- Как построить аккорд д43
- Доминантсептаккорд
- Обращения доминантсептаккорда.
- Разрешения
- Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
- Разрешение
- Проверка:
- Тестовое занятие
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Как построить от ноты фа аккорды Д7 Д65 Д43 Д2?
Как построить аккорд д43
Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.
Доминантсептаккорд
Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.
Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):
• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.
Обращения доминантсептаккорда.
Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.
Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.
Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.
Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.
Разрешения
Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.
Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.
Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.
D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.
Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.
В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.
Разрешение
В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.
Проверка:
- На какой ступени строится D7?
Ответ:
Из каких интервалов состоит D7?
Ответ:
Определить тональность по D7, подписать название аккорда.
Найти ошибку в каждом аккорде или названии.
По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Как построить от ноты фа аккорды Д7 Д65 Д43 Д2?
Надо выучить, из каких интервалов эти аккорды состоят — и отмерить эти интервалы друг за другом.
Если ты этих интервалов не помнишь, то можешь вычислить их в любой момент. Построй «Д7» в любой удобной тональности (хоть до мажор) — и посмотри, из каких интервалов он получился. Потом обрати его в каждое обращение по очереди — и посмотри, какие интервалы получатся на этот раз. Запиши их на бумажку цифрами. А потом, по этим цифрам, можешь построить нужный аккорд уже от той ноты, какая тебе задана.
И наконец, есть путь более длинный — и тем не менее, самый правильный. Потому что он дает СМЫСЛ тому, что ты делаешь. Чтобы это было не просто «повинностью, потому что это задали», а интересным занятием, которое потом реально поможет по жизни. Ведь если ты даже выучишь сейчас, какие интервалы образуют все эти аккорды, то задание-то выполнишь — но потом все равно забудешь выученное, т. к. это не будет использоваться в жизни (ну там, при сочинении музыки или ее анализе). Поэтому лучше не «зубрить» интервалы, а разобраться в СМЫСЛЕ происходящего. Может, на первый раз этот способ покажется тебе длинным и трудным, но поверь — это только на первый раз. после нескольких дней практики ты обнаружишь, что этот способ — самый осмысленный и естественный, и он у тебя будет выполняться за 2-3 секунды. Я не шучу — ты сможешь нажимать любой аккорд на клавишах прямо в темпе музыки, строить его мгновенно.
В чем состоит этот «длинный способ»? В том, чтобы следовать смыслу. Давай, наберись терпения, и пройдем по алгоритму один раз, по шагам.
1. Что такое «D» по смыслу? Это «доминанта». Так называется 5-я ступень гаммы, или любой аккорд на ее основе. Ты ведь это уже знаешь, верно?
2. Кроме того, ты хорошо знаешь, что аккорды строятся по терциям. Берешь нужную ступень гаммы, и набираешь еще два или три звука «через ступень» друг над другом, из звуков той же гаммы, правильно?
3. Если ты наберешь таким путем 4 звука от 5-й ступени гаммы, то получишь «доминантовый септаккорд», или «D7». Из каких ступеней он будет состоять? Ну, 5-я, понятно. Над нею (через одну) — 7-я. Над нею — 2-я, и наконец, 4-я. Вот ЭТО — можешь теперь выучить. «Состав «Д7″ в любой тональности — это ступени 5, 7, 2 и 4».
4. Что такое «Д7», «Д65» и т. д.? Это обращения того же самого аккорда. «Доминант-квинт-секст-аккорд», «доминант-терц-кварт-аккорд» и т. д. А что такое обращение? Это такое расположение звуков аккорда, что внизу оказывается НЕ его основной звук, а какой-то другой. У квинтсекстаккорда внизу окажется второй звук исходного «Д7», у терцквартаккорда — третий, и у секундаккорда — четвертый. Это ведь нетрудно запомнить?
5. Вспомни, из каких ступеней состоит «Д7». И 5й, 7й, 2й и 4й. Набрав эти ступени в таком порядке, ты получишь основной вид аккорда, без обращений. Если нужен квинтсекстаккорд («65») — значит, ставишь ниже всех второй звук, 7ю ступень. А остальные (5я, 2я и 4я) должны быть где-то НАД нею, в любых октавах и в любом порядке. Чтобы не мудрить излишне, можно просто перекинуть нижний звук Д7 на октаву вверх — и нижним окажется второй звук. Тогда «Д65» получит вид «7-2-4-5» ступеней. А можешь их тасовать еще как-нибудь:
7-4-5-2
7-5-2-4
7-5-4-2
В-общем, лишь бы 7я ступень оказалась ниже других.
Аналогично, поместив внизу аккорда ТРЕТИЙ звук (2-я ступень гаммы), ты получишь терцквартаккорд:
2-4-5-7
2-5-7-4
2-7-5-4 и т. д.
Давай для простоты не будем тасовать звуки произвольно, а ограничимся самым тесным их расположением «в кучку» — т. е. просто перебрасывать нижний звук на октаву вверх, как тебе на уроке показывали.
Тогда Д7 будет состоять из ступеней «5-7-2-4»
Д65 — из «7-2-4-5»
Д43 — из «2-4-5-7»
И Д2 — из «4-5-7-2».
Принцип понятен? Я думаю, ты все это знаешь, но не обдумывала, не поигралась с этим для своего удовольствия 🙂 Пойдем дальше.
Эти звуки составляют «Д7» для ми-бемоль мажора. А «Д43» тогда — те же звуки, только третий из них должен быть внизу аккорда. Получается «фа», «ля-бемоль», «си-бемоль» и «ре». Задание выполнено — звучит «Д43» от ноты «фа».
Но при этом ты еще и ПОНИМАЕШЬ, что это звучит, и почему оно звучит именно так, и в какую тонику тяготеет разрешиться — словом, «владеешь ситуацией», понимаешь?
А после нескольких дней тренировки такое построение будет у тебя получаться за доли секунды, прямо на ходу звучащей музыки. И ты сможешь аккомпанировать, сочинять, гармонизовать, импровизировать в реальном времени. Это же сила! Ради этого сольфеджио и преподается — чтобы дать тебе в руки власть над музыкой 🙂
Источник