Тритоновая замена
Тритоновая замена
Философская сторона тритоновой замены
Давайте сначала выясним, для чего вообще применяется какая-либо замена аккорда. Зачем вообще что-либо менять, если и так все классно?
- Делают это для разных целей, но основное применение — это изменение аранжировки, для достижения определенных целей в звучании.
- Второе назначение — это изменение оригинальной аккордовой последовательности в реальном времени, т.е. во время исполнения какой-либо композиции, и делается это тоже для достижения определенного результата в звучании.
Очень похожие пункты, но с практической точки зрения стоит их разделять.
- Ещё одно назначение — развитие голосоведения. Регармонизация предоставляет намного больше вариантов в движении голосов и этим часто пользуются.
- Связанный с предыдущим, но тем не менее важный сам по себе — изменение линии баса
Есть и другие случаи, но это в принципе основные, для чего вообще делать тритоновую замену.
И здесь, я хочу сделать важную ремарку. Регармонизация — это такая импровизация гармонией, манипулирование оригинальными аккордами и построение своей собственной аккордовой линии. Но это совсем не задача импровизатора! Т.е. так делать можно, но совсем не обязательно, и более того, если вы не уверены в том, что вашу замену подхватят и услышат другие музыканты, то лучше ограничиться оригинальной гармонией (имеется в виду регармонизация в реальном времени).
Хотя, надо сказать, знание и практика аккордовых замен, это хороший инструмент для обучения, особенно такая эффектная и простая регармонизация, как тритоновая замена.
Перейдём к технической стороне
В первую очередь, тритоновая замена — это чисто джазовый приём. Не применяйте ее, если не хотите «джазового» звучания.
Тритоновая замена работает только для малых мажорных септаккордов (доминантсептаккордов), для других аккордов не работает. Или работает, но с предварительным превращением оригинального аккорда в малый мажорный. Т.е. здесь, как минимум две техники имеют место быть: изменение структуры аккорда на доминантовую и затем тритоновая замена.
Любой малый мажорный септаккорд содержит большую терцию и малую септиму. Это два главных звука септаккорда.
Давайте возьмем пример от До и пока уберем из него квинту.
А вот и суть тритоновой замены: меняем басовую ноту на ноту, отстоящую на тритон. Тогда, мы получаем новый малый мажорный септаккорд, в котором есть те же самые терция и септима, но в другом порядке. Тот звук, который был терцией, стал септимой, а тот, который был септимой, стал терцией. Как вы понимаете, энгармонизм не имеет значения в данном случае, и этим можно свободно пользоваться.
Отсюда можно сделать вывод, что это влияет в первую очередь на линию баса. Гармонический инструмент играет, как он и играл, главные звуки септаккорда. А бас получает дополнительную возможность. И басисты взяли на вооружение эту технику.
Это также создаёт очень красивое плавное соединение голосов в кадансовых оборотах. Например в II V I.
Но самое прекрасное не в этом. Самое прекрасное в том, какими ладами это все обыгрывать.
Предположим, пианист не стал убирать квинту из аккорда и сыграл его целиком: C E G Bb. Но басист сыграл тритоновую замену. Тогда звуки пианиста по отношению к басу получились следующими:
И получился новый аккорд: F#7b9#11. Какая красота (:
Всего есть 2 популярных варианта ладов на такую гармонию: альтерированный (суперлокрийский) и уменьшенный полутон-тон.
Но мы пойдём дальше и предположим, что пианист сыграл нонаккорд, а не простой септаккорд: C E G Bb D.
И вот тогда варианты ладов стали более ограничены. F#7b9#11b13 и это есть F#7alt, т.к. квинта и нона у него расщеплены. Об этом можно прочитать здесь.
И если пианист сыграет в конце концов малый мажорный терцдецимаккорд: C E G Bb D A, то получается все тот же F#7alt.
Вырисовывается некоторая взаимосвязь. Что, если мы сделаем обратную тритоновую замену F#7alt?
Тогда мы получим C13#11. А вот и взаимосвязь, тритоновая замена лидийской доминанты даёт альтерированную доминанту и наоборот!
Получается, что если поверх C7 вы играете C альтерированный, то вы будто делаете тритоновую замену в вашем соло.
Кстати, обратите внимание, что это так же одна из причин, почему ундецима в чистом виде редко применяется (чаще повышенная). Это помимо того, что звучит она не очень хорошо. Хотя это тоже очень спорно.
То же самое происходит и с уменьшенной гармонией, можете проверить сами или дождаться статьи про уменьшенные гармонии))
Поэтому я упомянул, что нужно быть уверенным в себе и в других музыкантах, с кем вы и играете, чтобы пользоваться всеми этими заменами.
Подведём итог. Тритоновая замена — это преимущественно замена для басистов. Для соло это работает, как замена миксолидийского или лидийского доминантового ладов на альтерированный и наоборот. В аранжировке используется повсеместно.
Источник
Тритоны
Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.
Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).
Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.
Построение интервалов:
Построение интервалов можно выполнять по-разному.
Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.
Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.
При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.
Источник
Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора
К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).
Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.
В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).
В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.
Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.
Разрешение тритонов основывается на двух принципах:
- 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
- 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).
Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).
Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.
Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.
Источник
Как поставить ноту тритон
Интервалом будет являться любое сочетание двух нот на гитаре.
Попробуйте поиграть на гитаре различные сочетания двух звуков и вы заметите разницу в звучании между ними: некоторые звучат весело, некоторые грустно, некоторые странно, а некоторые и вовсе режут слух.
Так вот, по впечатлению, производимому на слух, интервалы делятся на два типа:
Ступенями в контексте каждого звукоряда будут отдельные ноты в него входящие. Это определение сложновато для восприятия, но на самом деле мы уже сталкивались со звукорядом в предыдущем уроке:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B
Вот эта схема поможет вам визуализировать звукоряд:
Подробно звукоряды мы будем изучать в следующих уроках. Сейчас нам важно понять, что любая разница между ступенями также выражается в интервалах.
Еще раз прочитайте названия интервалов. Ничего не напоминают?
Например, слово ‘кварта’ напоминает ‘квартет’. А квартет всегда состоит из 4-х человек, а интервал кварта всегда охватывает 4 ступени. Аналогичные ассоциации можете провести сами (терция — трио — 3, квинта — квинтет — 5, …).
Теперь разберемся с сокращениями интервалов (б.3, м.6, ув.4, …). За ними стоят так называемые качественные характеристики интервалов, которые вносят уточнения в количественные значения интервалов. Это такие слова, как:
- малый (сокращается как ‘м.’: м.2, м.3, м.6, м.7)
- большой (сокращается как ‘б.’: б.2, б.3, б.6, б.7)
- увеличенный (сокращается как ‘ув.’: ув.4)
- уменьшенный (сокращается как ‘ум.’: ум.5)
- чистый (сокращается как ‘ч.’: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8)
Увеличенный — это интервал, увеличенный на полутон, а уменьшенный — уменьшенный на полутон.
Бывает малой и большой. Обе разновидности являются диссонирующими интервалами. Просто послушайте их и все поймете 🙂
Малая секунда (м.2) связывает две соседние ноты на грифе, разница между которыми, как мы помним, равняется одному полутону.
Большая секунда (б.2) связывает две ноты, разница между которыми составляет целый тон (через лад).
Также бывает малой и большой. Оба варианта являются консонирующими интервалами и звучат куда приятней секунды. А еще терция нам очень важна т.к. именно через терцию протекает разница между мажором и минором. (подробно — в третьем уроке).
Малая терция (м.3) объединяет два звука с разницей в 1.5 тона (через два лада). Является второй нотой минорного трезвучия и задает звучанию ‘минорность’ (грусть, печаль).
На самом деле есть три разновидности кварты: чистая, увеличенная и уменьшенная. С практической точки зрения нам интересна только чистая кварта и обычно именно ее имеют ввиду, когда говорят ‘кварта’.
Чистая кварта (ч.4) является консонирующим интервалом, но обратите внимание на разницу с терцией: кварта звучит более резко, но вместе с тем менее конкретно и требует разрешения в другой аккорд.
Тритон — это сильный диссонирующий интервал, который также можно интерпретировать как увеличенную кварту (ув.4) или уменьшенную квинту (ум.5). Свое название тритон получил из-за того, что охватывает ноты, расстояние между которыми равняется трем целым тонам.
За свое резкое и неустойчивое звучание в Средние века тритон считался дьявольским интервалом и долгое время был запрещен. Вы легко поймете причину, когда услышите его.
Как мы уже знаем, квинта бывает чистой (ч.5) и уменьшенной (ум.5, тритон). Так же, как и с квартой, под квинтой обычно понимают ее ‘чистую’ разновидность. Разница между нотам в квинте составляет 5 ступеней. Это консонирующий интервал.
Квинта — наверное, самый главный интервал в рок музыке. Она образует собой так называемый паверкорд (power chord) — разновидность аккорда, которая повсеместно используется во всех разновидностях рок-музыки. Паверкорд обычно исполняется с эффектом дисторшна (искажения), обладает мощным звучание и большой универсальностью: им можно заменить практически любой аккорд с чистой квинтой в составе (а это подавляющее большинство аккордов).
Источник