Как пользоваться педалью для фортепиано

Педаль в нотах. Как правильно брать и снимать педаль

Онлайн уроки фортепиано. урок 9

Педаль в игре на фортепиано – прекрасное дополнение многих произведений. Ведь она помогает «украсить» музыку.

Больше узнать о том, для чего нужны педали, можно в этой статье.

Зачастую пианисты используют именно правую педаль. С ее помощью в один миг можно поднять сразу все демпферы. Это звучит по-настоящему завораживающе.

Правая педаль — прямая и запаздывающая

Научиться ее использовать несложно. Вы можете брать правую педаль в двух случаях: чтобы создать эффект запаздывающей педали или прямой. В первом варианте вы сначала нажимаете клавишу, а потом берете педаль. Во втором – это происходит одновременно.

Следите за тем, чтобы при нажатии прямой педали случайно не захватывались отзвуки предыдущих клавиш. Это звучит грязновато.

Чтобы распознать, когда именно нужно использовать педаль, композиторы указывают в нотах букву Р или Реd. Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.

Выглядит это следующим образом:

Как видите, в этом нет ничего сложного. Кстати технику нажатия можно начинать осваивать сразу с запаздывающей педали. Сразу запаситесь терпением и хорошим настроением. Ведь придется потрудиться, чтобы руки и нога расходились в правильной последовательности. Сначала нажимаете клавишу, потом захватываете педаль.

Левая педаль

Если хочется ослабить звучание инструмента, можете воспользоваться левой педалью. Тогда молоточки в пианино будут лишь немного подступать к струнам. В этот момент в роялях молоточки сдвигаются влево.

Освоили технику нажатия правой педали? Если да, у вас не возникнет проблем с левой. Ведь все происходит тем же способом.

Кстати не заметить обозначение левой педали в нотах просто невозможно. Посмотрите на картинку. Момент нажатия помечен словами una corda. А когда педаль пора снимать, вы увидите – tre corde или tutte le corde.

Если вы любите наслаждаться звучанием рояля, наверняка заметили наличие еще одной средней педали sostenuto. При ее нажатии демпферы поднимаются и остаются в таком состоянии до снятия.

Педаль sostenuto

Хотя очень редко sostenuto можно увидеть даже в пианино. В таком случае педаль будто уходит влево, оставляя место для специальной ткани, которая появляется между молоточками и струнами. Поэтому звук становится тише.

В произведениях разных композиторов вы увидите обозначения всех педалей. Все зависит от того, какой именно колорит и окраску хотел придать звучанию автор. Поэтому в полной мере стоит овладеть техникой нажатия каждой педали.

Источник

Зачем нужны педали на пианино?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Фортепиано или пианино – это инструмент, имеющий непростое устройство. Оно включает корпус, клавиатуру и многое другое. Этот музыкальный инструмент изобрели еще в начале 1700-х годов. Педали же стали использоваться к концу XVIII века. А придумали их два англичанина. Изобретение правого педального механизма «форте» принадлежит Бейеру, а левого – «пиано» – Броудвуду.

Особенности

Педальный механизм инструмента – это рычаги, которые управляются при помощи ног. В настоящее время на пианино устанавливается от 2-х до 2-х педальных механизмов. Они были созданы для изменения звучания струн и имеют важное значение.

А ранее, до создания педальных механизмов, пользовались выдвижными рычагами, которые управлялись коленями.

На рояле или фортепиано такое устройство влияет на тембр звука, его продолжительность, громкость и динамику. Другими словами, они увеличивают выразительность звучания инструмента и украшают музыку. Именно благодаря им в свое время получилось придать звучанию пианино больше живости и яркости.

Необходимо подчеркнуть, что педали пианино или рояля значительно меняют и регулируют звучание. Использовать их необходимо грамотно. Давайте более подробно остановимся на каждой из педалей.

Назначение левой педали

Левая педаль (или вторая) уменьшает громкость звучания, так как под ее воздействием молоточки сдвигаются правее. В результате удар приходится на две струны. Другое название левой педали – «пиано». В переводе с итальянского это значит «тихо».

Следует отметить, что левый механизм на разных инструментах проявляет себя по-разному. Этот аспект относится и к другим педалям. На пианино он смещает молоточки к струнам вправо. На рояле же сдвигается весь механизм.

В нотах левая педаль имеет обозначение в момент нажатия как una corda. Когда же ее пора снимать, пишут tre corde или tutte le corde.

Для чего нужна средняя?

Этот механизм у пианино имеет задерживающие функции. Но устанавливается не везде, в основном у роялей. Он избирательно поднимает часть демпферов, и они работают лишь во время нажатия педали. Остальные демпферы не меняют функций в это время. Зачастую среднюю педаль применяют для задержки басовых нот.

Демпфером на фортепиано называется мягкая подушечка, которая глушит струны. А также демпферный механизм устраняет при игре нежелательный гул.

На рояле средняя педаль включает в работу модератор. Модератор – это устройство, которое опускается между молоточками и струнами. При этом звук становится тихим. Это позволяет играть на инструменте без помех для остальных.

Иногда она используется для имитации звука клавесина. Для этого на глушитель крепятся металлические «монетки», которые создают этот звук.

Роль правой педали

Правая педаль (или третья) служит для уменьшения силы звука. Она управляет демпферами. Как только музыкант снимает руки с клавиш, обычно струны сразу глушатся и перестают звучать. Эта педаль имеет эффект, обратный назначению левой.

При ее использовании контраст между затухающим звуком и звучанием струн смягчается. При этом включается вибрация остальных струн, и появляются вторичные звуки. Ее другое название «форте», которое имеет итальянские корни.

Механизм удлиняет и наполняет звучание инструмента. А также он является самым часто используемым на пианино.

Помимо описанных 3-х педалей существует и четвертый вид педального механизма. Применяют его не так часто. Это задерживающая педаль, которая называется по-другому sustaining pedal или sostenuto. В переводе, по-простому, сустейн. Этот механизм схож с правой педалью.

Как пользоваться?

Зачастую новички задаются вопросом назначения педалей на пианино. Следует отметить, что они используются для исполнения самых разнообразных музыкальных произведений. Правый механизм необходим для плавных переходов от одного звука к другому. И по-другому этого сделать никак нельзя.

Левый механизм приходится нажимать довольно редко. Обычно им ослабляют звучание басов. Чтобы правильно пользоваться педалями, нажимать и отпускать их следует плавно.

Для ухода за ними рекомендуется полировать их мягкой салфеткой и использовать средства для металлических поверхностей. Для предотвращения скрипа можно попробовать воспользоваться силиконовой смазкой.

Как научиться пользоваться правым механизмом? Его применение происходит для 2-х моментов. Для запаздывающего эффекта сначала нажимают клавишу инструмента, а потом педаль, а для прямого эффекта это делается одновременно.

Чтобы понять, когда необходимо применить педальный механизм, в нотах обозначается буква P или Ped. Момент снятия отмечают звездочкой.

В целом все педальные механизмы отвечают за звучание струн. А чаще всего музыканты применяют правый педальный механизм. Однако зачастую в музыкальных партитурах невозможно правильно и точно передать, где именно необходимо использовать тот или иной механизм. Эта та часть инструмента, которая применяется в зависимости от мастерства и чуткости исполнителя, и именно она определяет то, насколько хорошо играет музыкант.

Источник

Обучение педализации на начальном этапе обучения в классе фортепиано

Ключевые слова: фортепиано

На сегодняшний день в современном мире прочно завоевывают свое место под солнцем электронные музыкальные инструменты. Действительно, чтобы научиться играть на обычном музыкальном инструменте, необходим довольно длительный период обучения. Особенно в том плане, чтобы инструмент зазвучал, появилась палитра красок и звуковой объем.

На первых уроках игры на фортепиано ученик в основном играет вместе с преподавателем, что создает объем звучания. Занимаясь на том же синтезаторе, ученик сам может играть как целый оркестр, используя различные инструменты и автоаккомпанемент.

Обучение на акустических музыкальных инструментах – процесс трудоемкий и ответственный. Он требует отдачи сил и творческого отношения, как от преподавателя, так и от ученика. Фортепиано обладает удивительным звуком, дает возможность передать мельчайшие подробности чувств и настроений.

И становится очень обидно, что педаль – уникальное средство передачи характера – многие преподаватели воспринимают как что-то громоздное и начинают процесс обучения только в средних классах.

Умение слушать себя, так же, как и другие необходимые основы музыкального образования, учащийся получает в детской музыкальной школе. На начальном этапе пути развитие интереса к музыке, в общем, и в частности, получение первоначальных знаний во многом зависит именно от преподавателя.

Педаль – очень сложный механизм, его применение требует от исполнителя колоссальных умственных затрат, умения слушать себя и искать новые возможности и краски в своем исполнении.

Ребенку с раннего возраста необходимо создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить творческую инициативу в поисках тембральности и красочности звучания с помощью педали.

Развитие в ребенке умения слушать и искать – одна из задач педагога. Объяснение ошибок даст ученику основание в дальнейшем самому разобраться в неудачах, искать и стараться находить гармонически чистое педальное звучание, сохраняя ясность мелодической линии и ее выразительности.

Задача педагога состоит и в том, что после объяснения и закрепления основных приемов педализации, помогать ученику находить нужное звучание в каждом отдельном случае, исходя из индивидуального звукового облика произведения, его стиля, жанра, фактуры, художественного образа и осознавать художественную, звуковую цель применения педали. Для этого необходимо специально заниматься вопросами педализации вместес основными задачами детской музыкальной школы.

На ранней стадии обучения игре на фортепиано работа над звуком происходит на основных характеристиках звукоизвлечения: legato, staccato, crescendo, diminuendo. В работе над педалью используются основные ее виды: запаздывающая, прямая и полные смены педали.

К более тонким действиям можно переходить лишь в соответствии с более тонким и многообразным владением звука. Ведь в работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху, создает ощущение слитности пальцев с клавиатурой, делает равенство между эмоцией, характером и звучанием произведения. Использование педали означает мгновенную слуховую реакцию на слуховое и эмоциональное требование.

Огромную, главенствующую роль играет на начальном этапе процесс обучения педализации. Освоение первоначальных навыков проходит в определенной последовательности, но нельзя всех учеников вести одинаковым путем. Способности у детей разные, поэтому и подход должен быть разный, индивидуальный, перед ребенком нужно ставить посильные задачи. Музыкального ребенка можно быстрее научить основным приемам педализации и показывать ему более интересные варианты. При профессиональном ориентировании следует больше привлекать ученика к роли педали в звуковом образе пьесы, пробуждать инициативу, вызывать интерес. Некоторые одаренные дети заканчивают школу с программой музыкального училища. У них надо воспитывать мгновенную реакцию слуха на оттенки педализации, свободу и гибкость владения педалью.

Как было сказано выше, овладение техникой педализации требует быстроты и точности реакции исполнителя на возникающее звучание вместе с музыкой, художественным замыслом, особенностями данного рояля и акустики помещения. Педализация – важная и неотъемлемая часть всей работы над произведением. Умение педализировать зависит от музыкального и исполнительского развития ученика.

Как это ни было печально, интерес к педали очень небольшой. Приведем некоторые причины этого явления: сказывается ученический уровень музыкального кругозора, низкий исполнительский уровень и, главная причина, неосознанная уверенность, что педаль – это легко.

Ученик должен относиться к педали как к средству выразительности без которого художественное исполнение на рояле принципиально невозможно, созревает необходимость пользования педалью с самого начала работы над произведением. В работе есть свои этапы, стадии и свои проблемы, для воплощения звукового замысла нужны творческие поиски, в осуществлении которых поможет педаль.

Все эти задачи и вопросы решаются на начале творческого пути ученика, а именно в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Возникают некоторые разногласия между преподавателями по поводу процесса обучения. Одни из них считают, что учить педализации незачем, нужно лишь исправлять «грязное звучание» и убирать ее везде, где она «мешает уху». Но такие поправки ведут к обеднению звуковой палитры учащегося, лишают его многих исполнительских средств. Кроме этого, они могут повредить воспитанию музыканта, не направить на раскрытие всех возможностей педали. Эти же «поправки» можно воспринимать широко: если объясняется принцип сохранения гармонической основы, нужная степень густоты педали, соотношение регистров и колорит звучания, это способствует раскрытию художественно-выразительной роли педали в трактовке определенного произведения.

Ученика нельзя только поправлять, его надо направлять, учить слушать себя, учить приемам педализации. Важны предварительные указания для избежания игры с неправильной педалью, что засоряет слух учащегося. Именно поэтому одной из основных задач является воспитание хорошего вкуса.

Когда же следует приступить к процессу обучения? Приступить к обучению педализации можно тогда, когда физические возможности учащегося позволяют ему, правильно сидя за роялем, доставать лапку педали. Артоболевская предлагает использовать специальную подставку с рычагами, которые приводят в действие педаль. Посадка должна дать возможность играющему свободно действовать ступнёй ноги, прочно и устойчиво опирающейся своей пяткой в пол у педалей. Центр тяжести должен находится между передними ножками стула и точками упора ног в пол. Нажимать педаль должна плюсна (пальцы не достаточно сильны, они сгибаются в предплюснам суставе, что мешает уверенности и чёткости в движениях ступни и мешает полной власти над педализацией, и в свою очередь разрушает механику педализации). Фортепианная педаль – тяжеловесный механизм и он должен быть доверен органу тела, не имеющему лишний сгибающий сустав- предплюсне.

Самый главный вопрос, который волнует большинство преподавателей – с какого вида педали следует начинать работать? С прямой или запаздывающей?

Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, координационно это более легкое решение, ведь действия рук и ноги направлены в одну сторону. Но внимание ребенка нужно направить на слушание чистогопедального звучания, на бесшумность движения педального механизма, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если вперед ребенок усвоит прямую педализацию, то ему труднее будет переключиться на запаздывающую: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае перехода от запаздывающей к прямой, ученик по привычке берет педаль несколько позднее короткого аккорда, который из-за этого не попадает в педаль. Такая ошибка приносит меньше неприятности, так как не возникает грязного звучания и не засоряется слух ученика. Наладить одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно и требует меньше затрат, чем неодновременное движение.

Итак, начинать обучение педализации целесообразнее с приема запаздывающей педали: ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх).

Прежде чем применять педаль в пьесах и упражнениях, следует разъяснить ученику механизм звукоизвлечения и звучания на инструменте с педалью и без нее, объяснив сущность демпферной системы. Палец, извлёкший звук, продолжая держать клавишу нажатой, держит поднятым демпфер, поэтому продолжают свое колебание струны, и мы слышим звучание. При снятии пальца демпфер опускается вниз и звучание прекращается.

Следует продемонстрировать некоторые акустические явления с помощью использования педали, и слух учащегося заострит свое внимание на новом звучании.

Первое применение педали – событие в музыкальной жизни ребенка. Оно должно оставить яркое, незабываемое впечатление. Вначале педагог должен показать, как нажимается педаль: поставить носок ноги на правую педальную лапку (примерно на половину ее), плавно опустить педаль вниз, после чего так же плавно дать ей подняться вверх, все движения должны быть бесшумными. Шум происходит либо тогда, когда исполнитель снимает ногу с педали и хлопает ею сверху по педальной лапке, либо резко отпускает педаль.

Репертуар ученика включает в себя пьесы различного характера с разными приемами педализации. Педагог должен продумать и показать ученику каждый прием, но ученик не всегда даже должен знать, каким именно приемом он воспользовался. Ребенок должен увлекаться музыкой, исполняя произведение, создавать настроение, чувствовать образ, думать о звуке. В этом случае педальная краска включится «попутно», как естественная и необходимая деталь выразительности.

Внимание ученика надо привлекать к выразительности пьесы, к созданию художественного образа. Если намеченная педагогом педализация сложна для ученика и отвлекает его от музыки, то надо показать самую простую и доступную. Педагог должен предвидеть возможности продвижения каждого ученика, учитывать индивидуальные способности во всем комплексе его развития, в том числе и умение, педализировать.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. – М.,1961.
  2. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. часть I.-М.1937.
  3. Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под редакцией Натансона В. — М., 1963.
  4. Голубовская Н.И. Искусство педализации. — Л., 1985.
  5. Коган Г. Работа пианиста.- М.1963.
  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:Музыка,1982.
  7. Нейгауз ГГ. Об искусстве фортепианной игры. — М.,1988.
  8. Перельман Н. В классе рояля. — Ленинград, Изд.-во «Музыка», 1986.
  9. Светозарова Н. Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. Классика – XXI, 2010.
  10. Щапов А.Г., Некоторые вопросы фортепианной техники. — М., 1968.

Источник

Читайте также:  Марш парад гладков ноты
Оцените статью