Как понять ноты детям

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Читайте также:  Чижик пыжик ноты для ребенка

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Как научить ребенка читать ноты?

Мне нередко задавали такой вопрос, да и часто приходилось встречать детей, не знающих ноты, несмотря на то, что они учатся музыке уже несколько лет.

В данной статье я кратко опишу план действий для двух случаев: изучения нот с начинающими и изучения нот с ребенком, имеющим некоторые технические навыки. В конце приведены некоторые советы, общие для всех.

Изучение нот с начинающими.

Во-первых, следует упомянуть о так называемом донотном периоде. Чаще всего он длится где-то полгода, но время может варьироваться в зависимости от возраста ребенка. На данном этапе главным образом идет работа над постановкой руки (зачастую она на нем не завершается, т.к. как процесс этот долгий), развитием чувства ритма, слуха и упражнениями на разные штрихи. Ноты можно учить между делом, и не надо волноваться, если это не получается быстро. На данном уровне дети чаще всего играют потешки и песенки на нескольких нотах и в пределах не более двух октав.

Я сторонница следующего метода изучения нот. Во-первых, следует изучать одновременно и скрипичный, и басовый ключ, чтобы видеть всю картину, а не идти от частности к частности. Для этого мой преподаватель (большое преимущество работать и учиться одновременно) посоветовал следующую схему: учим ноту «до» первой октавы. По-другому называем ее «до-пограничник», т.к. она пишется между скрипичным и басовым ключами. После пограничника сразу пишем «до» второй октавы и «до» малой, таким образом сразу учим три ноты. Отрабатываем их разными способами.

Я не сторонник писать детям что-то в нотных тетрадях, т.к. это получается мелко и не очень понятно. Лучше взять лист белого картона (очень плотного) и начертить на нем крупно нотный стан. Затем вложить его в файлик, а отверстие загнуть и закрепить скотчем (чтобы картон не вываливался). Теперь у вас есть мини-доска с нотным станом. По файлику можно писать водорастворимым фломастером и стирать сколько угодно. Обычно всем детям это нравится, к тому же нет стресса от ошибок.

1) Напишите все три ноты и дайте ребенку посмотреть. Затем попросите его отвернуться и сотрите одну из них. Ученик должен вспомнить, где она была, и записать. Усложняйте задачу до двух и всех трех нот.

2) Сделайте диктант из трех нот, играйте их и называйте октаву, а ребенок пусть записывает. Усложните задачу, теперь октавы называть должен учащийся.

3) Записывайте ноты, а ребенок должен находить их на инструменте.

4) Откройте любой нотный сборник, желательно со сложными произведениями, и попросите ребенка находить там все три ноты. Это упражнение не только помогает запомнить ноты и развивает внимательность, но еще и показывает ребенку связь теории с практикой. Учащемуся важно знать, зачем он делает те или иные задания.

Скрипичный ключ, как известно, еще называется ключ «соль», т.к. его начинают писать со второй линейки. Запишите ребенку «соль» первой и второй октав. Запомнить их не сложно: одна находится там же, где ключ, на второй линейке, а другая на самом верху нотоносца (на чердаке нотного домика). Смотрите рисунок 1.

Басовый ключ – это ключ «фа», т.к. начинается с четвертой линейки. Пишем ноты «фа» малой и большой октав, запоминаем, что одна нота находится там же, где басовый ключ, а другая в самом низу (в подвале нотного домика). Смотрите рисунок 2.

Ноты «соль» и «фа» нужно заучить тем же способом, что и «до».

Параллельно с изучением данных нот можно петь разные гаммы, чтобы ребенок хорошо знал звукоряд как вверх, так и вниз.

После освоения данных трех нот в разных октавах можно переходить к изучению остальных.

Возьмите бумажную лесенку и спойте с ребенком гамму. Затем попросите его сыграть ее на фортепиано. Обратите его внимание, что ноты идут по порядку, не пропуская ступенек или клавиш.

Возьмите мини-доску и запишите гамму, проговаривая: «Пишу на линейке, между линейками, на линейке, между…» Попросите ребенка сделать то же. Убедившись, что он понял, как записывать ноты, переходите к следующему заданию.

Упражнение «Выше или ниже?»

Сначала выполняйте упражнение на инструменте, затем на мини-доске. Сыграйте одну ноту из трех изученных, например, ноту «до» второй октавы. Удерживая ее, возьмите ноту «си» первой октавы и спросите учащегося, как она называется. Скажите, что «си» ниже, чем «до», потом запишите ее (можно брать фломастеры разных цветов, но избегайте красного). Затем возьмите «соль» и «фа», спросите ребенка о том, выше или ниже находится «фа»? Дайте ему записать ее самостоятельно под нотой «соль». Важно, чтобы учащийся понимал связь между расположением нот на нотном стане и на клавиатуре. Делайте также упражнение наоборот: записывайте ноты то выше, то ниже изученных, а ребенок пусть играет. Таким образом работайте со всеми нотами. Когда эти задания перестанут вызывать хоть малейшие трудности, переходите к нотам «через одну» (например, «до» и «ля» или «до» и «ми»). Все время работайте вокруг основной сетки, заданной в начале: 3 «до», 2 «соль» и 2 «фа». Параллельно с выполнением задания «Выше или ниже?» можно задавать ребенку прописать ту или иную ноту по строчке, а также выучить наизусть стихотворение Натальи Курильченко «Сказка про ноты». Прикрепляю его ниже под постом.

Важность предложенной схемы из трех нот в том, что ребенок не будет отсчитывать ноты от «до», у него уже есть 4 ориентира в каждом ключе.

Изучение нот с ребенком, который уже имеет некоторые технические навыки.

Для начала надо выучить описанную выше схему. Старшие осваивают ее быстро. Следует понимать, что музыкант, разучивая новое произведение, видит не много отдельных нот, а воспринимает их группами и последовательностями. Объясните ребенку, что не надо знать каждую ноту, для того чтобы играть мелодию. Главное знать основные и уметь ориентироваться в том, как они расположены и расстояния между нотами. Для примера проанализируем музыкальный отрывок на рис. 3. При ключе знаков нет, размер 4/4. В первом такте мы видим, что мелодия идет поступенно вверх, затем вниз и последний звук повторяется три раза (спросите, какие это длительности, сколько их нужно считать?). То же происходит во втором такте, но последний звук повторяется два раза. В третьем такте, начиная от «фа» идем вниз на три ноты, возвращаемся обратно и спускаемся на последний звук. Левую руку проанализируйте самостоятельно. Четвертый такт. К какой ноте из схемы ближе всего верхняя нота? К «соль» второй октавы. Эта нота выше или ниже? Ниже, значит, это «фа» второй октавы. От нее идем вниз до ноты «до» первой октавы (обратите внимание на длительности).

Обратите внимание, что довольно часто дети затрудняются ответить, как идет мелодия, — поступенно или с пропусками нот. В таком случае возьмите мини-доску, напишите звукоряд и скажите, что если мелодия идет поступенно, то значки занимают все свободные места на линейках и между ними. Если какое-то место пустует, значит, мелодия с пропусками. Можно сделать следующее упражнение:

Написать интервалы секунду и терцию. Сказать, что в секунде ноты идут подряд, а в терции через одну (лучше сначала говорить самому, а потом спрашивать ребенка). Затем сделать цепочку из интервалов, теперь уже отвечает учащийся (см. рис. 4). На месте пропущенных звуков можно ставить крестики, тем самым показывая, что здесь могла бы быть нота, но ее нет. Интересно, что даже школьники могут испытывать затруднения в этом вопросе. В частности, распространенной ошибкой является мнение, что если две ноты написаны далеко друг от друга, то они не могут идти подряд, ведь между ними можно что-то «втиснуть».

Если ученик утверждает, что в мелодии есть пропуски, в то время как их там нет, выпишите этот фрагмент на мини-доску и спросите, где там можно вписать ноту? Важно, чтобы ребенку было все понятно, чтобы он во всем мог убедиться и все проверить.

«Слепая игра» — это игра на закрытой листком или платком клавиатуре. Данный метод развивает тактильное восприятие клавиатуры, что существенно помогает при чтении с листа.

Для развития последнего навыка хорошо подойдет пособие «Чтение с листа» Камаевой Т., Камаева А. Прикрепляю его ниже. В учебнике есть задания для узнавания графического портрета интервалов и аккордов, т.е. умения их распознавать как одно целое. Упражнения, снабженные изображением очков, рекомендованы авторами для «слепой игры».

1) Не проигрывайте учащемуся произведение перед разбором. Хитрые дети любят подглядывать за руками преподавателя и стараться воспроизвести услышанное на слух, путая ноты и не обращая внимания на штрихи. Вскоре в дневнике появляются запись: «Смотреть в ноты!» — но ничего не помогает. Поэтому не исполняйте произведения, пока ребенок не разберет все ноты и не сможет самостоятельно играть его.

2) Хорошо помогает запомнить ноты сольфеджио, т.е. пение нотами. Возьмите любой учебник, например, Н. Баевой и Т. Зебряк, и упражняйтесь. Сначала разбирайте номер, затем учите наизусть и записывайте по памяти, можно уже в нотную тетрадь.

3) Занимайтесь каждый день, чтобы мозг в течение дня и ночи пассивно перерабатывал изученную информацию. В противном случае, такого эффекта не будет и обучение затянется.

Источник

Оцените статью