы снова прижимают ВСЕ струны. Таким образом, можно сказать, что правая педаль несёт освободительную функцию!) Как же это влияет на звук?!

А здесь мы должны вернуться к началу статьи. Нажатие правой педали может быть как живительным для звучания инструмента, так и пагубным. Буквы здесь уже бессильны, нужна живая практика. Могу лишь написать, что при смене гармоний на клавиатуре, нужно менять и педаль, чтобы не было так называемой «грязи» звучания, иными словами «грязной» педали. Но очень часто бывает и обратная ситуация, когда, боясь этой самой «грязи», пианист слишком честно ( часто ) меняет педаль и лишает слушателя того изумительного послевкусия, которое продолжает жить в звучании при более редкой смене педали, либо отпускания педали не до конца ( демпферы при такой смене педали НЕ прижимают струны сильно. Таким образом, пропадает лишь основная часть звучания, а часть нужных, а порой и необходимых красок остаётся ). Иными словами, хороший пианист должен всё время держать демпферы НА ПОВОДКЕ.

В скором времени мы поговорим о левой и средней педалях. Также мы рассмотрим такой замечательный термин как РУЧНАЯ ПЕДАЛЬ. Удачи!

Источник

Зачем нужны педали на пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Фортепиано или пианино – это инструмент, имеющий непростое устройство. Оно включает корпус, клавиатуру и многое другое. Этот музыкальный инструмент изобрели еще в начале 1700-х годов. Педали же стали использоваться к концу XVIII века. А придумали их два англичанина. Изобретение правого педального механизма «форте» принадлежит Бейеру, а левого – «пиано» – Броудвуду.

Особенности

Педальный механизм инструмента – это рычаги, которые управляются при помощи ног. В настоящее время на пианино устанавливается от 2-х до 2-х педальных механизмов. Они были созданы для изменения звучания струн и имеют важное значение.

А ранее, до создания педальных механизмов, пользовались выдвижными рычагами, которые управлялись коленями.

На рояле или фортепиано такое устройство влияет на тембр звука, его продолжительность, громкость и динамику. Другими словами, они увеличивают выразительность звучания инструмента и украшают музыку. Именно благодаря им в свое время получилось придать звучанию пианино больше живости и яркости.

Необходимо подчеркнуть, что педали пианино или рояля значительно меняют и регулируют звучание. Использовать их необходимо грамотно. Давайте более подробно остановимся на каждой из педалей.

Назначение левой педали

Левая педаль (или вторая) уменьшает громкость звучания, так как под ее воздействием молоточки сдвигаются правее. В результате удар приходится на две струны. Другое название левой педали – «пиано». В переводе с итальянского это значит «тихо».

Следует отметить, что левый механизм на разных инструментах проявляет себя по-разному. Этот аспект относится и к другим педалям. На пианино он смещает молоточки к струнам вправо. На рояле же сдвигается весь механизм.

В нотах левая педаль имеет обозначение в момент нажатия как una corda. Когда же ее пора снимать, пишут tre corde или tutte le corde.

Для чего нужна средняя?

Этот механизм у пианино имеет задерживающие функции. Но устанавливается не везде, в основном у роялей. Он избирательно поднимает часть демпферов, и они работают лишь во время нажатия педали. Остальные демпферы не меняют функций в это время. Зачастую среднюю педаль применяют для задержки басовых нот.

Демпфером на фортепиано называется мягкая подушечка, которая глушит струны. А также демпферный механизм устраняет при игре нежелательный гул.

На рояле средняя педаль включает в работу модератор. Модератор – это устройство, которое опускается между молоточками и струнами. При этом звук становится тихим. Это позволяет играть на инструменте без помех для остальных.

Иногда она используется для имитации звука клавесина. Для этого на глушитель крепятся металлические «монетки», которые создают этот звук.

Роль правой педали

Правая педаль (или третья) служит для уменьшения силы звука. Она управляет демпферами. Как только музыкант снимает руки с клавиш, обычно струны сразу глушатся и перестают звучать. Эта педаль имеет эффект, обратный назначению левой.

При ее использовании контраст между затухающим звуком и звучанием струн смягчается. При этом включается вибрация остальных струн, и появляются вторичные звуки. Ее другое название «форте», которое имеет итальянские корни.

Механизм удлиняет и наполняет звучание инструмента. А также он является самым часто используемым на пианино.

Помимо описанных 3-х педалей существует и четвертый вид педального механизма. Применяют его не так часто. Это задерживающая педаль, которая называется по-другому sustaining pedal или sostenuto. В переводе, по-простому, сустейн. Этот механизм схож с правой педалью.

Как пользоваться?

Зачастую новички задаются вопросом назначения педалей на пианино. Следует отметить, что они используются для исполнения самых разнообразных музыкальных произведений. Правый механизм необходим для плавных переходов от одного звука к другому. И по-другому этого сделать никак нельзя.

Левый механизм приходится нажимать довольно редко. Обычно им ослабляют звучание басов. Чтобы правильно пользоваться педалями, нажимать и отпускать их следует плавно.

Для ухода за ними рекомендуется полировать их мягкой салфеткой и использовать средства для металлических поверхностей. Для предотвращения скрипа можно попробовать воспользоваться силиконовой смазкой.

Как научиться пользоваться правым механизмом? Его применение происходит для 2-х моментов. Для запаздывающего эффекта сначала нажимают клавишу инструмента, а потом педаль, а для прямого эффекта это делается одновременно.

Чтобы понять, когда необходимо применить педальный механизм, в нотах обозначается буква P или Ped. Момент снятия отмечают звездочкой.

В целом все педальные механизмы отвечают за звучание струн. А чаще всего музыканты применяют правый педальный механизм. Однако зачастую в музыкальных партитурах невозможно правильно и точно передать, где именно необходимо использовать тот или иной механизм. Эта та часть инструмента, которая применяется в зависимости от мастерства и чуткости исполнителя, и именно она определяет то, насколько хорошо играет музыкант.

Источник

Фортепианная педаль и способы развития навыков ее использования на занятиях фортепиано

Данная методическая разработка посвящена проблеме использования и художественной значимости педали в произведениях. В разработке представлен обзор разновидностей педали, освещается вопрос развития навыков ее использования. Методическая разработка может быть полезна преподавателям междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано» и обучающимся МВМУ.

Скачать:

Вложение Размер
dlya_sayta.docx 60.44 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Функции педали и история ее создания……………………….

Глава 2. Разновидности педали и способы развития навыков

Цель создания методической разработки:

  • выработка наиболее эффективных приемов овладения техникой педализирования и их применение при исполнении произведений различных жанров и эпох.

Задачи, поставленные во время создания методической разработки:

  • познакомиться с историей происхождения педали, с ее функциями и разновидностями,
  • определить наиболее эффективные способы развития овладения техникой педализирования,
  • научиться использовать основные виды педали в различных произведениях.

Актуальность выбранной автором темы состоит в том, что умение педализировать сочетает в себе очень много навыков необходимых для настоящего художника. Владение педалью демонстрирует не только слуховые способности исполнителя, но и уровень мышления музыканта, его художественный вкус.

Тема педализации весьма интересна для изучения, во-первых, потому, что педаль прошла долгий путь развития и требует больше внимания, чем раньше, во-вторых, мы часто недооцениваем ее важность и не всегда уделяем этому вопросу достаточно внимания. По своему опыту могу сказать, что поверхностное отношение к данной теме в школе, очень явно мешает во время дальнейшего обучения профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего звена. Ведь грамотное использование педали требует определенных умений и навыков, в которых принимают участие слух, координация движений, исполнительский вкус и т. д. Эти навыки не разовьются сами по себе. Более того, чем позже ученик начинает использовать в произведении педаль, тем сложнее ему овладеть этой техникой впоследствии, потому что нотный текст становится более сложным и требует большего контроля и внимания, нежели раньше. Преподавая фортепиано, сталкиваешься с проблемой отсутствия навыков педализирования у обучающихся первого или второго курсов училища. Постепенное вклинивание педали в произведение на этой стадии развития достаточно сложный процесс. В сознании суворовца все и так прекрасно существовало, а теперь в слаженный механизм исполнения врезается новый элемент, нарушающий координацию. Поэтому важно учиться использовать педаль на ранних этапах обучения, на простых примерах и произведениях, что бы нога привыкала слаженно работать с руками и помогала фактуре, а не мешала как «кость в горле» врезаясь поперек всего.

Прежде чем начать разбираться в технологии использования педали, стоит обратиться к истории ее создания и развития, ведь рояль с момента своего происхождения, постоянно видоизменялся и совершенствовался. Ему то увеличивали объем звучания, то улучшали качество звука, то изменяли конструкцию механизма и т.д. Но, наверное, одним из самых удивительных преобразований было изобретение педали.

Преследуя всего одну цель — как можно дольше продлить звучание струны после поднятия клавиши — мастера создали нечто большее. Сейчас трудно представить себе исполнение музыкальных произведений на концерте без педали. Ведь это важнейшая краска в палитре пианиста, которая раскрывает все звуковые богатства инструмента.

Не менее ста лет прошло со времени изготовления первых фортепиано до установки на них левой и правой педалей в привычном для нас виде. Лишь к концу XVIII в. педали вошли во всеобщее употребление. Однако нельзя сказать, что в течение столетия не существовало аналогов правой и левой педалей как таковых.

У современных роялей педали находятся под средней частью клавиатуры. Сейчас студентам привычно видеть три педали у инструмента, хотя средняя появилась относительно недавно. Необходимо понять принцип действия и их роль.

Глава 1. Функции педали и история создания

Интересно, что первым появился механизм, подобный левой педали.
Еще в 1726 году Б. Кристофори стал применять для своих инструментов ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо. Такой рычаг, а вернее два рычага, поднимавшие демпферы по отдельности левой и правой половин диапазона изобрёл в начале XVIII века Готтфрид Зильберман, ещё один родоначальник фортепиано. При этом молоточки ударяли только по одной струне. Отсюда и пошло обозначение «una corda», что в переводе означает «на одной струне». Это выражение объясняет принцип действия механизма этой педали. Каждой клавише среднего и верхнего регистров соответствует несколько струн- как правило их три. В обычном положении молоточек ударяет по всем струнам, а при нажатии левой педали молоточковая механика сдвигается вправо, в результате чего удар приходится только на две струны. Главным эффектом являлось изменение тембра, а второстепенным – более тихий звук. Область применения «левой педали» была аналогична смене регистров в старинных клавишных инструментах. Единственная разница между старинным и современным механизмами заключена в том, что сейчас молоточек при левой педали ударяет не по одной, а по двум струнам.
Но это принцип действия у рояля. У пианино же все иначе. Когда левая педаль приводится в рабочее состояние, вся молоточковая система просто приближается к струнам. Молоточки, находящиеся теперь на более близком расстоянии от них, бьют несколько слабее, но по тому же количеству струн. Главная цель – изменение тембра на пианино — недостижима, однако звук становится тише. Сделать аналогичную роялям механику пианино еще никому не удавалось. Хотя такие попытки были. Но выходило либо не прочно, либо дорого.

Благодаря левой педали звук должен становиться приглушенным, «матовым». Но это не значит, что ее стоит применять при каждом «p» и «pp». Она предназначена для изменения тембра и придает роялю особый колорит, который в сочетании с другими приемами игры приводит к замечательным звуковым эффектам.

Развитие правой педали шло более сложным путем. Сначала это был опять-таки ручной рычаг для поднятия демпферов. При такой конструкции возможности применения ее были чрезвычайно ограничены. Несмотря на это мастера того времени достаточно мало внимания уделяли развитию правой педали; просто сложная полифоническая ткань музыки барокко не особо нуждалась в педализации и её совершенствование отошло на второй план.
Однако, в постбарочной музыке, особенно к концу XVIII века, применение правой педали стало не столько желательным, сколько необходимым. И конструкторы стали искать новые решения. В 1765 г. появилась виберсовская версия правой педали – ножной коленный рычаг, расположенный под клавиатурой. Он работал от движения колена вверх. И это был большой шаг вперед, поскольку применить педаль можно было во много раз чаще, хотя и без особого разнообразия и детализации. С точки зрения современного исполнителя, эта конструкция очень неудобна и провоцирует некоторую зажатость при исполнении. Тем не менее в то время ею пользовались и Моцарт, и Бетховен. Но уже во второй половине XVIII века в Англии стали применять фортепиано с двумя педалями. В 1780-х годах ножные педали стали применяться в инструментах большинства фирм, после того как английский фабрикант Д. Бродвуд взял на нее патент. Идею позаимствовали у клавесинов с ножным переключением регистров. Такая конструкция оказалась гораздо удобней и практичней, и в начале 19 века прочно укрепилась в Европе

Несмотря на то, что с тех пор механизм педали кардинально не менялся, разница в ее использовании между нашим временем и 19 веком и тем более временем еще ранним все-таки есть. Например, если использовать педаль Бетховена и Шопена такой, какой она выписана в уртекстах, звучание будет грязным. Почему же так вышло? Все дело в струнах! Во времена Бетховена фортепиано еще не имели металлической рамы, струны были тоньше и натянуты слабее, из-за чего эффект резонанса был меньше. А у роялей, на которых играл Шопен, струны не пересекались; в отличие от современных инструментов они были прямострунными. Благодаря этому не только резонанс был намного слабее, но и количество обертонов гораздо меньше. Следовательно, непрерывная педаль могла использоваться дольше.
Сейчас правая педаль работает так: нажимая на нее, пианист отстраняет глушители от струн, давая звуку свободно длиться и затухать естественно. И, наоборот, поднимая ногу с педали, исполнитель мгновенно прерывает звучание.

Кроме своей прямой обязанности, правая педаль имеет еще ряд функций, например, помогает смягчить звук, придав ему тембровое обогащение. Такая педаль называется декоративной. Если где-нибудь в коде в нотах выписан ряд аккордов с долгими длительностями, который не нужно связывать между собой, тут мы вполне могли бы обойтись и без педали, но если на каждый из этих аккордов брать правую педаль, звук обогатится объемом, приобретет более влажную тембровую окраску и аккорды зазвучат масштабнее.
Но и здесь возможны разные варианты, например, педаль можно взять сразу или с опозданием, а можно и до аккорда, правда этот вариант не всегда удобен и пригоден. Но если исполнить аккорд на заранее нажатой педали, то он будет звучать мягче и призвуки резонирующих струн появятся одновременно с взятыми звуками, создавая «пространственный эффект». Такой прием можно использовать, например в начале 4-го концерта Бетховена, или в начале средней части «Аппасионаты», а также в до минорной прелюдии Шопена.
Но кроме того, что нужно вовремя нажать педаль, еще нужно вовремя ее сменить или снять. Быстрая смена очень важна в произведениях композиторов эпохи классицизма. При частых паузах нужно добиваться ряда последовательных педальных смен. Если же пьеса заканчивается на piano, то естественно сначала снять руку с клавиатуры, а следом уже педаль. Снятие звуков без педали звучит жестко, поэтому смягчающий эффект просто необходим.

Еще одной из важнейших функций правой педали является ее способность связывать отдельно взятые ноты. При умелом использовании педали и чутком слухе, пианист может достичь тонких накоплений и ослаблений звучаний в пассажах. То есть, педализируя пассаж, можно добиться crescendo. Такое накопление звучности благодаря педали свойственно музыке Рахманинова и вообще композиторам 19-20 веков. Все дело в ее свойстве накапливать звучность, что придает пассажу постепенно больший подъем и как будто волной приводит его к кульминационной точке. Как, например, пассажи в первой части 1-го концерта Чайковского.

Правая педаль скрывает в себе гораздо больше возможностей, нежели соседние — левая и средняя.

Глава 2. Разновидности педали и способы развития

навыков ее использования

В этой главе особое внимание будет уделено правой педали и ее градациям, и разновидностям. Сразу после представления того или иного вида педали, будут следовать технические приемы и упражнения, которые помогут исполнителю быстро преодолеть трудности и в совершенстве овладеть данным видом педализации.

Для начала разделим ее на два простейших термина, которые ученики узнают в первую очередь. Это запаздывающая педаль и прямая. Смысл запаздывающей педали (еще ее называют педаль — legato) заключается в том, что она берется после нажатия клавиши, а снимается одновременно с нажатием следующей. Следовательно, в момент взятия клавиши нога производит два движения: одно вверх (быстрое снятие педали), а другое вниз (взятие педали). Этот момент быстрой и ловкой смены очень важен, так как ранняя или поздняя смены приведут к грязному звучанию и смешению различных гармоний.

Своим ученикам я советую упражняться на простой последовательности аккордов в C-durной гамме (C-dur, d-moll, e-moll, F-dur и т.д.). Хорошую смену педали можно сделать только при строгом слуховом контроле: после взятия нового аккорда необходимо услышать его в чистом виде, а все посторонние призвуки должны исчезнуть, только тогда смена будет качественной. Главное здесь это медленное исполнение каждого соединения. Если скоординировать движения сразу не выходит, ничего страшного, на это нужно время, зато впоследствии смены будут ловкими и незаметными. Кроме того, внимание ученика надо направить на слушание педального звучания, а не только на механизм движения. Воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию на педали помогут пьесы с повторяющимися (пульсирующими) аккордами. При постоянной смене педали необходимо слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового. Отрабатывать этот прием надо на простых произведениях, например, как «Пьеса» Г. Телемана.

Еще у Е. Гнесиной есть хороший пример: «Маленький этюд на запаздывающую педаль» (ухо хорошо контролирует звучание).

С юности стоит себя приучить сначала к запаздывающей, а уже потом к прямой педали, так как первая дается труднее, поскольку руки и ноги работают вразнобой. Приноровиться к прямой педали гораздо легче.

Если запаздывающая педаль способствует соединению фактуры в одну линию, то прямая, наоборот, для разделения. Часто применяется в альбертиевых басах, когда бас должен быстро отпускаться пальцем, а реально длится дольше, также и в арпеджированных аккордах.

Прямую педаль можно использовать для динамического развития, для заострения ритмического рисунка, для четкости артикуляции, или просто для того, чтобы придать красочность аккорду.

Под красочной подразумевается педаль, подчеркивающая различие красок, так называемая инструментующая педаль (полная педаль в аккордах, минимальная — на мелодии). Динамическая роль педали заключается в поддержке акцентов, динамических контрастов, нарастаний и спадов звучности.

Ритмическая прямая педаль часто используется в танцах и вальсах, как правило она не очень глубокая и нужна для подчеркивания сильной доли. Здесь важно не только вовремя ее нажать, но и вовремя снять, чтобы разделить опорные точки, тогда рисунок будет четким и ясным.

Часто используется в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы.

Артикуляционная педаль помогает отделить стаккато от легато. И сделать штрихи более отдаленными друг от друга.

Хотя в музыке романтиков можно встретить эпизоды со стаккатным басом на педали. Это происходит не для того, чтобы сгладить разницу штрихов, а, наоборот, для заострения внимания на энергичном стаккатном скандировании, которое может являться пульсом или призывом.

На каких же упражнениях тренироваться использовать прямую педаль?

Как и с запаздывающей педалью, следует начать с простого, например, сыграть последовательность снизу-вверх из нескольких звуков до-мажорного трезвучия, мягко, но очень конкретно нажимая педаль одновременно с первым звуком.

Здесь необходимо проследить за синхронностью движений рук и ног.

В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы успеть вовремя взять аккорд, нередко берут бас настолько коротким звуком, что он не подхватывается педалью, но бас – гармоническая основа – должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому тут ученику следует контролировать себя слухом, упражняться, останавливаясь на педализируемых басах, вслушиваясь в их звучание на педали. Играя в медленном темпе, полезно взять бас глубоким звуком и несколько подержать его. Прямая педаль возможна только в тех случаях, когда перед нажимом педали или пауза, или звук стаккато. А также в самом начале пьесы. Для упражнения можно даже специально делать остановку перед аккордами с прямой педалью, чтобы ученик услышал паузу. Следующее разделение педали идет на полную, полу- и четверть педаль.
Полная педаль (или глубокая) вызывает густую звучность, богатую обертонами и применяется при насыщенной фактуре. Он придает мощь и объем звучанию. Например, в 4-м концерте Рахманинова в 1-й части на fff очень объемно и масштабно должны звучать аккорды в самой напряженной и кульминационной точке. И, конечно же, глубокая педаль поможет добиться нужного эффекта.

Но когда в мелодии появляются неаккордовые звуки, создающие какофонию, а бас должен еще звучать на педали, на помощь приходят мелкие ее полусмены.
А.П. Щапов (педагог, ученый и исполнитель) делит термин «полупедаль» на два различных приема: полунажатие и быструю подмену (или «полусмену») педали, при которой демпферы успевают заглушить или хотя бы ослабить звучание струн среднего регистра, но не успевают заглушить бас.
Легкая «полусмена», не отрывая ноги от лапки педали, позволяет на одном басу исполнить длинную мелодию, состоящую из секундовых соотношений. Такая смена очистит верхний регистр от ненужных призвуков, не заглушая при этом бас, который, благодаря толстым струнам, затухает дольше.
Искусное применение неглубоких педалей дает возможность создавать различные гармонические соотношения на одном басу, играть на педали большие построения, что повышает певучесть и красочность исполнения.

Тут многое зависит от слухового воспитания пианиста. Особенно стоит обращать внимание на момент прикосновения демпферов к струнам и на то, как в этот момент движется нога. Цель — научиться постепенно снимать ногу не до конца, оставляя нужные звуки длиться дольше (таким образом занимаются над полу- и четверть педалью).

Как же это отработать? Медленным арпеджированным движением взять аккорд fortissimo, затем нажать педаль и снять руки. Осторожно приглушая демпферами колебания струн, заставлять нужный звук аккордового комплекса выделяться из общей массы. Владение такими приемами требует виртуозных навыков от исполнителя, поэтому придется потратить немало времени и усилий, чтобы добиться нужного эффекта.

Во время разучивания программы возникает вопрос, как использовать педаль в конкретных произведениях? Разумеется, выписать педаль в нотах можно, но это все формально, так как настоящий профессионал отталкивается от своих слуховых восприятий и не только. Формальность заключается в том, что точная запись учитывает только временной момент, а не глубину нажатия! Кроме того, есть еще один фактор, влияющий на педаль: это движение рук на клавиатуре. Мудрое пользование регистровыми соотношениями и грамотная организация звучащей ткани при помощи рук позволяет применять более тонкую педализацию. Особенно сложно оценить точно зафиксированную запись педали, когда она играет колористическую роль, иногда это неуловимая непрерывная смена разных нажатий, а иногда длинная фоновая педаль с полуснятиями.
Разумеется, это все не означает призыва к отмене записи педали в нотах. Просто необходимо за сухим обозначением знаков видеть что-то большее.
Например, как мы относимся к F? Ведь это обозначение не предполагает исполнение однообразно громких звуков. Это не точная мера звука, а скорее объем звучания, внутри которого укладываются разные градации. Но эти градации музыкант распределяет сам, так и с педалью, изображение в нотах (Ped +) условно, оно должно подталкивать исполнителя на воображение и на творческие искания.

Если же подробно выписать все движения педали, вплоть до мельчайших смен, что в некоторых произведениях практически невозможно, то нога будет подчиняться зрению, а не слуху, и движения будут механическими, а не творческими. Вообще, слуховой контроль относится ко всему звучанию в целом, а не только к отдельному педальному эффекту.

С.Е. Фейнберг делит правую педаль фортепиано на различные функции, дав каждой из них свою терминологию. И так он отмечает педаль: декоративную и тектоническую, акустическую и пространственную, лимитированную и компромиссную, предварительную и запаздывающую, намеренно дублированную и вокальную.

Фейнберг утверждает: «Если педаль берется для смягчения и дополнительного тембрирования только с целью приобретения новых качеств звучания, то такую педаль мы вправе назвать обогащающе-декоративной или обогащающе-тембровой». [1] При этом он четко выписал, в каких случаях применяется обогащающе-декоративная педаль:

— для более мягкой окраски звука или аккорда;

— для придания звуку выпуклости и смягчения удара;

— для плавного прекращения звука, в особенности перед паузами;

— для помощи пальцам в затруднительных аппликатурных случаях;

— для связного повторения того же звука;

— для замены отражений звуковых волн при жесткой акустике помещения;

— для общего тембрового обогащения и создания музыкального sfumato».

Говорить о педализации можно бесконечно! И так как способов абсолютно точной записи педалей нет, споры о том, как часто и в каком количестве ее использовать не прекратятся. Кроме того, при исполнении одного и того же произведения пианист попадает в различные акустики разных помещений, и сталкивается с различными инструментами и, как следствие, сам вносит обязательные корректировки в педализацию.

Очень важно уметь использовать все ресурсы и возможности педали для разнообразного колоритного звучания и обогащения фактуры выразительными оттенками, особенно важных при исполнении произведений романтиков и импрессионистов. Не стоит бояться экспериментировать как с раздельным, так и совместным использованием педалей. Мастерство педализации должно развиваться параллельно с другими качествами исполнителя. Оно немыслимо без владения тончайшими градациями силы звука, без технического совершенства, без умения проникнуть в стиль исполняемого произведения. Поэтому техника педализации должна развиваться в полном соответствии с художественным и музыкальным ростом обучающегося.

Задача педагога заключается в том, чтобы после объяснения и закрепления основных приемов педализации помочь ученику находить педализацию в каждом отдельном случае, исходя из индивидуального звукового облика произведения, его стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать звуковую цель применения педали.

Я думаю, что проблема педализации заслуживает гораздо больше внимания, чем имеет сейчас. И во время уроков, особенно с обучающимися детских музыкальных школ, стоит чаще говорить о важности педали и об ее возможностях. Чтобы в будущем, во время самостоятельных занятий, музыкант ценил педаль, как художественное средство выразительности.

А закончить хотелось бы словами Ферруччо Бузони: « Педаль — лунный свет, льющийся на пейзаж» [2] .

  1. Голубовская Н.И. «Искусство Педализации». Издательство: «Музыка», Ленинград 1973 г.
  2. Зильберквит М.А. «Рождение Фортепиано». Издательство: «Детская литература», Москва 1984 г.
  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Издательство: «Музыка», Москва 1987 г.
  4. Файнберг С.Е. «Пианизм как искусство». Издательство «Классика-XXI», Москва 2001 г.

[1] Фейнберг «Пианизм как искусство» С.214. 1

[2] Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры, стр.135

Источник

Читайте также:  Игрушечное пианино для малышей
Оцените статью