Калимба (мбира)
Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.
Устройство
Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.
На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.
Как звучит калимба
Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.
Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.
За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.
История
В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.
Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.
В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.
Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.
Виды калимб
Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.
Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.
Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.
Применение инструмента
Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.
«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.
Как играть на калимбе
Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».
Как выбрать калимбу
При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.
Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.
Источник
Как понять ноты калимбы
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Источник
Как настроить калимбу
Калимба — старинный африканский язычковый музыкальный инструмент, ставший очень популярным, и сохранивший свою популярность в наши дни. На этом инструменте очень просто научиться играть любому, кто владеет нотной грамотой.
Но калимба, как и любой другой музыкальный инструмент, иногда нуждается в настройке. Звучание калимбы складывается из звука резонирующих пластин-язычков, который усиливается при помощи полого корпуса инструмента. Тон каждого язычка зависит от его длины.
Если внимательно посмотреть на устройство калимбы, вы можете заметить, что язычки закреплены на различной длине относительно друг друга, крепление выполнено при помощи металлического порожка, который удерживает язычки в нужном положении. Чем короче язычок, тем выше звук, который он производит.
Таким образом, для настройки калимбы вам нужно три вещи: знать в каком строе вы хотите настроить калимбу, тюнер, либо образец звучания нот (например, пианино), и небольшой молоток.
Ноты калимбы расположены не в том же порядке, что на фортепиано. Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и так далее, поочередно.
Звуковой ряд калимбы варьируются от количества установленных язычков, а строй может быть самым разнообразным: пентатоническим и диатоническим, мажорным и минорным. Вопрос о тональности инструмента обычно возникает, когда вы спрашиваете себя о том, как выбрать калимбу, на этапе её покупки. Обычно производитель подписывает язычки теми нотами, которыми они должны звучать. Тем не менее, зная метод настройки, о котором мы рассказываем в этой статье, вы сможете настроить калимбу практически в любую тональность.
Итак, теперь, когда вы определились со строем и подготовили весь необходимый инвентарь, мы приступим к настройке.
Поставьте калимбу поближе к тюнеру, либо подключите к ней маленький пьезозвукосниматель, который вы соедините с тюнером. Вообще, хорошо подойдет даже тюнер, установленный на ваш смартфон. Скачайте приложение-тюнер, например:
- Для устройств Android: gstrings
- Для устройств Apple: instuner
Начните настраивать по одному язычку за раз. При настройке каждой ноты калимбы, заглушайте рядом стоящие язычки, чтобы не сбить с толку тюнер. Вибрация от одного язычка калимбы передается остальным, что создает помехи для восприятия тюнера. ударьте по настраиваемому язычку пальцем, чтобы он зазвучал.
Если на вашем тюнере отображается, что текущий тон звучания ниже необходимого, вам нужно укоротить длину язычка, аккуратно подбив его спереди небольшим молоточком в сторону порожка крепления, от себя. Если тюнер сообщает, что язычок звучит выше, чем нужно, увеличьте длину язычка, подбив его сзади, от крепления к себе. Проделайте эту операцию с каждым язычком по отдельности.
Теперь, когда калимба настроена, проверьте, не дребезжат ли язычки при игре. Это стандартная проблема для любой калимбы, и бороться с ней очень просто — вы можете передвинуть язычки калимбы чуть левее или правее их исходного положения. Слегка ослабьте крепление язычка на порожке, ослабив болты. После проведенной процедуры вновь проверьте состояние строя калимбы. Если даже это не помогает — подложите под язычок кусок свернутой бумаги.
Правильно настроенный и отрегулированный инструмент — залог успешного обучения игре на калимбе, а так же исполнения музыкальных произведений. Проверяйте строй калимбы как минимум раз в полмесяца.
Источник
Полезная информация
📚 Как играть на калимбе?
Звукоизвлечение
Возьмите калимбу двумя руками и, держа ее на весу, ногтями больших пальцев нажимайте язычки сверху вниз так, что бы в конце движения палец соскальзывал и язычок «вылетал». Старайтесь сделать движение быстрым и легким, «чиркающим», что бы язычок не дребезжал о ноготь. Для чистого звука и точного попадания ногти нужно будет отрастить и следить за их формой. Удобно держать длину ногтей такой, что бы основное усилие приходилось на них, а подушечка пальца только лишь чувствовала касание.
Обратите внимания на силу нажатия — от этого зависит громкость и управляя ей, вы задаете «интонацию».
Музыка
Если вы не имеете опыта игры на музыкальных инструментах, несколько простейших советов и упражнений повысят эффективность интуитивного обучения.
Звуки музыкального произведения отличаются от случайных тем, что они определенным образом упорядочены. И минимальный необходимый уровень превращения просто звуков в музыку — точное расположение их во времени — ритм.
Самое простое — начните издавать звуки равномерно, монотонно, под метроном (М). Сначала — один звук, только правым пальцем (R).
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | R | R | R | R | R | R | R |
Затем только левым (L).
М | М | М | М | М | М | М | М |
L | L | L | L | L | L | L | L |
Затем — двумя по-очереди.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | R | L | R | L | R | L |
Затем пробуйте, не сбиваясь с ритма, используя только две ноты, придумывать и играть разные их комбинации.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | L | R | R | L | L | L |
Одно это уже серьезная задача для собственного развития — каждый изданный звук будет немножко повышать ваш уровень.
Параллельно можно начинать думать о высоте звука — начинайте делать все тоже самое, но по разным язычкам — придумывая, повторяя и запоминая разные комбинации. Каждая запомненная комбинация, доведенная до автоматизма — это ваш словарный запас.
Следующий шаг — паузы. Они даже более важны, чем звуки;) Через несколько лет мелодия начнет звучать в голове и вы сможете играть или не играть любые ее части, не останавливаясь.
Следующий шаг — деление отрезков времени на равные части. На один звук метронома издавайте РАВНОМЕРНО свои звуки.
Все ритмические последовательности издавайте разными способами, в том числе и без калимбы вообще — стучите, проговаривайте, свистите. Так вы начнете понимать, что музыка существует сама по себе, а музыкальный инструмент — лишь средство для ее воплощения;)
Простые упражнения на координацию
Мы играем не только двумя пальцами по-очереди, но можем делать это и одновременно и в более сложных сочетаниях («аппликатурах»). Несколько простых примеров помогут развить основные навыки.
1. Чередование L R L L R L R R и R L R R L R L L
2. Две ноты одновременно. Для начала изучите все возможные сочетания, как они звучат. Дальше попробуйте ими поиграть ритмические рисунки. Сначала простучите рисунок (тук — тук — туктуктук) или проговорите его (та — та — татата), затем тоже самое сделайте, одним пальцем / одной нотой (С С ССС), после этого — двумя пальцами, одним «аккордом» (Например [CD] [CD] [CD][CD][CD]). Дальше — произвольно разложите ритм по разным нотам (C D CCC). Следующий шаг — начать чередовать разложение по нотам, сохраняя один ритмический рисунок (С D CCC D C CDC).
3. Одновременно и последовательно. Запустите одной рукой постоянную последовательность одной ноты — как метроном, или Мх2, Мх4. Другой пытайтесь одновременно сыграть ритм или мелодию
Источник