Как понимать ноты для баяна

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

В формировании музыканта-исполнителя, да и в развитии исполнительства вообще, овладение навыком чтения нот с листа имеет огромнейшее значение.
Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо —проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Здесь следует оговориться, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Успешное овладение этим навыком обуславливается, кроме всего прочего, некоторыми специфическими особенностями музыкальной одаренности исполнителя. Одной из таких особенностей является гармонический слух.

Основываясь на логике гармонического развития, такой слух позволяет как бы предчувствовать появление той или иной гармонии. Сам процесс чтения при этом не будет требовать особого напряжения. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение будет более напряженным, а потому замедленным и менее точным. Для преодоления этих трудностей требуется не только более интенсивная тренировка, но и специальная работа над развитием гармонического слуха.
Для успешного развития навыка чтения нот с листа на баяне следует учитывать и некоторые специфические особенности инструмента. Надо сказать, что устройство баяна делает чтение с листа на этом инструменте весьма трудным делом. По объему собственно чтения (две строки, два ключа, большой диапазон, разнообразие фактур и т. п.) баян лишь незначительно уступает фортепиано, по объему же исполнительских действий значительно превосходит его. Ведь баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две. Кроме того, расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим, сжим меха).

Читайте также:  Парус мечты папины дети ноты

Все это особенно сказывается при исполнении больших скачкоз. Отсутствие зрительного контроля при разучивании произведений восполняется обычно путем дополнительной тренировки, при чтении же с листа такая возможность отсутствует. Исполнение скачка в таком случае может быть точным лишь тогда, когда наличествует острое слуховое ощущение цели, тона, завершающего скачок. Без такого ощущения и при тренаже достигнуть удовлетворительного результата очень трудно.
Из сказанного видно, что чтение с листа на баяне требует не только сосредоточенного внимания, но и особенно активного слухового напряжения.
Большим подспорьем в чтении с листа является правильная организация собственно чтения. Здесь имеются свои закономерности, знание которых позволяет значительно облегчить и ускорить этот процесс. В чем же они заключаются?

Весь звукоряд правой клавиатуры в диапазоне от Н до с4 можно рассматривать как два аккорда из неустойчивых (си —ре — фа— ля) и устойчивых (до— ми— соль) звуков Де мажора.
Первый аккорд (си- ре— фа— ля) в малой и второй октавах пишется на линейках, а в первой и третьей — между линейками. Второй аккорд (до — ми — соль), наоборот, в малой и второй октавах пишется между линейками, а в первой и третьей — на линейках. Хорошо осознав эту закономерность, можно добиться более беглого чтения в высоком и низком регистрах. Надо добавить, что диапазон правой клавиатуры баяна в скрипичном ключе исчерпывается написанием пяти добавочных линеек как снизу, так и сверху нотного стана. Причем на обеих пятых линейках расположены крайние ноты си (на пятой снизу — Н, на пятой сверху — Л3).
Зная все это и увидев ноты, расположенные на нижних добавочных линейках (начиная со второй), читающий уже будет исключать до, ми и соль как пишущиеся в этой октаве между линейками1 и думать о вероятных си, ре, фа, ля. Вверху же (в третьей октаве) он будет исключать эти звуки, так как на линейках здесь пишутся лишь до, ми и соль.

Читайте также:  Магомаев луч солнца золотого ноты для фортепиано

После твердого усвоения записи звуков и повторения расположения их на правой клавиатуре можно приступить к исполнению с листа одноголосных пьес с гаммообразным, по-ступенным (а затем арпеджированным) движением мелодии, постепенно охватывая все больший диапазон.
Поскольку появление альтерации, изменяя высоту звука, не изменяет его написания на нотном стане, торопиться с переходом к новым тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков в До мажоре и ля миноре. Вводить хроматизм следует в том регистре, который уже хорошо изучен. Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа (в практике, к сожалению, чаще всего так и бывает) может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным.
Чтению с листа помогает знание некоторых особенностей записи нот, группировки и т. п. Так, направление движения мелодии (ее повышение, понижение) отражается соответствующим написанием вязки, объединяющей какую-либо группу нот.
Очень большое значение для чтения имеют особенности записи двойных нот и аккордов.
Двойные ноты. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках, или между ними; в секстах — если нижний звук на линейке, то верхний (через определенное расстояние) — между линейками, и наоборот:

Так же, как сексты, пишутся кварты и октавы, но расстояние между звуками различное (в кварте — меньшее, в октаве — большее).
В квинтах и септимах, как в терциях, оба звука —или на, или между линейками. Определить, какой из названных интервалов встретился, легко, если помнить, что состоят они соответственно из двух и трех терций (т. е. с одним или двумя, пропущенными, через терцию, тонами):

Такой порядок сохраняется и на добавочных линейках. Поэтому при чтении двойных нот, записанных на верхних добавочных, определяется по названию нижняя нота, верхняя же может определяться по интервалу. Например:

Такое написание характерно для септимы. Определяем: от ля септима вверх будет соль.
В двойных нотах, находящихся под нотным станом, называется верхняя нота, а нижняя определяется по интервалу.
Аккорды. Характерное написание трезвучия и его обращений выглядит так:

Как видим, оно основано на сочетании, терций и кварт. Работая, следует добиться того, чтобы пальцы почти механически находили клавиши, соответствующие тому или иному аккорду (см. рис. 9 на стр. 37).
Для этого нужно обстоятельно пройти трезвучия отдельно в мажоре и миноре. Так же проходятся секстаккорды и квартсекстаккорды.
Чтение и исполнение четырехзвучных аккордов имеет свои особенности. Прежде всего следует отличать написание удвоенных звуков трезвучий и их обращений от септаккордов с обращениями. Для первых характерны интервалы терций и кварт, для вторых — терций и секунд:

Известную трудность представляет чтение и исполнение обращений септаккордов. Здесь ориентиром должна служить секунда (вверху — квинтсекстаккорд, в середине — терцкварт-аккорд, внизу — секундаккорд).

Очень часто доминантсептаккорд и его обращения применяются с пропущенной квинтой. Их написание:

Септаккорды и их обращения воспроизводятся на баяне несколькими типовыми положениями пальцев, которые следует усвоить на специально подобранных упражнениях. Для наглядности можно составить схему таких основных типовых положений подобно приведенной для трезвучий.
Таков основной круг навыков, приобретению которых необходимо подчинить первый этап занятий чтением с листа. Дальнейшая работа будет направлена на изучение тональностей с все большим количеством знаков, пьес все более и более трудных, быстрых и т. п.
По мере появления сколько-нибудь значительных навыков игры с листа правой рукой необходимо начать игру и левой.

Прежде чем начинать, игру с листа двумя руками, учащийся должен получить хотя бы самые необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. К таким навыкам относится прежде всего свободное чтение типичного аккомпанемента — трезвучий, секстаккордов и т. п. Однако прежде чем приступить к этому, следует добиться прочного усвоения левой клавиатуры.
Особое внимание нужно уделить изучению записи звуков низкого и высокого регистров в басовом ключе. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные под нотоносцем и выше него. Чтобы хорошо их усвоить, полезно поиграть специально подобранные примеры из полифонических пьес.
При чтении аккомпанемента учащиеся обычно идут по линии наименьшего сопротивления: не задумываясь над строением аккорда, они читают лишь его обозначения (Б, М, 7) и определяющий бас. В начальном периоде обучения, когда ученик слабо подготовлен теоретически, это не только допустимо, но и единственно возможно. По мере же накопления достаточных теоретических знаний от такого метода нужно отказаться и перейти к осмысленному чтению аккордов. При чтении последовательности бас — аккорд исполнитель, пользуясь обозначениями, мысленно проделывает три операции, выясняет: а) какой бас, б) какой аккорд (Б, М, 7) и в) от какого баса этот аккорд.
Не проще ли, взглянув на аккорд, сразу определить и его название и его принадлежность? Думаем, что да. Это значительно упрощается тем, что для всех аккордов существует весьма ограниченное количество видов записи, а именно:
а) трезвучия в основном виде записываются от соль, ля и си;
б) в виде квартсекстаккорда — от до и ре;
в) в виде секстаккорда — от ми и фа.
Твердо усвоив, что основной тон в трезвучии — внизу, в квартсекстаккорде — в середине, а в секстаккорде —вверху, можно научиться без труда определять принадлежность аккорда (от какого баса он берется).

Так же обстоит дело и с доминантсептаккордом:
а) в основном виде (с пропущенной квинтой) он пишется
от соль;
б) в виде секундаккорда — от ля, си, до и ре;
в) в виде квинтсекстаккорда — от м и фа;

По расположению основного тона (основной вид — внизу, секундаккорд — в середине, квинтсекстаккорд— вверху) так же просто определить, от какой ноты строится данный аккорд, и обойтись без дополнительного обозначения.
В процессе тренировки вырабатывается зрительное восприятие записи того или иного аккорда, и необходимость в отыскивании основного тона сама по себе отпадает, что еще упрощает чтение.
Из сказанного следует, что для определения аккордов левой клавиатуры достаточно применения лишь буквенно-цифровых обозначений (Б, М, 7). Для подвинутых исполнителей вообще вряд ли целесообразно дополнительное обозначение аккордов (определяющего баса).
Одной из основных задач чтения нот с листа двумя руками в первоначальном периоде должна являться работа над развитием навыка исполнения типичных ритмических сочетаний, то есть работа над развитием координации. Здесь организация работы должна быть примерно такой:
1. Четные метрические категории:
а) соседние: целые — половинные, половинные — четверти, четверти — восьмые, восьмые — шестнадцатые попеременно в правой и левой руке;
б) не соседние: целые — четверти (восьмые, шестнадцатые), половинные — восьмые (шестнадцатые), четверти —
шестнадцатые, также попеременно то в правой, то в левой руке.

2. Нечетные метрические категории:

В заключение следует сказать, что игра с листа (одной или двумя руками) должна быть всегда осмысленной, работа над исполнением штрихов, динамических и агогических оттенков при чтении должна быть последовательной, систематической, а не стихийной, эпизодической. Только в таком случае чтение с листа будет плодотворно влиять на общее продвижение учащегося.

Источник

А.Варфоломос — Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов

Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне

_
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
«МУЗГИЗ», 1967г.

Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.

Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.

Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки» В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.

Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966

  • Глава первая. Музыкальный звукоряд
    • § 1. Музыкальные звуки и их свойства
    • § 2. Музыкальный звукоряд. Основные ступени звукоряда и их названия. Клавиши правой клавиатуры баяна и аккордеона, соответствующие названию основных ступеней звукоряда.
      Октавы
    • Упражнения
  • Глава вторая. Нотное письмо. Запись высоты звука
    • § 3. Нота. Нотный стан. Обозначение нот на нотном стане. Ключи
    • § 4. Добавочные линейки
    • § 5. Запись нот одной и той же октавы в различных ключах.
    • § 6. Запись музыки для баяна и аккордеона
    • § 7. Обозначение музыкальных звуков в различных октавах нотами и буквенным способом
    • Упражнения
  • Глава третья. Запись длительности звуков
    • § 8. Форма ноты. Длительность нот
    • § 9. Правила записи нот различной высоты и длительности
    • § 10. Пауза. Длительность пауз
    • § 11. Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
    • § 12. Способ, облегчающий точное исполнение нот согласно их длительности („счет»)
    • § 13. Затакт
    • § 14. Размещение в такте нот и пауз
    • Упражнения
  • Глава четвертая. Система высотной организации музыкальных звуков
    • § 15. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон
    • § 16. Правая клавиатура баяна и аккордеона
    • § 17. Производные ступени. Знаки альтерации
    • § 18. Случайные и ключевые знаки альтерации
    • § 19. Буквенное обозначение знаков альтерации
    • § 20. Энгармонизм
    • § 21. Левая клавиатура баяна и аккордеона. Музыкальный звукоряд в основном и вспомогательном рядах
    • § 22. Диатонический и хроматический звукоряды. Диатонические и хроматические полутоны, тоны
    • Упражнения
  • Глава пятая. Знаки сокращения и упрощения нотного письма
    • § 23. Знаки сокращения нотного письма
    • § 24. Различные приемы упрощения нотного письма
    • § 25. Мелизмы
    • Упражнения
  • Вкладыш:
    • Сравнительная таблица записи нотами звуков всех октав правой клавиатуры баяна и аккордеона. Левая клавиатура баяна и аккордеона.

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
«МУЗГИЗ», 1962г.

Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.

В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:

I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.

Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.

Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.

Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962

  • Глава шестая. ИНТЕРВАЛЫ
    • § 26. Понятие об интервалах
    • § 27. Названия интервалов. Простые и составные интервалы
    • § 28. Виды интервалов
      • Определение и построение чистых, больших и малых интервалов
      • Определение и построение увеличенных и уменьшенных интервалов
      • Определение и построение различных видов составных интервалов
    • § 29. Обращение интервалов
    • § 30. Консонирующие и диссонирующие интервалы
    • § 31. Энгармонизм интервалов
    • § 32. Интервалы на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Интервалы на правой клавиатуре баяна
      • Интервалы на правой клавиатуре аккордеона
      • Интервалы на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Упражнения.
  • Глава седьмая. АККОРДЫ
    • § 33. Понятие об аккорде
    • § 34. Трезвучия
      • Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия
      • Обращение трезвучий
      • Структура трезвучий и их обращений
    • § 35. Септаккорды
      • Виды септаккордов. Септаккорд в основном виде
      • Обращения септаккордов
    • § 36. Нонаккорды
    • § 37. Энгармонизм аккордов.
    • § 38. Применение аккордов в музыке. Фактура
    • § 39. Аккорды на клавиатурах баяна и аккордеона
      • Аккорды на правой клавиатуре баяна.
      • Аккорды на правой клавиатуре аккордеона
      • Аккорды на левой клавиатуре баяна и аккордеона
      • Правила записи басов и аккордов
      • Условные обозначения басов и готовых аккордов в нотной записи
      • Сочетание басов и готовых аккордов
  • Упражнения.
  • Приложение
    • Т. Сотников. Самозачетные таблицы по музыкальной грамоте
    • Правила пользования «Самозачетными таблицами»
    • Вкладыш — «Самозачетные таблицы» Т. Сотникова и таблица «Расположение басовых звуков и аккордов на левой клавиатуре»

Скачать пособие


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
«Музыка», 1990г.

В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.

  • От автора
  • Глава девятая. Лад.
    • § 49. Общее понятие о ладе. Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Звукоряд лада. Название ступеней лада.
    • § 50. Наклонение лада. Лады мажорный и минорный.
    • § 51. Тональность. Гамма
  • Глава десятая. Мажорный лад
    • § 52. Мажорный лад. Виды мажорного лада. Натуральный мажор
    • § 53. Диезные тональности
    • § 54. Бемольные тональности
    • § 55, Энгармонизм мажорных тональностей
    • § 56. Гармонический мажор
    • Упражнения
  • Глава одиннадцатая. Минорный лад
    • § 57. Минорный лад. Виды минора. Параллельные тональности.
    • § 58. Гармонический и мелодический минор. Тональности гармонического и мелодического минора..
    • § 59. Энгармонизм минорных тональностей.
    • § 60. Одноименные тональности. Сходство и различие ступеней одноименных тональностей
    • § 61. Определение тональности музыкального произведения.
    • Упражнения
  • Глава двенадцатая. Лады народной музыки. Другие лады.
    • § 62. Мелодические и гармонические лады
    • § 63. Пентатоника
    • § 64. Особые виды семиступенных ладов
    • § 65. Переменный лад
    • § 66. Лад с двумя увеличенными секундами
    • § 67. Однотерцовые тональности
    • § 68. Одноименный мажоро-минорный лад
    • § 69. Полиладовость и политональность
  • Упражнения
  • Глава тринадцатая. Интервалы на ступенях зажора и минора
    • § 70. Интервалы устойчивые и неустойчивые, консонирующие и диссонирующие, диатонические и хроматические
    • § 71. Разрешение интервалов
      • Разрешение неустойчивых консонирующих интервалов.
      • Разрешение диссонирующих интервалов
    • Упражнения
  • Глава четырнадцатая. Аккорды на ступенях мажора и минора
    • § 72. Трезвучия на ступенях мажора и минора
    • § 73. Септаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 74. Нонаккорды на ступенях мажора и минора
    • § 75. Разрешение аккордов. Гармоническое тяготение
      • Разрешение неустойчивых консонирующих трезвучий.
      • Разрешение диссонирующих трезвучий
      • Разрешение септаккордов
      • Разрешение нонаккордов
  • § 76. Ладовые функции аккордов. Функциональный кругооборот
  • § 77. Ладовые функции интервалов
  • § 78. Гармонический анализ
  • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
«Музыка», 1990г.

  • Глава пятнадцатая. Модуляция
    • § 79. Общее понятие о модуляции. Родственные тональности
    • § 80. Ладовая и модуляционная альтерация
    • § 81. Виды модуляций
    • § 82. Осуществление модуляции
    • § 83. Некоторые случаи использования модуляции и отклонения в современной музыке
    • Упражнения
  • Глава шестнадцатая. Транспонирование
    • § 84. Транспонирование и его применение
    • § 85. Транспонирование с предварительным переписыванием нот
    • § 86. Транспонирование без предварительного переписывания нот
    • Упражнения
  • Глава семнадцатая. Ритм. Группировка. Темп
    • § 87. Общие сведения о ритме и метре
    • § 88. Такт. Доли такта. Затакт
    • § 89. Размер
    • § 90. Выразительное значение ритма
    • § 91. Синкопа
    • § 92. Условное деление длительностей. :
    • § 93. Группировка нот
    • § 94. Приемы точного исполнения ритмических последовании.
    • § 95. Темп. Темповые обозначения
    • § 96. Дирижирование
    • § 97. Ритм в многоголосной музыке
    • § 98. Метрическое объединение тактов
    • Упражнения

Скачать самоучитель


А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
«Музыка», 1966г.

Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.

Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения

Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения

Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения

Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения

Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение

Скачать самоучитель

Источник

Оцените статью