Как построить аккорд си бемоль мажор

Как играть мажорные аккорды на гитаре

Мажорные аккорды в звучании своём весёлые, торжественные. В буквенно-цифровой системе обозначаются лишь одной латинской буквой основного звука. Например, C – до мажор, F# – фа-диез мажор и т.д.

Мажорный аккорд в основном виде состоит из трёх звуков и строится по интервалам:

основной звук + большая терция + малая терция (или чистая квинта от основного звука)

Например, от звука до:

  • до – основной звук;
  • ми – (б.3) большая терция от основного звука;
  • соль – (м.3) малая терция от ми (б.3), или чистая квинта от до (основного звука).

Табы и ноты с интервальной схемой C:

А можно строить и по мажорной гамме соответствующей аккорду (С – до мажору, F – фа мажору и др.). Первая, третья и пятая ступень – это звуки аккорда.

Аппликатуры в позициях

Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).

А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED. Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях. А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.

Аккорды по системе CAGED

В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото

Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.

Но в позициях аккорды для гитары по CAGED уже в аппликатуре с баррэ.

Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.

Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.

Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция. Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны. Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.

Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.

Например, в форме E: G → B

Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.

Для F аппликатура С:

В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.

A:
В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.

Если вам это баррэ покажется сложным, неудобным, смотрите упрощённые аппликатуры в позиции именно для фа мажора (пройдите по соответствующей ссылке – список в начале статьи).

G:
В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).

Форма G с баррэ сложная. В основном используются её упрощённые варианты. Не обязательно отрабатывать её в полном виде (учиться брать). Но важно видеть, представлять её на грифе в позиции относительно конкретного звука. Этот навык необходим для построения альтернативных, более простых аппликатур на основе формы G с баррэ.

E:
Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.

D:
В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.

Таблица мажорных аккордов

Таблица для начинающих – все 12 мажорных аккордов в пяти вариантах по системе CAGED. Она поможет тем, кому пока ещё трудно отыскивать на грифе необходимые аппликатуры. А также по ней можно сверяться – после того как форма будет найдена самостоятельно. То есть, узнать, правильно ли определён, построен мажорный аккорд.

Таблицу можно распечатать – на два стандартных листа. Два файла в архиве здесь.

В сетках: 6 струн – с пальцами. Возле каждой струны обозначены цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец, T – большой. Аппликатуры указаны последовательно – по позициям на грифе (от нижней к верхней).

Базовые аккорды системы – С, A, G, E и D – в таблице указаны, начиная с открытых аппликатур на первых ладах. И эти открытые аккорды можно взять на баррэ на октаву выше. Например, E, и на 12-ом ладу. Тогда получается 6 основных форм: открытый + 5 с баррэ.


Аккордовые последовательности

А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.

Примечание: Используются не только основные формы с баррэ (по CAGED), но и упрощённые аппликатуры на их основе, часто используемые в аккомпанементе.

В ля мажоре: A – D – E – A

  • • D и E в форме A;
  • • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.

В ми мажоре: E – G –A

С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.

В фа мажоре: Bb – F – C – F

Удобная аппликатура в связке с открытым С.

В соль мажоре: G – C – Am7 – D

В ми мажоре: E – C#m – A – B

Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#

Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.

На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Читайте также:  Как ноты похоронного марша
Оцените статью