Как понимать ноты для калимбы

Как понимать ноты для калимбы

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Источник

Как настроить калимбу

Калимба — старинный африканский язычковый музыкальный инструмент, ставший очень популярным, и сохранивший свою популярность в наши дни. На этом инструменте очень просто научиться играть любому, кто владеет нотной грамотой.

Но калимба, как и любой другой музыкальный инструмент, иногда нуждается в настройке. Звучание калимбы складывается из звука резонирующих пластин-язычков, который усиливается при помощи полого корпуса инструмента. Тон каждого язычка зависит от его длины.

Если внимательно посмотреть на устройство калимбы, вы можете заметить, что язычки закреплены на различной длине относительно друг друга, крепление выполнено при помощи металлического порожка, который удерживает язычки в нужном положении. Чем короче язычок, тем выше звук, который он производит.

Таким образом, для настройки калимбы вам нужно три вещи: знать в каком строе вы хотите настроить калимбу, тюнер, либо образец звучания нот (например, пианино), и небольшой молоток.

Ноты калимбы расположены не в том же порядке, что на фортепиано. Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и так далее, поочередно.

Звуковой ряд калимбы варьируются от количества установленных язычков, а строй может быть самым разнообразным: пентатоническим и диатоническим, мажорным и минорным. Вопрос о тональности инструмента обычно возникает, когда вы спрашиваете себя о том, как выбрать калимбу, на этапе её покупки. Обычно производитель подписывает язычки теми нотами, которыми они должны звучать. Тем не менее, зная метод настройки, о котором мы рассказываем в этой статье, вы сможете настроить калимбу практически в любую тональность.

Итак, теперь, когда вы определились со строем и подготовили весь необходимый инвентарь, мы приступим к настройке.

Поставьте калимбу поближе к тюнеру, либо подключите к ней маленький пьезозвукосниматель, который вы соедините с тюнером. Вообще, хорошо подойдет даже тюнер, установленный на ваш смартфон. Скачайте приложение-тюнер, например:

  • Для устройств Android: gstrings
  • Для устройств Apple: instuner

Начните настраивать по одному язычку за раз. При настройке каждой ноты калимбы, заглушайте рядом стоящие язычки, чтобы не сбить с толку тюнер. Вибрация от одного язычка калимбы передается остальным, что создает помехи для восприятия тюнера. ударьте по настраиваемому язычку пальцем, чтобы он зазвучал.

Если на вашем тюнере отображается, что текущий тон звучания ниже необходимого, вам нужно укоротить длину язычка, аккуратно подбив его спереди небольшим молоточком в сторону порожка крепления, от себя. Если тюнер сообщает, что язычок звучит выше, чем нужно, увеличьте длину язычка, подбив его сзади, от крепления к себе. Проделайте эту операцию с каждым язычком по отдельности.

Теперь, когда калимба настроена, проверьте, не дребезжат ли язычки при игре. Это стандартная проблема для любой калимбы, и бороться с ней очень просто — вы можете передвинуть язычки калимбы чуть левее или правее их исходного положения. Слегка ослабьте крепление язычка на порожке, ослабив болты. После проведенной процедуры вновь проверьте состояние строя калимбы. Если даже это не помогает — подложите под язычок кусок свернутой бумаги.

Правильно настроенный и отрегулированный инструмент — залог успешного обучения игре на калимбе, а так же исполнения музыкальных произведений. Проверяйте строй калимбы как минимум раз в полмесяца.

Источник

Как понимать ноты для калимбы

Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы

Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно.

Существуют два основных последствия компоновки нот: тяжело с расстояниями — ноты расположены дальше друг от друга, (на противоположных сторонах), но проще играть аккорды, потому что 2-3 или 4 соседние ноты всегда будут хорошо звучать вместе.

Источник

Полезная информация

🎶 Калимба и игра разных мелодий

КАК СЫГРАТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ НА КАЛИМБЕ — ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Научиться играть на калимбе может каждый человек, даже не имеющий представления о музыкальной грамоте. Правда ли это Действительно, научиться извлекать звуки, нажимая и отпуская пластинки-язычки, не так уж сложно. Кроме того, в сети можно найти табулатуры — специальные схемы с обозначениями, когда и какие язычки следует нажимать, чтобы сыграть определенную мелодию на калимбе.

Казалось бы, что может быть проще. Приобрел понравившийся инструмент, потренировался извлекать звуки пальцами, открыл табы и разучивай любимые мелодии.

Хочешь, играй «Калинку-малинку»

А хочешь — саундтрек из «Пиратов Карибского моря»

Однако уже на этом этапе у человека, совершенно не имеющего представления о нотной грамоте, могут возникать сложности. Попробуем разобраться, а для этого совсем чуть-чуть углубимся в теорию музыки.

Почти все знакомые нам инструменты настроены по законам единой системы под названием диатоника, и могут издавать одинаковые по высоте звуки. Благодаря этому их можно объединять в ансамбли и оркестры.

рис. 1 — фортепиано, флейта
и другие инструменты с непрерывным звукорядом

рис. 3 — шестиструнная гитара

Как видим, у привычных нам инструментов звуки, издаваемые с помощью клавиш или струн, выстраиваются в ряд, где самый низкий звук находится на самой крайней ступеньке слева, а самый высокий — на крайней правой ступеньке.

Любая калимба также имеет настройку. Один язычок — одна нота, то есть собственная высота звука. В отличие от аутентичных инструментов, именуемых у себя на родине мбирами, современные «европейские» калимбы также настроены в диатонической системе.

рис. 4 — восьмиязычковая калимба до-мажор

Принципиальное отличие в том, что звуки (язычки) африканского инструмента располагаются от центра в стороны, но не последовательно, а через один.

Схематически это выглядит так:

рис. 5 — калимба до-мажор на 8 язычков

Что ж, скажете вы, просто в древнем инструменте несколько иной принцип расположения звуков. Но ведь зная этот принцип, несложно будет воспроизвести любую мелодию. Совершенно верно! Но только в том случае, если выбранные табулатуры и ваш инструмент совпадут по тональности. Не зря ранее мы уточнили, что на рисунке 4 представлен звукоряд калимбы именно в до-мажоре.

Почему вот такая последовательность звуков называется гамма до-мажор, а не как-то иначе, и какие существуют гаммы, речь пойдет чуть позже.

рис. 6 гамма до-мажор

А пока мы подошли вплотную к ключевой проблеме многих любителей: если калимба изначально настроена в другой тональности, у вас может не получаться воспроизвести музыку «как на видео в YouTube» или по найденным в интернете табам.

И, скорее всего, из всего вышесказанного вам понятно только одно — чтобы сыграть мелодию на калимбе с любой настройкой, неплохо бы хотя бы минимально разобраться в тональностях, ступенях, музыкальных интервалах и ладах.

Чтобы было проще понять суть, приведем пример с человеческим голосом. Допустим, вы решили исполнить песенку, но у вас никак не выходит взять самую высокую ноту. В таких случаях говорят, что для данного голоса тональность произведения слишком высокая. Чтобы исполнить песню, «вытянув» голосом все звуки, вам придется понизить тональность. То же самое и наоборот: если какая-то нота для вас слишком низкая, вам потребуется повысить тональность песни.

Перенос мелодии из одной тональности в другую принято называть транспонированием. Существует несколько способов транспонирования. После освоения данной темы для вас не составит большого труда изменить тональность на соответствующую настройкам вашего инструментам. Например, если у вас калимба до-мажор, а на видео в интернете человек исполняет мелодию на калимбе соль-мажор, потребуется применить навык транспонирования и все получится!

Существует альтернативный способ — настройка калимбы посредством изменения положения язычков. Для этого потребуется специальный инвентарь. Но данный способ может быть целесообразен лишь в том случае, если вы хотите раз и навсегда перестроить свой инструмент в более популярную тональность. Специалисты не рекомендуют прибегать к этому способу, так как всякий серьезный (не сувенирный) инструмент изготавливается с учетом идеального звучания в конкретной тональности. Впрочем, навык вам обязательно пригодится — для чистого и стройного звучания калимба периодически нуждается в настройке.

Послушайте «неправильные» с точки зрения европейца, но такие чарующие звуки аутентичной калимбы

Источник

Калимба (мбира)

Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.

Устройство

Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.

На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.

Как звучит калимба

Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.

Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.

За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.

История

В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.

Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.

В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.

Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.

Виды калимб

Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.

Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.

Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.

Применение инструмента

Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.

«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.

Как играть на калимбе

Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».

Как выбрать калимбу

При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.

Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.

Источник

Читайте также:  Еще минута под гитару
Оцените статью