Как поставить ноты по сетке
Представлением нот в виде полосочек дело не исчерпывается. Sonar предоставляет нам возможность работать с нотами именно такого вида, к какому педагоги терпеливо и настойчиво на протяжении многих лет приучают всякого ребенка, посещающего музыкальную школу. Когда уже вполне приученный к нотам ребенок подрастает, ему эта форма записи оказывается по началу привычнее, чем какие-то там полосочки. Для этих музыкально грамотных детей и взрослых в комплекте Сонара имеется нотный редактор Staff, хотя, как мы увидим, предназначен он скорее для подготовки нот к распечатке, чем для реальной работы над аранжировкой. Все дело в том, что обычные ноты — это по необходимости упрощенная запись музыки, в которой не учитываются самые тонкие оттенки исполнения -громкости, ритма, темпа и т. п. Всякий, кто играл по нотам, знает, что одна и та же пьеса может быть сыграна тысячей разных способов, с разным настроением, в разном темпе, с разными акцентами — и так далее и тому подобное. Если бы триста или пятьсот лет назад придумали такую подробную и детальную запись музыки, какую дает стандарт MIDI и запись в виде этих самых полосочек, то не было бы такого количества знаменитых музыкантов-исполнителей, которые, коварно пользуясь несовершенством нотной записи, по всякому интерпретируют музыку, искажая волю покойных (а то и ныне здравствующих) композиторов. С полосочками не забалуешь! — как написано, так и играй. Да и вообще, чего тут каким-то лишним людям встревать: механическое пианино (в смысле, компьютер) всегда сыграет точно так, как запрограммировал автор музыкального текста. Исполнители отдыхают. А потом отправляются на курсы переподготовки — учиться вводить ноты в компьютер. Именно поэтому, а также учитывая тот факт, что MIDI-ноты нельзя ставить просто вовремя и точно (от этого музыка плохо звучит), вы, возможно, все же будете вынуждены, введя основную часть партий нотами, перейти для завершения работы в MIDI-редактор.
В других главах я старательно избегал музыкальной терминологии, а здесь мне придется воспользоваться кое-какими терминами — по минимуму, но придется. Самоучки, которые не обучались музыке под руководством терпеливых и настойчивых педагогов, пусть простят меня за то, что я не буду им объяснять значение некоторых слов. Если захочется освоить нотную грамоту, купите какой-нибудь самоучитель игры на фортепьяно или гитаре, там обычно излагают основы нотной записи, вводят в курс терминологии. Честно сказать, самоучки в нотный редактор могут и вовсе не заглядывать, ограничиваясь посещением MIDI-редактора. По крайней мере, до тех пор, пока им не понадобится, к примеру, напечатать ноты для грамотного музыканта, который привык учить партию именно по нотам, а не придумывать на ходу. Редактор Staff позволяет вполне прилично подготовить не слишком сложную партитуру и распечатать ее на принтере. Можно расставить всевозможные акценты (педаль, оттенки громкости, крещендо-диминуэндо), ввести под нотами текст, если это песня, романс или, упаси бог, оратория. Можно также расставить над нотами аккорды в виде буквенной записи или даже в виде гитарных аппликатур.
Для удобства гитаристов под нотным станом можно разместить изображение гитарного грифа, чтобы гитаристы могли вводить ноты наиболее привычным для них способом — зажимая ту или иную струну на определенном ладу. Конечно, мышкой, а не руками, но все равно привычнее, чем на клавишах. Чего не хватает нотному редактору Staff, чтобы быть вполне полноценным нотным редактором? Не хватает, например, возможности изобразить лигу между произвольными нотами: программа ставит лиги сама, причем только в ситуации, когда нота перелезает в другой такт, имеет нестандартную длительность или начинается не пойми где. Не хватает некоторых специфических нотных символов. А главное, не хватает возможности импортировать ноты в текстовый редактор или программу верстки. Можно только распечатать. Даже через буфер Windows ничего никуда перенести не удастся, потому что все операции копирования вставки нот действуют только внутри Сонара. Короче говоря, нотному редактору Staff отводится в Сонаре сугубо вспомогательная роль. Если вам нужно создавать и готовить к печати полноценные партитуры, пользуйтесь специализированными нотными редакторами, вроде Encore или Finale.
Вызывается нотный редактор этой кнопкой , клавиатурной комбинацией Alt-7 или командой Staff, которую вы найдете в меню View или в контекстном подменю View любой MIDI-дорожки. Если было выделено несколько дорожек, то в редакторе вы увидите их все. На рисунке 4.53 показаны сразу три нотные дорожки — гитара (верхняя строка), мелодия (средняя) и бас (нижняя). В качестве названия строки программа автоматически берет имена, которые вы дали дорожкам в окне проекта. В редакторе поменять их нельзя.
Рис. 4.53. Нотный редактор Staff:
Изменить состав и количество партий, показываемых в нотном редакторе, можно в любой момент: как и в редакторе Piano Roll тут действуют клавиша Т и кнопка Pick Tracks со стрелочками вверх и вниз, которые вызывают на экран точно такое окно, как было показано на рисунке 4.27. У нас тут каждая партия представлена одной строкой, но это не обязательно. Можно получить и две, как обычно бывает в нотах для фортепьяно: нижняя строка с басовым ключом — для партии левой руки, верхняя со скрипичным — для правой. Поменять вид каждой из партий можно в окне Staff View Layout (см. рис. 4.54), которое вызывается кнопкой Layout или клавишей L.
Рис. 4.54. Выбираем параметры представления нотной строки:
В списке Track выбираете, для какой дорожки будете менять установки. В списке Clef (ключ) задаете, в каком ключе будет показана партия: строка Treble (верха) показывает партию в скрипичном ключе, как гитара и мелодия на рисунке 4.53, строка Bass (басы) — в басовом ключе, как партия баса на том же рисунке, а строка Treble/Bass раскладывает партию на две строки — вверху скрипичный ключ, внизу басовый. В последнем случае в окошке Split вы сможете задать, по какой октаве проходит линия раздела. Не забывайте, что в компьютере октавы считаются, начиная от самой нижней — той, которая на фортепьяно называется, если я еще не забыл школьную грамоту, субконтроктавой — тут у нее номер 0. Для инструментов, у которых нотная запись традиционно сдвинута относительно стандарта, можно выбрать в списке Clef строки Alto (альт — вместо «до» изображается «си» той же октавы) или Tenor (тенор — вместо «до» изображается «ре» следующей октавы). Кроме того, есть в списке строка Octave-treble, повышающая запись на октаву в скрипичном ключе, и строка 8va Bass, повышающая запись на октаву в басовом ключе. Для записи партии ударных инструментов в списке Clef имеется две строки: Percussion вместо обычных нот показывает на нотном стане специфические барабанные крестики-треугольнички, а строка Percussion Line, в дополнение к этому, заменяет нотный стан простой линией. В обоих случаях становится доступна кнопка Percussion Settings, нажав которую вы сами сможете указать, каким значком будет обозначаться каждый из ударных инструментов.
Если подпись под строкой (название трека) или любая другая надпись (например, текст песни) содержит вместо русских букв одни только страшные крякозябры, извлеченные из экзотических европейских алфавитов, щелкните по кнопке Set Font и задайте какой-нибудь нормальный шрифт для каждого из элементов оформления (выбирая эти элементы из соседнего безымянного списка).
Когда требуется подготовить к печати ранее сделанную песню, вам помогут три кнопки из левой части кнопочной панели — Fill Durations, Trim Durations и Display Resolution. Они упростят нотную запись, избавив ее от излишних подробностей, которые возникают, когда нота стоит не точно по лини сетки и имеет не совсем стандартную длину. А ведь в реальных композициях это случается сплошь и рядом.
Список Display Resolution (показать с разрешением) округляет видимую нам длительность ноты и ее местоположение до выбранной здесь величины. С помощью этого списка мы как бы подравниваем все ноты по сетке. На самом деле это все видимость одна, ноты остаются на своих местах. Если в нотном тексте есть шестнадцатые ноты, а вы округляете изображение до восьмых, то вся эта мелочь правильно отображаться не будет. С другой стороны, если вы возьмете слишком мелкое разрешение, то не будут правильно отображаться длинные (но не точные) ноты: потный редактор будет отображать их в виде целой гирлянды залигованных нот с точками и без. Для устранения этого дефекта предназначены две следующие кнопки.
Кнопка Fill Durations (заполнить длительности) округляет длительность ноты в большую сторону.
Кнопка Trim Durations (обрезать длительности) округляет длительности в меньшую сторону.
Поэкспериментируйте с ними, и вы увидите, что эти кнопки (их можно нажать одновременно) позволяют видеть совершенно нормальным образом как достаточно короткие ноты, так и длинные. Чтобы рисовать ноты в редакторе Staff, нужно выбрать инструмент в виде карандашика и выбрать длительность вводимой ноты на кнопочной панельке с нотками (см. рис. 4.55). Тем же карандашиком можно брать ранее введенные ноты (курсор становится в виде стрелочки) и перетаскивать их вверх-вниз и вправо-влево. Нельзя, правда, поменять длительность ноты мышкой. Но можно щелкнуть по ноте и ввести новую ее длительность в окошке с цифрами, расположенном в середине панели.
Рис. 4.55. Управление нотным редактором:
Этот же карандашик позволит вводить текст песни, расставлять аккорды, оттенки громкости и значки нажатия и отпускания педали. Про педали и оттенки громкости я рассказывать не буду — посмотрите сами. Но хочется очень коротко рассказать, как вводить текст и как расставлять аккорды.
Нажав кнопку с буквой L (Lyrics — лирика), мы переходим в режим ввода текста. Текст вводится непосредственно под нотной линейкой, точно под началом ноты. При этом курсор должен приобрести форму такого карандашика: . Если же он имеет форму перечеркнутого кружка , то вводить текст нельзя — курсор стоит не в том месте. Или слишком низко, или слишком высоко, или под паузой, или не под началом ноты, а под ее продолжением. Конечно, вводить текст имеет смысл только под той линейкой, на которой у вас точно воспроизведена мелодия песни, иначе выйдет не совсем то, что требуется. Если вы расписываете партитуру для хора, в котором разные голоса поют разные слова, вводить каждый из вариантов текста надо под строкой соответствующего голоса. Правила ввода такие. Слово разбивается на слоги, вводится по слогам, каждый слог — в отдельном маленьком окошке (см. рис. 4.56). Слоги отделяются друг от друга дефисом. Как только вы введете дефис, Сонар тут же перенесет вас на следующую ноту, создав окошко для очередного слога. Если один слог приходится на несколько нот, поставьте столько дефисов, сколько должно быть нот. Точно так же поступает программа, если вы введете пробел: создаст окошко для следующего слова. Но пробел воспринимается как окончание слова, дефиса между словами не будет.
Рис. 4.56. Вводим «текст слов»:
Рис. 4.57. Текстовый редактор Lyrics:
Можно вводить также знаки препинания — точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки, а потом уже ставить пробел. Если требуется ввести слог вместе с предлогом «с» или «в», которые не создают отдельного слога, присоединяйте предлоги с помощью значка подчеркивания. Чтобы вернуться к редактированию ранее введенного слога, щелкните по нему карандашиком. Кроме того, в нашем распоряжении будет простенький текстовый редактор, который вызывается этой охающей кнопкой на главной панели инструментов Сонара или командой View > Lyrics View (см. рис. 4.57). Может быть, даже удобнее будет вводить текст прямо сюда. Черточки в конце текста означают, что именно столько нот пока еще не обрели своего текста — столько слогов еще предстоит ввести.
Нажав кнопочку С (отсылаю вас снова к рис. 4.55), мы переходим в режим ввода аккордов (от слова chord — аккорд). Тем же самым курсором-карандашиком надо будет щелкать уже не ниже нотных линеек, а выше. Тот, кто думает, что программа что-то там проанализирует и сама выберет аккорд, который нужно тут поставить, глубоко ошибается. Ничего она не проанализирует. Тот, кто надеется, что ему, по крайней мере, откроют окошечко, такое же, как яри вводе текста, чтобы он мог ввести название аккорда вручную, тоже излишне наивен. Программа поставит в указанном вами месте аккорд С (до-мажор) или тот, который был введен в прошлый раз. Вот теперь надо будет щелкнуть по аккорду правой кнопкой мыши и отредактировать его.
Рис. 4.58. Свойства аккорда:
На рисунке 4.58 показано диалоговое окно Chord Properties, которое по такому щелчку открывается. Можете уточнить время начала аккорда (Time) и его название (Name). Причем название можно выбрать из списка или ввести от руки прямо в той же строке. Если выбираете из списка, то внизу программа показывает возможные варианты гитарных аппликатур для взятия этого аккорда. Все это богатство хранится в папке Сонара в файле chords.liw. А если в настройках нотного редактора (см. рис. 4.53) нажать кнопку Show Chord Grids, то после того, как вы нажмете ОК, над нотной линейкой появится не только правильное название аккорда, но и мелкая такая, хотя и вполне разборчивая, аппликатура. Чтобы добавить нестандартную аппликатуру для данного аккорда, можете нажать кнопку New Grid и все самостоятельно нарисовать. Кнопочка Play сыграет вам получающийся аккорд. Можно вписать от руки нестандартное название для нового аккорда — любое слово или число. Детали оставляю для самостоятельного разбора. Если захочется разбираться.
Чтобы заниматься музыкой, ноты знать, как известно, не обязательно (хотя и желательно). В мире миллионы гитаристов-самоучек, которые не знают и тем не менее активно музыкой занимаются — кто-то играет в свободное время на гитаре, а кто-то и диски выпускает. Разработчики Сонара позаботились и об этих людях — предусмотрели возможность вместо ввода нот рисовать кружочки на гитарном грифе. Если нажать кнопку Fret View на панели нотного редактора, то под нотным «И станом появится такой, примерно, гриф, как на рисунке 4.59. Карандашиком рисуете аккорд или ноту, потом по Shift—> переходите в следующую долю (или же перемещаете курсор мышкой). Гриф тут же пустеет, и можно вводить новую ноту или аккорд. И так далее.
Рис. 4.59. Рисуем ноты на грифе:
Кнопочка Export to ASCII Tab и клавиша X позволят сохранить гитарную в= партию в виде текстового файла с табулатурой. Гитаристы-самоучки хо-I рошо знают этот способ записи, при котором ноты записываются на строке, изображающей струну, в виде номера лада, на котором они играются. Правда, не любая MIDI-партия будет адекватно воспроизведена в виде та-булатуры. Если вы вводили ноты не на грифе (именно на той струне, которая и должна звучать!), а любым другим способом, то программа сама вряд ли правильно разберется с аппликатурой. Понапишет каких-нибудь 12-13 ладов вместо открытой струны и первого.
Зажав на своей гитаре аккорд одной рукой, второй вы можете не только ударить по всем струнам разом, но и провести по ним поочередно — взять арпеджио. Нотный редактор этого не умеет. Придется вам нарисовать все эти ноты на грифе поочередно — по нотке на следующих четвертушках или восьмушках временной сетки. Однако в помощь гитаристам изготовлено еще одно приспособление — команда Arpeggiator, которая превращает аккорды в арпеджио (см. рис. 4.60). Всяких там фигурных переборов арпеджиатор не знает, сумеет только провести по воображаемым струнам снизу вверх (строка Down Down в списке Path), сверху вниз (Up Up) пли же сначала сверху вниз, а потом снизу вверх (Up Down), или наоборот (Down Up). Какой длительности нотами будут играться арпеджио, задается в списке Rate.
Источник