Как понизить строй гитары с помощью

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Источник

Альтернативные гитарные строи

Повышение или понижение строя

Материал о том, как настроить гитару выше или ниже.

Drop D

Гитарный строй Drop D подходит тем, кто играет квинтами на электрогитаре. Drop D отличается от обычного строя более тяжелым звучанием, так как шестая струна настроена на тон ниже.

Drop C

Drop C выдает еще более низкий звук, чем Drop D. Такой строй используют те, кто играет тяжелую музыку. Первые пять струн опускаются на тон ниже обычного, а шестая на два тона.

Double Drop D

Double Drop D отличается от классического «испанского» строя опущенными на тон первой и шестой струнами. Таким образом, здесь сразу 3 струны настроены на ноту D.

Open D

Open D в открытом виде дает Ре-мажор.

Open C

Open C в открытом виде звучит как аккорд C (До). Если взять баррэ на втором ладу — это уже будет D (Ре), на четвертом ладу — E (Ми), на пятом — F (Фа) и так далее. Удобно для игры мажорными аккордами.

Open G

Open G образует в открытом виде аккорд G (соль-мажор).

Источник

Как настроить гитару на тон и полтона ниже?

Уникальность струнных инструментов, кроме их звучания, заключается ещё и в том, что они поддаются перестройке. Иногда перестраивают отдельные струны на другой звук (выше или ниже стандартного), а то и все сразу, меняя тем самым строй инструмента. Это возможно и на мандолине, и на домре, а на гитаре и вовсе такие переделки не являются редкостью. Вот о том, какие имеются способы для понижения гитарного строя и изменения тональности, а также для чего такое делается, рассказывается в этой статье.

Для чего это необходимо?

Гитара – универсальный музыкальный инструмент.

По функциональности гитара практически ничем не отличается от фортепиано.

Она используется:

  • в качестве солирующего инструмента;
  • как аккомпанирующее средство в составе ансамбля;
  • как аккомпанирующий инструмент пению и танцам.

Недаром гитару называют «маленьким оркестром». Сольные пьесы, исполняемые всего одним гитаристом, насыщены многоголосием: чётко слышна басовая линия, с которой перекликаются арпеджированные средние голоса, красиво и как-то романтично движется основная мелодия в верхнем голосе, заставляя слушателя ей покориться. Порой даже не верится, что всё это играет один гитарист.

Однако у гитары диапазон звуков не настолько широкий, как у фортепиано.

Нужно понимать: многие произведения гитаре сыграть в оригинальном виде не удаётся.

Кроме того, многие тональности оригинала не очень удобны для игры на гитаре. В таких случаях, если возможно, гитаристы стараются сменить тональность, а также чуть расширить диапазон звуков. Нередко бывает, что не хватает одного-двух или даже половины тона, чтобы уложиться в оригинальное произведение по диапазону.

Исходя из этого можно считать, что смена тональности с целью исполнения пьесы, написанной композитором, например, для фортепиано, в оригинальном звучании является первой причиной, которая приводит к необходимости понизить на тон или полтона строй гитары.

Второй распространённой причиной необходимости понижения строя гитары считается искусственная подстройка инструмента под голоса певцов или певиц, поющих в определённой тональности. Например, многие барды настраивают свои гитары не по камертону или тюнеру на стандартное звучание, а именно на нужную для их голосов тональность, которую не только удобно петь, но ещё удобно и играть.

Третьей причиной, по которой искушенные музыканты понижают гитарный строй на полтона, является исполнение старинной музыки, требующей некоторой аутентичности в звучании инструмента. Вот такому звучанию соответствует не стандартный ми-минорный строй классической гитары, а ре-диез-минорный (на полтона ниже).

Четвёртая причина вынуждает ослабить натяжение струн гитары на полтона или тон в основном начинающих гитаристов. Это – боль в пальцах, зажимающих струны на ладах.

Пока не сформируются мозоли на пальцах левой руки новичка, ему трудно будет заниматься гитарой с туго натянутыми струнами.

Причины выяснены, теперь остаётся узнать о способах, которыми можно воспользоваться для понижения строя гитары на полтона или тон, если возникнет в том необходимость. Сейчас это сделать довольно просто с помощью современных электронных устройств или специальных компьютерных программ и приложений для смартфона. Нетрудно также настроить гитару на пониженный тон, используя гитарный каподастр. Рассмотрим каждый названый метод подробней.

Как настроить тюнером?

Наиболее точным способом снизить звучание гитары на нужный тон является настройка электронным тюнером-прищепкой, устанавливаемым на головку грифа.

Источник

Понижаем строй гитары

Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.

Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.

Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:

  1. Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип. Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
  2. Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
  3. Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.

Пониженные строи

Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.

Варианты пониженного строя:

Drop D

Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.

Drop C

Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.

Double Drop D

При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.

Строй DADGAD

Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.

Струны для пониженного строя

Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).

Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.

Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.

Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:

— Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.

— Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.

— Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.

Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).

Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др.) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.

Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:

— Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;

— От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;

— Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть. Это означает, что потребуется расточка колка.

Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.

Источник

Изменение строя гитары

Бывают ситуации, когда необходимо обыграть композицию в другой тональности, сыграть песню любимого исполнителя, которая исполняется в каком-то необычном строе, или просто хочется попробовать новое звучание на своей гитаре. Со временем каждый гитарист начинает экспериментировать со звуком, крутить колки, и, конечно же, испытывать струны на прочность и это нормально.
Примером изменённого строя гитары могут послужить такие мои аранжировки как Печаль (Кино), Как ты красива сегодня (Меладзе), You’re Beautiful (James Blunt). В этих переложениях я использовал строй “Drop D”. Прочитать подробно об этом строе можно здесь. Вы можете послушать как изменилось звучание гитары, а также самостоятельно поиграть эти аранжировки в нестандартном строе, скачав ноты для гитары и табы этих композиций на моём сайте.

В данной статье не пойдёт речь о том, как перестраивать гитару в разные тональности, наша задача – предостеречь гитариста от нежелательных последствий во время экспериментов с гитарным строем.

Что надо знать, прежде чем менять строй?

1. Частая смена строя приводит к быстрому износу струн.
На старых струнах, которые уже утратили свою былую эластичность – не желательно часто менять строй, делать это можно не более 1-2 раз. Регулярные смены натяжений быстро изнашивают, уже и без того мерклые, струны. Если же вы уперто, намерены продолжать искать «свой» строй – запасайтесь запасными комплектами струн, так как старые могут в один момент не выдержать.

2. Выбранный нами строй может не соответствовать калибру струн.
Если вы уже определились, как должна быть настроена ваша гитара, тогда обратите внимание на такой фактор, как толщины (калибр) струн. При несоответствии калибра со строем могут возникать некоторые проблемы, к примеру:
а) Тональность ниже стандартного «ми» требует струны более крупного диаметра. Если на вашей гитаре стоит строй «ре», тогда желательно устанавливать струны калибром, не менее, 11-52, комплект ниже «десятки» в пониженных строях будет создавать недостаточное натяжение (струны провисают). Последствия: сложность выполнения некоторых приёмов, звон в районе первых ладов.
б) И наоборот. Если изначально инструмент был в пониженном строе (учитываем, что струны были нужной толщины), тогда, перестройка гитары в стандартный строй создаст сильное натяжение, прижимать струны будет трудно и неудобно.
В случае нетипичных строев, желательно обратиться за помощью к профессионалу, который поможет подобрать смешанный набор струн.

3. Сменил строй – проверь положение анкера.
Изменение строя больше чем на пол тона в большинстве случаев требует новой корректировки изгиба анкерного болта. Понизив строй на 1 тон и более – вы убавите противовес струн анкерному натяжению, от чего стержень, находящийся в грифе начнёт немного выгибаться. Обратная ситуация возникнет с повышенными строями. К чему влечёт неправильный изгиб грифа и как правильно настраивать анкер – тема для отдельного обсуждения.

4. Каподастр – лучший способ повысить строй.
Проблема повышенных тональностей в сложности подбора калибра струн. Если для гитары в «ре» достаточно иметь более толстые струны, то в случае настройки инструмента на тон выше мы не сможем подобрать достаточно тонкие струны, чтобы те и не рвались и сохраняли хорошее натяжение. Теоретически это возможно, а на деле мы получим «нити», на которых придётся очень аккуратно играть, чтобы те не лопнули. Поэтому для таких случаев используем каподастр – специальное приспособление, которое крепится к грифу гитары по принципу прищепки. К примеру, установив каподастр над уровнем первого лада, мы «перестроим» гитару на пол тона выше (2 лад – тона, 3 лад – полтора тона т.д).
Некоторые советы начинающим музыкантам.
1) После смены тональности ещё некоторое время строй будет «плыть», поэтому периодически подстраиваем гитару.
2) В программе Guitar Pro, помимо работы с табами, есть функция, позволяющая одновременно изменить строй всех инструментов, тем самым избавив вас от нужды делать это со своей гитарой.
3) Для настройки обязательно используем тюнер, это гораздо упростит задачу.

Источник

Читайте также:  Мусоргский где ты звездочка ноты для
Оцените статью