Как понять такие ноты левой руки

Расположение нот на нотоносцах

Упражнение. Попробуйте называть ноты в тех упражнениях, которые мы с Вам пытались подобрать на слух на прошлых занятиях. Лучше, если Вы будете петь названиями нот. В музыкальных школах такой предмет (пение по нотам) называется сольфеджио.

Фрагмент фортепианной клавиатуры. Напоминаю, что нота до первой октавы на находится посередине клавиатуры.

Примеры для исполнения мелодии в обоих ключах разными пальцами (не связно).

Немного теории. Более подробно это будет рассматриваться в одноименном разделе наших занятий.

Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками: правой рукой — ноты, помещенные на верхнем нотоносце, а левой рукой — на нижнем. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.

Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполняется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.

Например:

В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.

Попробуйте разобрать два упражнения, играя двумя руками. Не торопитесь, играйте ровно.

Поверьте, ничего зазорного не будет, если Вы иногда будете заглядывать на предыдущие занятия, для того, например, чтобы вспомнить, что такое аппликатура, как надо сидеть за инструментом и других мелочей, необходимых для более-менее успешного обучения.

Для того, чтобы музыка ЗАЗВУЧАЛА, мало оттарабанить по клавишам нотный текст. Так и я сам могу, а Вам надо оживить музыкальное произведение. Неважно, какой степени трудности оно. Можно красиво сыграть и детскую пьеску, а можно изуродовать прекрасную музыку. Для этого мы сегодня познакомимся с динамическими оттенками.

Послушаем Прошу учесть, что динамические оттенки в этом упражнении я немного «утрировал», чтобы Вам было более понятно. Этюдом называется пьеса технического характера, а иногда и просто упражнение, представляющее собой законченное музыкальное построение. Очень полезно прохлопать (я имею в виду ладошками) ритм пьесы, считая вслух.

С первых же номеров игры необходимо точно соблюдать указанной аппликатуры (не от делать же нечего я с такой любовью проставляю циферки над нотами). Поймите, это является первостепенным условием воспитания рациональной техники исполнения. Постепенно Ваши пальчики сами будут находить нужную ноту правильно.

Добивайтесь осмысленной фразировки и объединения отдельных звуков в маленькие фразы. Особое внимание нужно обращать на нюансировку, соответствующую строению мелодии и ударным слогам в словах. Параллельно с изучением пьес и этюдов полезно играть различные упражнения, помогающие овладеть теми или иными пианистическими приемами. Играя их, Вы сможете сосредоточить свое внимание на технически правильном выполнении задания, используя полученные при этом навыки для исполнения пьес и этюдов. Постарайтесь сами придумывать различные варианты упражнений в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе занятий. Это могут быть упражнения

на поступательное движение:

на переносы руки:

на скачки:

на правильную постановку первого пальца:

на укрепление слабых пальцев — четвертого и пятого:

Напомню, что Вы должны подбирать упражнения от разных звуков, приучаясь играть не только на белых, но и на черных клавишах. Целесообразно играть упражнения, применяя различную аппликатуру. Левой рукой упражнения следует исполнять окавой ниже. Другой принцип составления упражнений состоит в вычленении трудных мест из пьес и этюдов и их транспонирование. Этот принцип очень эффективен и должен применяться не только на ранних, но и на последующих этапах обучения, особенно пря работе над виртуозными пьесами и этюдами. Помните что при всей важности игры упражнений ими не следует переружаться. Упражнениями занимайтесь в умеренных дозах, но и не забывая об их огромной пользе. Прежде чем перейти к следующей теме, хочу дать Вам небольшой совет для развития пальчиков. При поездке в общественном транспорте, или еще где, когда у Вас появляется свободное время, представьте себе, что Вы играете на клавиатуре. Вот и нажимайте пальчиками. Кроме развития пальцев еще появляется навык сольфеджио, то есть звучание нот в голове, при условии, что Вы будете «импровизировать» игру на инструменте осознанно, представляя мысленно каждую нотку.

Источник

Как читать ноты?

На нашем прошлом занятии мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны. Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее. Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу. Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны. Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него). Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями. Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование. Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок. Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли. Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли. Непосредственно четвертные занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:

Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые

Немного труднее будет с размером 3/4.

3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.

Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете. Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия. Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.

Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную вам информацию, поэтому запаситесь терпением.

Следующее занятие , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Читайте также:  С какого возраста обучать ребенка гитаре
Оцените статью