Как пользоваться усилителем звука для гитары

Как настроить комбик? Руководство для гитариста

В этой статья мы расскажем, как настроить комбик. Для начала рассмотрим, что это такое частично понятно из названия: комбинированный аппарат, совмещающий в себе полный усилитель, часто с эквалайзером и широкополосную акустическую систему. Имеет один или несколько входов, на которые можно подать сигналы с любых источников: микрофоны, электрогитары, синтезаторы. Так же подходят линейные выходы: TV, тюнера, DVD плеера или компьютера. Фирм выпускающих комбики десятки. Вот самые известные фирмы производители: Fender, Marshall, VOX, Laney, Peavey, Ibanez. В таком изобилии ничего страшного нет, главное знать переднюю панель, название всех органов управления и предназначение штекерных гнёзд, которые принято называть “джек”. Но следует знать, что многие фирмы загоняют в свои аппараты целую кучу гитарных эффектов, что увеличивает число органов управления. Музыканты эффектами практически не пользуются, так как ими в процессе игры управлять невозможно. Все предпочитают педали.

— На передней панели находятся все регуляторы, основные гнёзда, вкл/выкл питания.
— Питание включить – выключить – “Power”.
— Регулятор громкости –“ Volume”.
— Уровень искажений – “Gein”.
— Тембр низкие частоты –“ Bass”.
— Тембр средние частоты – “Middle”.
— Тембр высокие частоты – “Treble”.
— Вход чистый – “input” (normal, clean).
— Вход перегруженный – “drive” (hot, distortion).
— Вход оконечного усилителя – “return”, “poweramp input”.

Перед включением: громкость на ноль, уровень искажений на ноль, регуляторы тембра (эквалайзер) в среднее положение. Подключайте инструмент и аккуратно вводите громкость. Все настройки особенно тембровые это дело вкуса музыканта. Некоторые усилители имеют свыше 16 регулировок эквалайзера, поэтому звуку можно придать любую окраску. Следует иметь в виду: неважная гитара+ дешёвый комбик= большое разочарование. Если вы настроены, копировать звук какого — нибудь классной группы, например: “Хочу звук как у Amatory или Stigmata”, то и гитара и аппарат должны быть классом не хуже, иначе получить такой же звук как у них будет невозможно — максимум приближенный.

Читайте также:  Господи сил с нами буди ноты соловецкий

• Middle – минимум.
• Bass – максимум.
• Gein – максимум.
• Treble – поэкспериментируйте.
Настройка на классический рок:
• Middle – 50%.
• Bass – 50%.
• Gein – 10-20%.
• Treble – 80-100%.
Не увлекайтесь большим уровнем Gain;)
, это может привести к возникновению обратной связи между гитарой и динамиками и будет слышен свист и вой.

Источник

Как пользоваться усилителем звука для гитары

В процессе написания новой части статьи для начинающих музыкантов, посвященной уже непосредственно саундчеку, вышло так, что родился большой пласт материала, который не связан непосредственно с саундчеком, или концертом, или репетицией, и в то же время связан с ними всеми. Об этом можно было бы сказать в первой части данной статьи, посвященной подготовке, но и это было бы не совсем верно.

О настройке комбиков и эффектов

Позволю себе дать небольшой совет: читайте господа и дамы. Читайте как можно больше. Читайте классическую литературу, читайте хорошие и умные книги и читайте, блин, надписи на комбиках и собственных педальках! О том, что собственный аппарат нужно знать досконально, я уже писал в первой части этой статьи, будь это гитара, примочка, комбик — вы должны знать как они работают, как настраиваются, какие есть способы взаимного подключения, где могут быть слабые места. Будем считать, что с этим проблем у вас нет, но есть аппарат, в который вы включаетесь в клубе и который, возможно, впервые видите. И вот тут очень полезным становится то самое умение читать. По большому счету, все комбики, а точнее, их блоки управления одинаковы, достаточно взглянуть на пометки знать, что каждая из них означает, чтобы выбрать нужный вариант подключения/настройки.

Рассмотрим пример с цепью гитары, как (чаще всего) наиболее сложный. В самом простом исполнении это гитара — примочка перегруза (блок примочек рассматривать не будем, считаем что их используют уже опытные музыканты) — комбик. О шнурах между ними также говорилось в первой части. Самая вариантная часть этой цепи, от которой зависят и остальные настройки — это примочка. Попробуем рассмотреть основные варианты, которые в этом случае могут возникать:

  1. Простой «дисторшн» и ему подобные. Включается в предусилитель (гнездо input) комбика или головы стэка, настраивается совместно с настройками уисилителя.
  2. Преамп. Включается в оконечный усилитель комбика или головы стэка (гнездо «return»/»poweramp input»), частотные настройки комбика при этом уже не действуют, на ряде комбиков и стэков при этом можно регулировать выходную громкость, но не на всех.
  3. Процессор эффектов. Самый сложный в настройке, но при этом, наиболее универсальный прибор. Любой процессор требует тщательной отстройки множества параметров, для чего необходимо хорошо разбираться в предмете и понимать, что вы делаете. Маловероятно, что можно сколько-нибудь успешно использовать заводские пресеты процессора. Процессоры чаще всего можно настроить для работы в том режиме, в каком вам необходимо — можно эмулировать работу дисторшна или преампа, или в нем же настроить эмуляцию оконечного усилителя и кабинета, и вовсе играть «в линию» — все зависит только от ваших потребностей и умения. Без последнего тут, к сожалению, не обойтись. Хотя многие пытаются, с одной стороны, понимая необходимость переработки стандартных пресетов, с другой — слабо представляя, как добиться того, что им нужно. Не раз наблюдал, как выстроенные на процессоре последовательно разогнанный преамп и дисторшн после этого включали в input комбика и почему-то удивлялись тому, что звук хреновый. Некоторые, впрочем, не удивлялись, удивлялся только я, а они, наверное, привыкли.

Итак, кратко о том, какие настройки процессора как влияют на ситуацию в цепи. Стоит заметить, что данные правила аксиомой не являются, по большому счету, каждое утверждение — в некотором роде упрощение действительной картины, однако в таком виде они наиболее доступны и полезны именно начинающим (вы ведь не ограничите свое развитие прочтением одной этой статьи). Собственно правила:

  • на процессоре задействован предусилитель (преамп) — в дисторшне необходимости нет, частотные настройки происходят в настройках преампа или дополнительным эквалайзером, подключается:
    • в оконечный усилитель через возврат (return) разрыва эффектов комбика
    • в линию, если на процессоре используется эмуляция конечного усилителя и кабинета
  • на процессоре задействован дисторшн — преамп не используется, подключается в предусилитель комбика (гнездо Input), или в линию, если на процессоре выставлена комбоэмуляция, частотные настройки производятся на комбике и/или при помощи эквалайзера процессора.

Остальные эффекты также требуют тонких настроек, но охватить их все просто невозможно. Правило тут напрашивается само собой — делай только то, что умеешь. Не понимаешь, за что отвечает тот или иной параметр — не трогай и не включай его. А лучше загугли название эффекта и почитай, какой параметр за что отвечает и какие есть способы его настройки — тогда можно уже и поэкспериментировать. Словом, возвращаемся к названию части и читаем, читаем, читаем. О

днако после есть же еще и комбик, а то и целый стэк, куда вы подключаетесь, а там, в свою очередь, куча «ручек и крутилок». Но бояться их не нужно, скорей наоборот — в большинстве случаев было бы хуже, если бы их не было. Это конечно не относится к тем, кто играет «в линию», но, во-первых, сейчас не о них, а во-вторых, таких меньшинство.

Независимо ни от чего, перед началом работы всегда обязательно следите, чтобы все регуляторы громкости (Volume) находились в минимальном положении, а сам комбик был выключен (ламповые ставят в положение Standby), только после этого можно начинать подключение!

Итак, если вы используете внешний преамп, или эмулируете его с помощью процессора, ваша задача максимально проста — найти гнездо return (редко, но порой имеет иные названия) и НЕ ВКЛЮЧАЯ КОМБИК, воткнуться туда, затем, если устройство комбика позволяет регулировать общую громкость, выстроить ее, а если нет — выстроить нужный уровень на преампе, и все — можно играть.

Если вы используете педаль дисторшна, или эмуляцию оного в процессоре, подключаться стоит в гнездо input, а возможности настройки использовать по максимуму. Кстати, если на площадке стоит хороший усилитель, а у вас — с собой лишь дешевая примочка, стоит задуматься о том, чтобы играть через встроенный перегруз усилителя. Чтобы переключать каналы, нужно поинтересоваться у звукорежиссера/организатора о наличии переключателя (foot switch) от комбика.

Итак, смотрим на усилитель и вновь вспоминаем название данной части. Читаем. Тратим на это столько времени, сколько нужно, чтобы понять, что к чему (но не более, ибо время — ценность на саундчеках). Попробую описать наиболее характерные органы управления усилителей — они, по большому счету все одинаковы.

Чаще всего всего мы имеем дело с двумя каналами: clean (он же normal, rithm, cold — и т.д. — фантазия производителей порой выдает не самые первоассоциативные варианты) — чистый, неперегруженный канал и Drive (он же Overdrive, lead, hot, distortion и т.п.) — перегруженный канал. Стоит отметить для себя, где находятся границы каналов, какие регуляторы к какому каналу относятся, и использовать лишь те из них, что нужны именно вам.

Регуляторы обоих каналов обычно почти или полностью дублируются, потому описывать буду вперемешку.

Gain — усиление. Регулирует уровень предусилителя, «перегруженность». Если гитара сильно заводится, уменьшение уровня гейна может решить эту проблему. Тут стоит остановиться и дать еще один совет по работе с комбиками, который, впрочем, касается и многих других вещей, имеющих органы управления, избегайте по-возможности установки ручек в крайние положения. К гейну это относится в первую очередь. Большинство «суперзвезд» местного масштаба, выворачивая эту ручку до упора вправо, считают, что чем больше гейна они дадут, тем круче и злее будет их звук. Чаще всего это совсем не так. В большинстве случаев после определенного значения дальнейшее увеличение гейна на характер звука сколько-нибудь значительно уже не влияет, вызывая лишь т.н. «заводку» гитары — обратную связь (feedback) с комбиком. Фидбэк конечно можно использовать и в художественных целях, но только когда он управляем и контролируется музыкантом, а не когда гитара начинает истерически свистеть в каждую секндную паузу между аккордами.

Часто рядом с ручкой гейна есть переключатель, именуемый как-нибудь вроде «boost» или «hot» он, как правило увеличивает общий уровень гейна, что называется, для тех, кто любит по горячее, или в качестве усиления, например, на соло.

Еще распространен вариант, когда подобных ручки гейна две (в таком случае между ними обычно ставят переключатель) — чаще всего это означает, что один из них более «слабый», второй — более драйвовый, выбор зависит от ваших потребностей и от того, какого характера музыку вы играете.

Volume (level) — громкость. Чуть ли не самая важная ручка, однако расписывать тут нечего. Главный совет — старайтесь не злоупотреблять громкостью и выставлять уровень не больше необходимого. Также не забывайте выравнивать по громкости чистый и перегруженный каналы. При этом не забывайте, что овердрайв обладает свойством компрессировать, то есть сжимать по динамике, сигнал, чего нет на чистом звуке, потому при особо динамичных партиях канал чистого звука может оказаться сильно завышенным по уровню — всегда обращайте на это внимание, пробуя при отстройке поиграть с максимальной динамикой.

Регуляторы частотной настройки(Bass, middle, treble) — предназначены для отстройки сигнала по частотам. Часто радом с ручкой средних (порой и у других тоже) частот есть отдельный регулятор выбора частоты (frequency, freq) — он позволяет выбрать более точно в каком диапазоне средних частот вы хотите работать. Очень удобная штука. На некоторых усилителях, на большинстве басовых, например, регуляторов частот больше — до 15 и выше. Они обеспечивают более тонкую настройку желаемого звучания. Советов по настройке этого блока управления дать, пожалуй, невозможно — все определяется вашими потребностями. Единственное, о чем можно напомнить, говорилось выше: избегайте крайних положений регуляторов, вполне возможно, можно добиться того же результата, изменив положение других регуляторов и ручки громкости.

UPD from slavuti4 Еще один совет, который можно тут дать: «Лучше убавлять чем прибавлять» Когда не хватает каких-то частот в звуке — не стоит сразу выкручивать ручки вверх. чаще всего приспускание других частот и регулировка общего уровня даёт более удачный и быстрый результат. И не перегружает лишний раз аппарат.

Часто добавляют еще ручку master(master volume) — она определяет общую громкость обоих каналов, чистого и перегруженного, чтобы можно было повышать и понижать ее, не меняя баланса каналов.

Еще порой добавляют эффект или блок эффектов, такие, как реверберация, задержка (delay), хорус и т.д. Их применяют крайне редко в силу негибкости управления (при необходимости, настраивают в процессоре или собирают цепь эффектов), потому стоит лишь проверить, чтобы эффекты комбика были выключены специальным выключателем, или убавлением ручки уровня эффекта на минимум (это один из немногих случаев, когда крайнее положение регулятора скорей необходимо).

Самое главное правило: если вы чего-то не понимаете, столкнулись с незнакомой вам конструкцией — не стройте из себя героя, не тыкайтесь наобум. Попросите звукорежиссера (если дело на концерте), администратора репетиционной базы или прокатчика оборудования помочь вам разобраться. Однако с другой стороны, не стоит их задалбывать по пустякам и без необходимости «просто на всякий случай».

Удачи Вам, на музыкальном поприще. Оставляйте свои комментарии. Увидимся в следующей части статьи.

Источник

Использование гитарных усилителей

Комбинирование, объединение, раскачка.

В этой статье я хочу рассмотреть конструкции гитарных усилителей с точки зрения гитариста, который, приобретя определенный аппарат, хочет с его помощью получить нужное звучание. Хочется также поговорить о способах комбинирования нескольких гитарных аппаратов, а также о способах соединения усилителей с внешним оборудованием. В общем, по чуть-чуть обо всем, что касается гитарных усилителей.

Как мне кажется, гитаристу желательно иметь представление о том, как устроен его аппарат, — из каких блоков состоит, чем занимается каждый блок. Я часто слышу разговоры о том, как соединять несколько гитарных усилителей, можно ли подавать, например, сигнал с выхода предварительного усилителя одного на вход оконечного усилителя другого. Стоп, уже начал оперировать «блочными» терминами. Я думаю, что, представляя внутреннюю структуру аппарата, музыканту проще максимально использовать его возможности.

Структура гитарного усилителя

Л юбой гитарный (да и не только гитарный) усилитель состоит из трех основных блоков: предварительного усилителя (PreAmp), усилителя мощности (Power Amp) и блока питания (Power Supply). Как видно на рисунке 1, инструмент подключается на вход предварительного усилителя, сигнал с его выхода направляется на усилитель мощности (он же — оконечный усилитель), выход усилителя мощности подключается к акустической системе. Акустической системой в каждом конкретном случае могут быть либо динамики комбика, либо внешний гитарный кабинет (кабинеты), либо и то, и другое. Но об этом несколько позднее.

Третий блок обеспечивает предварительный усилитель и усилитель мощности необходимым для работы питанием.

Предварительный усилитель

Э тот один из трех основных блоков гитарного аппарата также состоит из определенных частей (рис. 2), каждая из которых, равно как и весь предварительный усилитель, усилитель мощности и даже блок питания, оказывают свое влияние на звучание инструмента.

Предварительный усилитель состоит из входного блока (Input Stage), блока усиления и перегрузки (Gain Stage), блока частотной коррекции (EQ Stage) и выходного блока (Output Stage). Входной блок может производить начальное усиление звукового сигнала от инструмента и, при необходимости, согласовывать высокое выходное сопротивление гитары с относительно невысоким входным сопротивлением последующего каскада предварительного усилителя. Входной блок также может содержать фильтр, например, обеспечивающий функцию Bright, с помощью которой звучание делается более ярким. Входом этого блока является разъем типа «джек», предназначенный для подключения инструмента.

Блок усиления и перегрузки является очень важным элементом гитарного предварительного усилителя. Именно этот блок отвечает за то, что называется Gain. Это или входная чувствительность предварительного усилителя, грубо говоря, громкость (если он работает в режиме игры на чистом звуке) или уровень перегрузки (если предварительный усилитель находится в этом режиме). В любом случае, именно здесь находится регулятор, которым производится настройка громкости чистого звука или уровня перегрузки (он может называться Volume, Gain, Drive, Pre Gain и т. п.). Во множестве гитарных усилителей регулятор блока усиления и перегрузки до определенного момента является регулятором громкости чистого звука, а потом, по мере увеличения чувствительности аппарата, становится регулятором уровня перегрузки (например, Vox AC 30 с его регулятором Normal Volume).

Блок частотной коррекции, в большинстве случаев, представляет собой пассивный двух- или трехполосный эквалайзер, состоящей из регуляторов уровня (для трехполосного) низких (Bass, Low), средних (Middle, Mid) и высоких (Treble, High) частот. Правда, встречаются аппараты и с активными фильтрами. Стоит заметить, что пассивный эквалайзер чаще всего не может так сильно повлиять на частотную окраску звучания аппарата и, соответственно, инструмента, как активный. Им нельзя сильно завалить или поднять определенную частотную полосу. При этом работа пассивного эквалайзера в гитарном усилителе менее сказывается на структуре звука. Активный же эквалайзер позволяет сильно изменять частотную окраску звучания, при этом вмешиваясь и в его структуру. Активные эквалайзеры чаще всего делают в гитарных аппаратах, претендующих на универсальность, например, способных звучать и по-блюзовому и по-хевиметаллическому. Правда, такого действительно универсального аппарата я еще не встречал.

Блок частотной коррекции кроме эквалайзера может содержать еще кнопки ступенчатого изменения уровня определенной частотной полосы. Так, например, там может быть кнопка Mid Boost.

На самом же деле, элементы частотной коррекции можно найти практически в любом блоке как предварительного усилителя, так и усилителя мощности. Они определяют ту самую индивидуальность, ту структуру звука аппарата, которой отличаются, например, Marshall и Fender, Orange и Vox.

В выходном блоке предварительного усилителя может находиться регулятор громкости предварительного усилителя, чаще всего называемый Master, Post Gain или Level. Обычно слово Master пишут на тех регуляторах громкости, которые стоят на самом выходе предварительного усилителя. Дело в том, что многие гитарные аппараты имеют предварительные усилители, состоящие из нескольких предварительных усилителей, подобных рассмотренному. Назовем их сложными предварительными усилителями и поговорим о них несколько позже.

Теперь два важных момента. Первый заключается в том, что некоторые блоки гитарного предварительного усилителя, кроме входного, могут стоять у разных аппаратов в разной последовательности. У входного же блока может быть несколько входов. Вторым важным моментом является то, что все блоки предварительного усилителя каким-либо образом красят звучание инструмента и, мало того, все блоки способны перегружаться.

Рассмотрим все тот же Vox AC 30. Аппарат имеет сложный предварительный усилитель. Он состоит из трех входных блоков, каждый из которых имеет по два входа. Один вход высокой чувствительности, второй — низкой. Таким образом, меняя входы, можно изменять уровень перегрузки аппарата. Входом низкой чувствительности также можно воспользоваться при наличии сильного источника сигнала — например, если на аппарат звук подается не с гитарного выхода, а с выхода процессора или какой-либо предварительной обработки. Второй вход сделан так, что если его использовать вместе с входом высокой чувствительности, то они становятся параллельными. Это превращает входной блок предварительного усилителя канала аппарата в пассивный сплиттер, при помощи которого сигнал можно разделить надвое. Первым приемником сигнала является сам входной блок предварительного усилителя канала, а вот вторым может быть практически все, что угодно. Практически — это потому, что это «все, что угодно» должно иметь высокое входное сопротивление, дабы не «посадить» сигнал инструмента.

Сигнал с входного блока направляется на блок усиления и перегрузки. Предварительный усилитель аппарата Vox AC 30 имеет три входных блока и три блока усиления и перегрузки, образующие три канала сложного предварительного усилителя аппарата. Если рассматривать канал Normal, то сигнал с его входного блока направляется на блок усиления и перегрузки, который имеет регулятор Normal Volume. Этот регулятор входной чувствительности канала, до определенного момента является регулятором громкости чистого звука, после чего становится регулятором уровня перегрузки. Канал перегружается. То же самое происходит и с каналом Brilliant, который имеет два собственных входа высокой и низкой чувствительности, а также регулятор входной чувствительности (Brilliant Volume). Отличие канала Normal от канала Brilliant заключается во входном блоке, который имеет фильтр, ослабляющий низкие частоты.

Комбинирование каналов

К ак я уже говорил, при одновременном использовании двух входов канала происходит их запараллеливание. Второй вход начинает работать как выход, и входной сигнал канала можно разделить на два. Что же будет, если соединить вход низкой чувствительности канала Normal аппарата Vox AC 30 с входом высокой чувствительности канала Brilliant? А вот что: гитарный звук пойдет сразу в оба канала, правда, с некоторыми потерями, связанными с электрическими свойствами получившегося сплиттера, соединительного кабеля и входа высокой чувствительности канала Brilliant. Регуляторами Normal Volume и Brilliant Volume можно теперь установить не просто чувствительность (громкость чистого звука или уровень перегрузки) соответствующего канала, но и соотношение каналов между собой. Таким образом, можно получить совместное звучание каналов. А зачем, спрашивается, это нужно? А затем, что отдельно используемых каналов в некотором случае недостаточно для получения необходимого звучания.

Кроме аппарата Vox AC 30, хорошим примером для комбинирования каналов можно назвать не менее известный гитарный усилитель Marshall 1959 SLP. Он имеет два канала — Bright и Normal, и два регулятора громкости — Bright Volume и Normal Volume. Каждый канал имеет входы низкой и высокой чувствительности. Итак, к входу высокой чувствительности канала Normal подключаем гитару или выход устройства предварительной обработки, в качестве которого может быть, например, педальный эффект. При одновременном использовании входы канала становятся параллельными, соответственно, можно вход низкой чувствительности использовать как выход. Соединяем кабелем-перемычкой вход низкой чувствительности канала Normal с входом высокой чувствительности канала Bright. Регуляторами Normal Volume и Bright Volume устанавливаем необходимую чувствительность (громкость чистого звука или уровень перегрузки) каналов и их соотношение между собой. Характер, структура получившегося звучания складывается из звучаний отдельных каналов аппарата.

Возвращение к предварительному усилителю

С игналы с трех блоков усиления суммируются в пропорции, установленной регуляторами Normal Volume, Brilliant Volume и Vibrato Volume, суммарный сигнал поступает на блок частотной коррекции, который состоит из регулятора уровня высоких частот (Treble), низких частот (Bass), а также регулятора ослабления высоких и верхней середины (Cut). Этот же блок является и выходным блоком предварительного усилителя аппарата.

Определенный интерес представляет предварительный усилитель аппаратов Fender серииHot Rod. У этого предварительного усилителя, кроме изумительного, глубочайшего звучания, есть одна интересная особенность, заключающаяся в наличии нескольких блоков усиления и перегрузки, между которыми включен блок частотной коррекции. Таким образом, их трехполосный пассивный эквалайзер, который состоит из регуляторов высоких (Treble), низких (Bass) и средних (Middle) частот, изменяет не столько частотную окраску звучания аппарата, сколько структуру этого звучания. Особенно это заметно при вращении регулятора уровня низких частот. В его минимальном положении в режиме перегрузки, например, предварительный усилитель аппарата выдает мягкий, породистый, очень ровный и насыщенный драйв, который прекрасно подходит для исполнения как роковых, так и блюзовых партий — и ритмических, и сольных. В максимальном положении регулятора Bass этот ровный, великолепно читаемый и очень разборчивый звук превращается в нечто, очень напоминающее фуз, происходит некоторое запирание по низким частотам, от чего звук теряет свою ровность, приобретая некоторую истеричность. С регуляторами середины и верха происходит примерно то же самое. Ручкой Middle возможно «надуть» звучание аппарата до такого состояния, что он вот-вот лопнет, а можно получить легкий, спокойный перегруз, прекрасно подходящий для игры чего-нибудь расслабленного, меланхоличного. Регулятор уровня высоких частот изменяет прозрачность звучания.

А вот следующий рисунок понадобится в качестве примера предварительного усилителя, имеющего несколько разных выходных блоков. Действительно, многие современные гитарные аппараты имеют сложные, развитые предварительные усилители, которые кроме своего основного назначения (формирования звукового сигнала, подаваемого на усилитель мощности), выполняют некоторые другие задачи, главная из них — обеспечение взаимодействия с внешними устройствами.

Итак, на рисунке 4 представлен двухканальный предварительный усилитель, входной блок которого имеет входы низкой и высокой чувствительности. После входного блока сигнал разделяется на два канала. Канал, расположенный выше на рисунке, предназначен для игры на чистом звуке и слабой перегрузке. Его блок усиления (Gain Stage) имеет регулятор входной чувствительности (Normal Volume), который до определенного момента является регулятором громкости чистого звука, а затем становится регулятором уровня перегрузки. Сигнал с этого блока направляется на блок частотной коррекции, который является уже хорошо знакомым трехполосным эквалайзером. Второй канал предварительного усилителя предназначен для игры на слабо и сильно перегруженном звуке. Его блок усиления имеет регулятор уровня перегрузки (Gain), потом следует трехполосный эквалайзер и выходной блок, содержащий регулятор громкости второго канала (Master). Как это обычно и бывает, практически каждый из блоков предварительного усилителя имеет некоторую свою собственную частотную коррекцию. Кроме того, в режимах перегрузки могут перегружаться не только соответствующие блоки Gain Stage, но и все остальные. Это и определяет структуру звука канала и предварительного усилителя в целом.

Выходные сигналы с обоих каналов направляются на переключатель, которым, собственно, и выбирается нужный канал. После переключателя сигнал поступает на блок последовательного посыла-возврата. Снаружи этот блок представлен двумя разъемами, называемыми, например, FX Send (посыл) и FX Return (возврат). Блок устроен таким образом, что, при отсутствии вставленных штекеров в оба разъема, сигнал проходит через него без каких-либо изменений. При подключении к разъемам внешнего устройства обработки звука эта сквозная цепь разрывается, и сигнал с переключателя каналов и блока Gain Stage может попасть на блоки, идущие за блоком последовательного посыла-возврата Send/Return Stage, только через внешний прибор. Соответственно, на выходе блока Send/Return Stage мы имеем только обработанный сигнал.

Этот сигнал распределяется между несколькими следующими блоками. Блок Output Stage является выходом предварительного усилителя, который можно увидеть на задней панели усилителя в виде гнезда Preamp Out. С этого места гитарный звук после предварительного усилителя можно отбирать, например, на спикосимулятор (для записи гитары «в линию»). С этого же выхода сигнал можно подать и на другой гитарный усилитель. У разных аппаратов номинальное напряжение выхода предварительно усилителя колеблется от -20 дБв до +4 дБ, а реальный оказывается ниже, так что, в принципе, сигнал с такого выхода можно подавать даже на гитарный вход другого аппарата, главное — регулятор громкости перед подключением установить в минимальное положение. Сигнал с этого выхода можно подавать как на усилитель мощности полноценного гитарного усилителя, так и на отдельный гитарный усилитель мощности. В общем, этот выход позволяет использовать предварительный усилитель гитарного аппарата отдельно от его усилителя мощности.

Второй пункт назначения сигнала с блока Send/Return Stage представляет собой усилитель пружинного ревербератора Reverb Stage. Этот блок имеет регулятор Reverb, при помощи которого можно установить необходимый уровень реверберации. Выход с блока Reverb Stage суммируется с прямым сигналом в сумматоре. Сигнал с сумматора направляется на усилитель мощности.

Усилитель мощности

Т еперь еще один пример гитарного аппарата, но уже с усилителем мощности, параллельным посылом-возвратом, выходом предварительного усилителя и отдельным входом усилителя мощности (рисунок 5).

Усилитель мощности чаще всего содержит один единственный регулятор — компенсации высоких частот (Presence). В некоторых аппаратах этот регулятор входит в блок частотной коррекции предварительного усилителя. Правда, еще оконечный усилитель может содержать переключатель выходной мощности и переключатель, позволяющий к аппарату подключать акустические системы с разным сопротивлением. Дело в том, что при подключении к аппарату акустической системы большего сопротивления, усилитель не выдаст свою максимальную мощность, а при подключении акустической системы с сопротивлением, меньшим установленного, оконечный усилитель может «сгореть». Существует три стандартных сопротивления гитарных акустических систем: 4 Ом, 8 Ом и 16 Ом.

Характер звучания усилителя мощности, кроме его собственной частотной коррекции, определяется типом его схемотехники. Усилители класса A воспроизводят звук чище, чем усилители класса АВ, и имеют больший динамический диапазон. Усилители класса АВ несколько компрессируют звук за счет того, что потребляют от блока питания больше тока на большей громкости, а блок питания не может обеспечить достаточный ток при резком изменении сигнала.

Несколько слов о блоке питания, а точнее, о его выпрямителе. Обычно гитарные усилители имеют полупроводниковый выпрямитель в блоке питания. Такой выпрямитель имеет небольшое сопротивление, за счет чего падение напряжения на нем при больших нагрузках (на большой громкости) незначительно. Ламповый выпрямитель имеет относительно большое сопротивление. Соответственно, при больших нагрузках на нем происходит большое падение напряжения, что приводит к компрессии усилителя. Так выпрямитель блока питания оказывает воздействие на характер звучания аппарата. Компрессия оконечного усилителя не является ни плюсом, ни минусом. Ее надо принять как должное и, естественно, уметь извлекать из этого выгоду. Так, например, при громкой игре перегруженное звучание за счет компрессии становится более ровным и плотным. А вот чистый звук несколько проигрывает, поэтому для него лучше применять усилитель класса A, или усилитель класса АВ с полупроводниковым выпрямителем в блоке питания. Хотя, в некоторых случаях компрессия чистого звука бывает весьма уместна, например, при исполнении ровных «подкладочных» партий.

Еще несколько примеров

П редварительный усилитель этого аппарата содержит те же самые два канала — чистого звука и перегрузки, — что и предварительный усилитель на предыдущем рисунке. Разница начинается после переключателя каналов (Channel). Во-первых, появился некоторый буферный блок Gain Stage, отделяющий каналы предварительного усилителя от последующих блоков. Во-вторых, изменились и сами эти блоки. Сигнал с буфера Gain Stage разделяется на два, первый из которых поступает на сумматор, а второй на блок Send/Return Stage. Сигнал с этого блока направляется на второй вход сумматора. Сам же сумматор производит не только суммирование двух сигналов, но и изменяет соотношение между ними регулятором FX Mix. В одном крайнем положении, чаще всего называемом Dry, на выход сумматора поступает только прямой сигнал, то есть прямо с предыдущего блока Gain Stage. Во втором крайнем положении, часто называемом Wet, на выход сумматора поступает сигнал только с блока Send/Return Stage. В остальных положениях регулятора FX Mix на выходе сумматора возникает сумма прямого сигнала и сигнала, поступающего с блока Send/Return Stage. Что же дает такая схема? Она дает параллельный посыл-возврат на внешние эффекты. Его отличие от последовательного заключается в том, что в случае параллельного посыла-возврата эффект к звуку подмешивается в необходимой пропорции, в то время как в случае последовательного посыла-возврата эффект как бы внедряется в звуковую цепь аппарата, и сигнал может проходить только через него.

Параллельный посыл-возврат необходим для подключения модуляционных эффектов, задержки и ревербератора. Именно поэтому, если приглядеться, то можно заметить сходство расположения блоков Send/Return Stage и Reverb Stage на предыдущем рисунке. А вот последовательный посыл-возврат необходим, например, для подключения динамической обработки. Параллельный посыл-возврат теоретически в одном из крайних положений регулятора FX Mix превращается в последовательный, когда на выходе сумматора возникает только сигнал с блока Send/Return Stage. Но дело в том, что регуляторы FX Mix далеко не на всех аппаратах работают идеально, то есть в крайних положения оставляют только один из двух поступающих на них сигналов. Проверить «добросовестность» параллельного посыла-возврата можно, подключив к гнездам Send и Return (кстати, так еще могут называться разъемы посыла-возврата) разные кабели и повернув регулятор в положение Wet. Если звука при этом не будет, то регулятор честный. Может только появиться вместо звука некоторый писк, отдаленно этот самый звук напоминающий, только очень тихий. Это сигнал пробивается по земляным и емкостным связям. А сам параллельный посыл-возврат работает следующим образом: сигнал, поступающий на блок Send/Return Stage, выходит через разъем Send на обработку, выход которой подключен к гнезду Return. Блок Send/Return Stage направляет сигнал с обработки на сумматор.

С сумматора сигнал поступает на еще один блок Send/Return Stage. Этот блок в схеме стоит последовательно и, соответственно, образует последовательный посыл-возврат, который отличается от такового, изображенного на предыдущем рисунке, местом расположения и названием разъемов. Выходной разъем теперь называется PreAmp Out вместо FX Send, а входной разъем называется PowerAmp In, вместо FX Return. В чем же дело? Сейчас разъем PreAmp Out является выходом предварительного усилителя, который можно использовать отдельно от усилителя мощности, например, с другим усилителем. А вот разъем PowerAmp In является входом усилителя мощности. При подключении к этому входу чего бы то ни было связь между предварительным усилителем аппарата и усилителем мощности разрывается, и на усилитель мощности поступает только сигнал с источника, подключенного к разъему PowerAmp In. Это позволяет использовать усилитель мощности аппарата отдельно от предварительного усилителя, например, в случае использования другого предварительного усилителя. Точно также разъемы PreAmp Out и PowerAmp In можно использовать в качестве посыла-возврата для подключения внешних эффектов последовательно. Последовательный посыл-возврат можно использовать в качестве выхода предварительного усилителя только в том случае, когда нет необходимости использовать блоки предварительного усилителя, расположенные после посыла-возврата. Таким блоком, например, может быть тот же самый пружинный ревербератор, который обычно в звуковом пути находится после последовательного посыла-возврата. Кстати, в таком же случае выходом предварительного усилителя может быть и разъем FX Send параллельного посыла-возврата.

Входом же усилителя может служить разъем как последовательного посыла-возврата (Power Amp In), так и параллельного (FX Return). В случае использования таким образом параллельного посыла-возврата регулятор FX Mix необходимо установить в положение Wet.

Еще несколько слов о регуляторе FX Mix. Иногда он регулирует не соотношение между прямым и обработанным сигналом, а только уровень посыла сигнала на внешнюю обработку. Параллельный посыл-возврат с таким регулятором никогда не может стать последовательным, в каком бы положении ни находился регулятор FX Mix. Здесь надо просто быть внимательным и не подключать в такой посыл-возврат эффекты, требующие последовательного подключения, как динамическая или частотная обработка, например.

Кроме посыла, возврата, выхода предварительного и входа оконечного усилителя, гитарный аппарат может иметь и другие входы и выходы. Это, во-первых, так называемый выход прямого подключения или DI Out. Он предназначен для подачи звука гитары прямо в пульт или на записывающее устройство для записи «в линию». Этот выход может быть взят из двух мест. Первое — с выхода предварительного усилителя, затем сигнал пропускается через специальный блок частотной коррекции, имитирующий систему динамик-микрофон, и подается на выходной разъем. Вторым местом, из которого может браться этот сигнал, является выход оконечного усилителя. Сигнал с этого выхода ослабляется до линейного уровня и подается на выходной разъем. Во втором случае на DI-выход направляется звук, который больше похож на звучание аппарата в целом. Как я уже говорил, в гитарном усилителе общий характер звучания складывается из характеров звучания его отдельных блоков. В первом же случае на выходе прямого подключения оказывается звук, еще не прошедший усилитель мощности и, следовательно, не окрашенный им. Кроме того, усилитель мощности может принимать участие в образовании перегруженного звука, и при достаточно перегруженном звуке, слышимом из акустической системы аппарата, на DI-выход может поступать «недогруз», если сигнал на этот выход подается с предварительного усилителя.

Во-вторых, гитарный усилитель может иметь выход для подключения наушников. В-третьих, существуют входы для подключения источников линейного звукового сигнала. Такие входы встречаются у недорогих аппаратов и предназначаются для подключения ритм-машинок, CD-плееров, магнитофонов и других подобных источников.

В-четвертых, существуют входы и выходы Slave. Они, в принципе, ничем не отличаются от выхода предварительного усилителя и входа усилителя мощности. Только схематически там сначала расположен вход, а потом — выход. А прямым их предназначением является объединение и комбинирование аппаратов.

Объединение и комбинирование гитарных аппаратов

В се гитарные усилители звучат по-разному, да и каждый элемент системы вносит в звучание инструмента что-то свое. Только вот часто бывают случаи, когда в гитарном усилителе музыканту нравится, например, только предварительный усилитель или акустическая система, а может все звучит хорошо, да тихо — в любой подобной ситуации дело доходит до комбинирования или объединения (линкования) гитарных аппаратов.

Разберемся сначала с линкованием. Предположим, что есть два усилителя Marshall JTM 45. И сорока пяти ватт выходной мощности одного усилителя явно не хватает. Явно необходимо не менее девяноста. Подключаем гитару к входу высокой чувствительности канала Bright, например. Вход низкой чувствительности этого канала можно использовать как параллельный выход инструмента. Сигнал с входа низкой чувствительности канала Bright направляется на вход высокой чувствительности канала Normal. Получилась стандартная схема использования двух каналов аппарата для получения необходимого звучания. Вход низкой чувствительности канала Normal остается неиспользованным. Именно этот вход можно использовать как выход для подачи гитарного звука на следующий усилитель, а точнее — на его вход высокой чувствительности канала Bright. На втором усилителе производится соединение каналов Bright и Normal для одновременного использования. Опять остается свободным вход низкой чувствительности канала Normal, который можно использовать как выход для подключения следующего усилителя. Большое количество гитарных усилителей таким образом соединять не рекомендуется. На каждом этапе такого соединения происходят заметные изменения в звучании инструмента, и явно не в лучшую сторону.

Такой способ объединения годится и для одновременного использования нескольких разных гитарных усилителей. Так, например, можно залинковать тот же самый Marshall JTM 45 и рассмотренный выше Vox AC 30. Это может понадобиться для добавления легкого вибрато к основному звучанию JTM 45.

Существуют и другие способы линкования гитарных усилителей. Один из них заключается в использовании разъемов Slave In и Slave Out, специально для этого и предназначенных. Гитара при этом, как обычно, подключается в один из входов первого аппарата, выход Slave Out этого аппарата соединяется с входом Slave In второго аппарата. У второго аппарата предварительный усилитель отключается, а на усилитель мощности поступает сигнал с входа Slave In. При этом выход Slave Out второго аппарата продолжает работать, поэтому им можно воспользоваться для объединения полученной системы с третьим аппаратом.

Для объединения двух аппаратов можно воспользоваться выходом предварительного усилителя (PreAmp Out) и входом усилителя мощности (PowerAmp In). Для этого необходимо соединить соответствующий выход на первом аппарате с соответствующим входом второго. При этом на выходе Preamp Out второго аппарата уже сигнала не будет, так как в случае использования входа PowerAmp In предварительный усилитель вместе с его выходом отключаются. Кстати, этот предварительный усилитель можно использовать отдельно, например, для получения другого звучания. Правда, при этом нужно будет воспользоваться некоторыми коммутационными приборами для переключения предварительных усилителей.

Тут самое время начать разговор о комбинировании гитарных аппаратов. Сие священнодействие производится для получения необходимого звучания инструмента, используя разные элементы разных гитарных (и не очень) аппаратов. С самым простым комбинированием знакомы все гитаристы: речь идет о цепочке «гитара — примочка — усилитель». Часто от гитарного усилителя требуется только усиление, а не определенный окрас звучания. А вот когда речь заходит об окрашивании звучания усилителем, то сразу возникает вопрос раскачки.

В процессе раскачки основными действующими лицами являются два устройства — раскачивающее и раскачиваемое. Раскачиваемое устройство в процессе этого действия доводят до определенного звучания, которое невозможно получить по отдельности ни от раскачиваемого устройства, ни от раскачивающего. Рассмотрим пример раскачки аппарата Orange OTR 120 гитарной педалью Boss DS 1. Инструмент подключается на вход педали, ее выход направляется в один из входов (например, высокой чувствительности) аппарата OTR 120. Теперь имеется система с двумя регуляторами уровня перегрузки, первый из которых называется Dist и находится на педали, а второй называется Gain и находится на аппарате. Перегрузка педали Boss DS 1 имеет несколько жидкую и крупнозернистую структуру звука, с большим количеством середины и верха. Перегрузка аппарата Orange OTR 120 слабая, при этом имеет достаточное количество низких частот, плотную середину и несколько разрозненный верх. Предположим, что необходимо получить сильную перегрузку. Тогда регулятор Dist на педали можно смело сразу выворачивать процентов на девяносто, а регулятор Gain аппарата должен находиться в таком состоянии, чтобы звук инструмента при выключенной примочке на той же громкости, что и перегруженный звук, звучал чисто. При этом аппарат будет изменять только частотную окраску звучания педали, и с этой окраской и усиливать звук. Дальше нужно увеличивать уровень перегрузки регулятором входной чувствительности Gain аппарата Orange. При этом будут происходить сильные изменения в структуре перегрузки. На звук педали Boss как бы будет накладываться звучание перегрузки аппарата OTR 120. В некоторый момент от структуры перегруженного звука педали вообще ничего не останется, равно как и от перегруженного звука Orange. Будет нечто третье, точно не похожее на Boss, но и не совсем Orange. Это третье и является результатом догрузки аппарата. В конкретном случае пропадет крупное зерно педали, звук станет сконцентрированным, очень насыщенным по всему спектру и ровным. Вторая стадия догрузки такой системы будет заключаться в выкручивании регулятора громкости аппарата. Аппарат Orange, как и практически все ламповые аппараты, абсолютно по-разному звучит на разных громкостях.

Рассматривая догруз гитарного усилителя как пример комбинирования аппаратов, можно рассмотреть и совместное использование гитарного усилителя с внешним предварительным усилителем, причем как гитарным, так и другим, например, микрофонным. И если гитарный предварительный усилитель в режиме перегрузки, в общем, выдает что-то похожее на «правильный» гитарный звук, то микрофонные предварительные усилители с подключенной к инструментальному входу гитарой часто издают неопределенное звучание, с большим уровнем и слабой фузоподобной перегрузкой. Так вот, в этом сильном выходе и неопределенной перегрузке и заключается вся сущность раскачки гитарных усилителей такими устройствами. Микрофонные предварительные усилители в данном случае также подключаются между гитарой и усилителем, и играют роль бустера, который усиливает сигнал инструмента и обогащает его гармониками. Обогащает, правда, так, что слушать отдельно это невыносимо. А вот если поддать входной чувствительности на гитарном усилителе, то все эти страшные звуки куда-то пропадают, и появляется перегруженное звучание с богатой структурой. Такой способ раскачки хорошо годится для гитарных аппаратов, имеющих слабую собственную перегрузку, но с претензией на богатое звучание при усилении ее уровня.

Раскачать можно и гитарную педаль. Классической цепочкой такого типа является сочетание Boss DS 1 — Ibanez TS 9 (или TS 10) — гитарный усилитель. Необузданность Boss DS 1 выравнивается ровной, насыщенной и плотной перегрузкой педали Ibanez, весь звук окрашивается гитарным усилителем, который завершает формирование структуры звучания инструмента.

От раскачки перейдем к комбинированию. Приведу пример из жизни. Необходимо было получить слабо перегруженное звучание, нечто среднее между перегрузкой и чистым звуком, слегка грязноватое и необузданное, для ритмической партии. Из гитарных усилителей имелись Orange OTR 120 и Vox AC 30. Гитара подключалась к инструментальному входу микрофонного предварительного усилителя Peavey VMP 2, выход которого направлялся на вход низкой чувствительности аппарата Orange OTR 120 с кабинетом Orange Power House Projector 4×12. Аппарат был раскачан до необходимого состояния, при этом звук был почти такой, какой и нужен, за исключением низа. Низ был какой-то гуляющий, несколько отдельный от остального звука, и жидкий. После экспериментов с эквалайзером аппарата и предварительного усилителя, я понял, что нужно что-то изменить кардинально. Сигнал с выхода Echo Send аппарата Orange был подан на вход канала Normal аппарата Vox AC 30. Таким образом, было использовано два общих предварительных усилителя (один раскачивал другой), сигнал с которых одновременно усиливался аппаратом Orange и подавался на предварительный усилитель комбика Vox. Двумя предварительными усилителями канал последнего также был раскачан до необходимого состояния. Цель была достигнута. Могу лишь добавить, что определенных правил здесь нет, и для получения необходимого звука нужно полагаться только на опыт, интуицию и слух, естественно.

Гитарные акустические системы

Т еперь несколько слов о гитарных акустических системах. Начнем с того, что таких систем, вообще, существует два варианта, первый из которых как таковой отдельной акустической системой не является. Я имею в виду комбинированные гитарные усилители, или просто комбики. Не секрет, что эти устройства представляют собой гитарный усилитель, вмонтированный в акустическую систему, состоящую из деревянного (чаще — фанерного) ящика с одним или несколькими динамиками. В гитарных комбиках количество динамиков не превышает четырех. Если не брать в расчет маленькие гитарные усилители типа Pignose, то диаметр динамиков, устанавливаемых в гитарных комбиках, обычно составляет 8″, 10″ или 12″. В некоторых моделях гитарных комбиков устанавливаются динамики диаметром в 15″. Восьмидюймовые динамики обычно ставят по одному, десятидюймовые — по два, три или четыре, двенадцатидюймовые — по одному или по два. Восьмидюймовые динамики чаще всего устанавливают в недорогих гитарных комбиках. Двенадцатидюймовые динамики устанавливают в аппаратах средней и большой стоимости. А вот с десятидюймовыми динамиками ситуация несколько иная: их устанавливают либо в недорогих аппаратах, и чаще всего в этом случае динамики не отличаются высоким качеством, либо в дорогих аппаратах. В последних применяются качественные десятидюймовые динамики, и устанавливаются они там уже не по одному, а по несколько (не больше четырех). Акустическая система комбиков чаще всего открытая, то есть либо вообще не имеет задней стенки, либо этот элемент конструкции присутствует частично.

Вторым вариантом является отдельная гитарная акустическая система (кабинет), которую можно использовать как с комбиками, в качестве добавочной акустической системы, так и с отдельными гитарными усилителями. Диаметр встраиваемых в кабинет динамиков может составлять 10″, 12″ или 15″. Обычно устанавливают два или четыре двенадцатидюймовых динамика, четыре десятидюймовых динамика или один пятнадцатидюймовый динамик.

Кабинет чаще всего представляет собой фанерный ящик с динамиками. Главное его отличие от акустической системы гитарного комбика заключается в том, что практически любой кабинет — закрытая акустическая система без фазоинвертора.

Звучания открытой и закрытой акустической системы с одинаковым количеством одинаковых динамиков сильно отличаются. Закрытая акустическая система дает более плотное, направленное звучание, а открытая охватывает большее пространство.

Возвращаясь к вопросам комбинирования и учитывая, что каждая гитарная акустическая система имеет собственное звучание, можно рассмотреть комбинации разных аппаратов и разных акустических систем. Тут надо иметь в виду, что комбик — тоже акустическая система, которую можно использовать отдельно. Допустим, для получения звука старомодной, мягкой и глубокой блюз-роковой перегрузки есть аппарат Fender Blues Deluxe, в звучании которого для полного счастья не хватает только чуть-чуть плотности. Кроме этого, есть все тот же Vox AC 30, перегрузка которого в данном случае не подходит. Зато аппарат Vox оснащен двумя двенадцатидюймовыми динамиками. Да и сам его корпус значительно больше. Плотности звучания можно добиться, например, закомпрессировав звук аппарата Fender, но при этом есть вероятность исчезновения необходимой динамики. Берем кабель со штекером на одном конце и гнездом на другом. Штекер вставляем в выход усилителя мощности комбика Fender Blues Deluxe, а к гнезду подключаем кабель, идущий от динамиков Vox AC 30. При этом получается, что от аппарата Fender используется предварительный усилитель и усилитель мощности, а от аппарата Vox — его акустическая система, которая звучит плотнее, чем Fender. В итоге получается плотное звучание перегрузки аппарата Fender Blues Deluxe, с практически полным сохранением ее структуры. Тот же Fender можно использовать, например, с кабинетом Marshall 1960 TV, при этом звучание будет еще плотнее, конкретнее, с большим количеством низких частот, которые, собственно, ничто не мешает прибрать эквалайзером комбика или внешним, подключенным в последовательный посыл-возврат. Кстати, этот посыл-возврат на аппарате Fender Blues Deluxe реализован в виде разъемов выхода предварительного усилителя и входа усилителя мощности.

Теперь еще один интересный способ комбинирования аппаратов. Способ связан с ситуациями, когда необходимо использовать весь гитарный усилитель в качестве предварительного, не теряя при этом звучания его усилителя мощности. Для этого можно воспользоваться устройством прямого включения, например, DOD 285, которое имеет вход для подачи на него усиленного сигнала. С устройства выходит сигнал линейного уровня, который можно направлять на любой другой гитарный усилитель или на устройство обработки звука.

Гитарные усилители, ламповые и не очень

В от, пожалуй, и все про комбинирование аппаратов. Под конец давайте разберемся, что же на самом деле можно называть полностью ламповым гитарным усилителем. Существуют два определения, каждое из которых, по-моему, имеет полное право на существование. По первому определению, полностью ламповым гитарным усилителем называется устройство, не имеющее ни одного транзистора в цепях звукового сигнала. По второму определению, полностью ламповым гитарным усилителем называется устройство, не только не имеющее ни одного транзистора во всех цепях звукового сигнала, но и с ламповым блоком питания. По правде говоря, мне ближе второе определение. Но при этом хочется сохранить динамику, что не позволяет сделать гитарный усилитель с ламповым блоком питания. Так что, когда я играю чистым звуком, первое определение мне становится как-то ближе. На самом же деле, главное в аппарате — это не количество ламп, а его звучание и то, как оно вписывается в конкретную композицию. Например, полупроводниковые до мозга костей гитарные усилители Roland JC 120 обеспечивают прекрасное звучание для исполнения прострельных ритмических партий на чистом звуке. А аппарат Fender Hot Rod имеет полупроводниковые буферы выхода предварительного усилителя, входа усилителя мощности и ревербератора, что не мешает им при этом прекрасно звучать. Так что все зависит от конкретной задачи.

Источник

Оцените статью