Как понизить ноту если уже есть один бемоль

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 51. Двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль бемоль

Если ты хочешь научиться читать и писать, то учишь азбуку и правописание, если ты мечтаешь открыть неизвестную звезду, то изучаешь карту звездного неба и астрономию, а если ты хочешь научиться играть и сочинять музыку, то не обойтись без нотной грамоты и музыкальной теории.

Ничего не поделаешь — нужно продолжать осваивать нотную письменность. Мне, например, она всегда была интересней любой другой науки, кроме только чтения.

Мы по урокам о знаках альтерации до сей поры знали о существовании только трех таких знаков: диезе, бемоле и бекаре. Первый из них повышает ноту на половину тона, второй, наоборот, ее понижает на ту же половину тона, а бекар — отменяет любой знак альтерации.

Но бывают частые случаи, когда необходимо повысить или понизить еще на половину тона ноту, уже имеющую диез или бемоль. В таких случаях применяют двойные знаки альтерации, которые называются дубль-диез (повышает ноту на целый тон, так как обозначает двойное повышение на 1/2 тона):

и дубль бемоль (понижает ноту на целый тон, так как обозначает двойное понижение на 1/2 тона):

Читайте также:  Тяжелее рояль или пианино

Эти знаки в нотном письме ставятся перед нужной нотой, то есть также, как и все остальные знаки альтерации.

Были времена, когда для отмены знаков двойной альтерации применялся двойной бекар, но в настоящее время обходятся простым бекаром.

Имейте в виду, что в любом случае знак альтерации относится к основному (неальтерированному) звуку, даже если эта нота, согласно ключевым знакам альтерации, должна быть повышена или понижена. Например, в ключе присутствует знак диез для звуков «фа». В нотном тексте перед нотой «фа» стоит дубль-диез. Не обращая внимания на ключевой знак диез, ты повышаешь «чистый» звук «фа» на целый тон, как того требует дубль, и берешь «чистый» звук «соль». Все просто!

На следующем уроке наш кругозор и возможности правильной игры на гитаре расширится (пока что теоретически), так как мы узнаем почти все об артикуляции . Что это? Переходи и читай!

Источник

Знаки альтерации. Диез, бемоль, бекар.

Знаками альтерации называются знаки, которые указывают на повышение или понижение звука без изменения его названия. Самые распространенные – диез, бемоль и бекар.
Вот так они выглядят:

Диез указывает на повышение звука. Если представить клавиатуру фортепиано, «до диез» означает, что мы говорим о черной клавише справа от клавиши «до».

Бемоль указывает на понижение звука. Например, «соль бемоль» указывает на черную клавишу слева от клавиши «соль». Как я уже раньше упоминала, при повышении звуков мы сдвигаемся вправо, при понижении – влево.

Бекар отменяет предыдущий звук альтерации. Например, если в нотах использовался звук «фа диез», то «фа бекар» обозначает просто звук «фа», которому соответствует белая клавиша “фа”.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Случайные знаки альтерации

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой, которую нужно изменить. Случайный знак действует на ноту в пределах одного такта. То есть в следующем такте он уже не действует. Также случайный знак действует на ноту только той октавы, в которой он указан. Если перед нотой «до» первой октавы стоит знак «диеза», то он действует только на ноту «до» первой октавы. Если в этом же такте встречается нота «до» второй октавы, то диез на нее не действует.


Ключевые знаки альтерации

Наверное, вы обращали, что в некоторых нотах в начале каждой строки сразу после знака ключа стоят бемоли или диезы. Это ключевые знаки альтерации или «знаки при ключе». Они указывают на то, что во всем произведении будут применяться эти звуки. Например, если в нотах при ключе стоят знаки «до диез» и «фа диез», это означает, что в дальнейшем нужно везде, где написано «до» или «фа» играть «до диез» и «фа диез». Знаки при ключе действуют на все произведение и на звуки во всех октавах.

Случайный знак альтерации может отменить ключевой знак. Например, в нотах при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», а в тексте встречается «до бекар». Это означает, что в том месте, где указан знак бекара нужно играть чистый звук «до». Действие бекара в данном случае распространяется только на текущий такт и только на ноту «до» в той октаве, где он написан. Для примера смотрите 3й такт в левой руке на нижнем рисунке.

Действие ключевых знаков можно отменить в середине произведения или изменить эти знаки на другие. И дальше будут действовать другие ключевые знаки до конца произведения или до их отмены. На приведенном ниже рисунке сначала при ключе были знаки “си бемоль” и “ми бемоль”. Затем их отменили знаками бекара и установили новые ключевые знаки “фа диез”, “до диез”, “соль диез”.

Также ключевые знаки указывают на тональность произведения. Например, если при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», то это означает, что произведение написано в ре мажоре или в си миноре. В рамках этой статьи я подробно не буду останавливаться на этой теме, так как она очень обширная и требует отдельной большой статьи.

Более подробную информацию о том, что такое тональность, мажор и минор читайте в статье “Тональность. Мажор и минор”.

Если у вас остались вопросы по этой теме, оставляйте их в комментариях. Я обязательно на них отвечу.

Источник

Бемоль, диез и бекар – что это, как использовать? Подробная инструкция

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.

Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

  • Пифагоров строй
  • Среднетоновый строй
  • Чистый строй
  • Равномерно темперированный строй

Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

Диез повышает звук ноты на полутон . Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Бекар – такой знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. То есть говорит, что нужно играть ноту в чистом виде – не пониженную, и не повышенную. Если речь идет о клавишном инструменте, то после бекара всегда следует играть белую клавишу. Бекар — французское слово, означает – «квадратная б». Наверное, поэтому сам знак выглядит как латинская буква b, только слегка угловатая, квадратная. Рисовать ее проще как цифру 4 закрытую сверху.

Все понятно — это просто 69

Все как в тумане 7

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:

Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью