- Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
- GuitarLine.Ru
- Обращения аккордов
- Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
- Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
- Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
- Немного теории для начала
- Строение трех типов аккордов
- Трезвучия
- Септаккорды
- Расширенные аккорды
- Как строить аккорды на гитаре?
- Первый способ – формула и гамма
- Способ второй – интервалы
- Формулы аккордов
- Формула трезвучий
- Формула септаккорда
- Формула расширенного аккорда
- Дополнительные формы аккордов
- Add-аккорды
- Omit-аккорды
- Надстройки
- Система CAGED
- Полная таблица формул построения аккордов
- Практические советы
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.
Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.
Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.
Немного теории для начала
Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.
Строение трех типов аккордов
Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:
Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.
Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.
Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .
Как строить аккорды на гитаре?
Первый способ – формула и гамма
Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.
Пример:
Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C
Способ второй – интервалы
Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.
Формулы аккордов
В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.
Формула трезвучий
Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.
Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.
Формула септаккорда
Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.
Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.
Формула расширенного аккорда
Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.
Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.
Дополнительные формы аккордов
Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .
Add-аккорды
Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.
Omit-аккорды
Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.
Надстройки
Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.
Система CAGED
На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.
Примеры:
Полная таблица формул построения аккордов
Практические советы
Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.
Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.
Выучите интервалы – это сильно поможет.
Выучите то, как строятся гаммы.
Выучите то, как считаются ступени и ноты.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал
Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.
Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…
Пожалуйста, исправьте ошибку.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.
Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?
Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.
В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )
Спасибо, что сообщили про ошибку. Текст исправили
В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.
Роман, написано все верно. В этом разделе указаны формулы построения разных типов аккордов. Подробную статью про квинт-аккорды читайте здесь http://pereborom.ru/kvint-akkordy-na-gitare-shemy-pauer-akkordov/
Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта
Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник