Как поменять тональность аккорда

Песни под гитару Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!

Аккорды песен под гитару, видео

Как самому перевести аккорды песни в другую тональность!

Транспонирование аккордов. Таблица.

Доброго времени суток!

Заметил, что периодически появляются вопросы данного характера в комментариях этого блога. Конечно же, таким любопытством задаются начинающие гитаристы. Вот и решил раскрыть тему транспонирования аккордов, простыми словами — без углублений в теорию музыки.

3 простых способа перевода аккордов из одной тональности в другую:

Для начала вспомним зачем все это нужно?

Когда, вам не удобен тот или иной аккорд песни, как правило это аккорды на баррэ. Например, возьмем песенку » Детство золотое» (дворовая), которая в тональности Am имеет аккорд F ( на баррэ). Так вот, если ее перевести в тональность Em , то аккорд F (фа-мажор) поменяется на C (до-мажор) .
Или самый распространенный случай, когда тональность композиции не удобна для голоса, поэтому приходиться транспонировать аккорды песни.

1. Способ намба уан:

Большой тайны не открою, если скажу, что сейчас есть много сайтов, где легко можно транспонировать аккорды песен в он-лайне. Вставляешь, в пустое окошко текст песни с аккордами или просто одни аккорды и жмешь на кнопочки + или — (повышение или понижение) и тональность песни меняется в соответствующую сторону.

Это самый простой способ. Чтобы найти такие сайты, банально наберите в поисковке «транспонирование аккордов, он-лайн«, а дальше по вышеописанному.

Может быть он будет еще проще, чем первый, т.к. осуществить задуманное вы сможете в дальнейшем без доступа в интернет. Но для этого сначала скачайте программу к себе на компьютер, запустите и действуйте все по той же схеме — копируете аккорды в одно окно программы, а переведенные получаете в другом.

Для тех, кто привык рассчитывать больше на себя любимого, да и вообще с саморазвитием на «ты».
Представляю вашему вниманию полезную таблицу для транспонирования аккордов. Сначала вы научитесь работать с ней, а затем она вам будет необходима только в редких случаях (при частой практике) . Для этого ее и придумали.

Как с ней работать?

Для начала, напомню, что тональность песни чаще всего определяется, по первому аккорду ее куплета, а также по самому последнему. В зависимости от сложности композиции.

Допустим, ваша любимая песня в тональности Hm , и вам петь высоковато под такие аккорды. Смотрите на таблицу и ищите данный аккорд в самом левом вертикальном столбике. Нашли, и теперь там же находите главный аккорд удобной для вас тональности, возьмем для примера — Am . ( Искать нужно в этом же столбце). А теперь от этих двух аккордов фокусируем свое внимание на строки по горизонтали. Получим две параллельные линии аккордов.

Если в Hm песня имеет аккорды, например такие: Em, A, D, Hm, F#,Hm .
Найдите их в горизонтальной строке от аккорда Hm и затем смотрите какие аккорды стоят в этом же месте в параллельной линии от Am . Получаться они такими: Dm, G, C, Am,E, Am . Это и будут ваши необходимые аккорды. ( Аппликатура всех аккордов!)

Надеюсь, что понятно объяснил. На этом у меня все! Если что-то не ясно или может быть есть чего дополнить-исправить, то пожалуйста пишите не стесняйтесь!

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

2) замена ключевых знаков;

3) замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник

Читайте также:  The scientist coldplay ноты для пианино
Оцените статью