Как построить аккорд т35

Как построить t3 t6 S3 D2 t6 D43 D65 t3? h-moll. Сольфеджио.

Аккордов много.. . они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.

D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.

Читайте также:  Ноты валерия меладзе красива как ты красива

D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )

ЗЫ, Надеюсь, правильно. Если где ошиблась, исправьте.

Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.

D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.

Читайте также:  Бетховен сонаты ред гольденвейзера ноты

D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона)

T53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например

S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля

D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)

Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до

S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до

Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)

D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре

S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа

D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль

Аккордов много.. .они все строятся на определённых ступенях лада.
Первая ступень — тоника (Т) ,
четвёртая — субдоминанта (S),
пятая — доминанта (D) (не путать с «ре»).
Наиболее часто употремые:
Трезвучия и их обращения:
1) в маж.: T53 (б. 3+м. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (м. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+б. 3)- на 5-й.
в мин.: T53 (м. 3+б. 3)- строится на 1-ой ступени, Т6 (б. 3+ч. 4) — на 3-й, Т64 (ч. 4+м. 3)- на 5-й.
2) в маж.: S53(б. 3+м. 3) — на 4-й ступ. , S6 (м. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+б. 3)- на 1-й.
в мин.: S53(м. 3+б. 3) — на 4-й ступ. , S6 (б. 3+ч. 4) — на 6-й, S64 (ч. 4+м. 3)- на 1-й.
3) D53 ( в маж. и мин. совпадают) (б. 3+м. 3)- на 5-й, D6 (м. 3+ч. 4)- на 7-й, D64 (ч. 4+б. 3)- на 2-й.

D7 — доминантовый септаккорд, он строится только на 5-ой ступени следующим образом: б. 3+м. 3+м. 3.
Его обращения:
D65 — на 7-ой ступ. м. 3+м. 3+б. 2 .;
D43 — на 2-ой ступ. м. 3+б. 2+б. 3 .;
D2 — на 4-ой ступ. б. 2+б. 3+м. 3 .
Разрешения:
D7 разрешается в Т3,
D65 — в Т53,
D43 в Т53(развёрнутое) ,
D2 в Т6 .
Пример: В до мажоре/миноре:
_в маж.: Т35 — до ми соль, Т6 — ми соль до, Т64 — соль до ми.
S35 — фа ля до, S6 — ля до фа, S64 — до фа ля.
_в мин.: Т35 — до ми-бемоль соль, Т6 — ми-бемоль соль до, Т64 — соль до ми-бемоль.
S35 — фа ля-бемоль до, S6 — ля-бемоль до фа, S64 — до фа ля-бемоль.
_в маж. и мин. : D35 — соль си ми, D6 — си ми соль, D64 — ми соль си.

D7 — соль си ре фа -> разрешается в : до ми (до утраивается) ,
D65 — си ре фа соль -> до до ми соль,
D43 — ре фа соль си -> до ми соль до,
D2 — фа соль си ре -> ми соль до до .
В миноре тоже самое. (Внимание! : минор гармонический (с 7-ой ступ. повышенной на пол тона). )

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Строение аккордов

Аккорд – несколько звуков, взятых одновременно.

1. Аккорд можно построить от любого звука («До», «До-диез», «До-бемоль», «Ля», «Ре дубль бемоль» и т.д.)

2. Аккорды строятся по терциям , что означает, что мы набираем звуки через один:

Чтобы построить аккорд от ноты “До”, нужно взять звуки До, Ми, Соль. Нота, от которой строится аккорд называется прима – основной тон аккорда.

3. По наклонению аккорды могут быть мажорными (С) и минорными (Cm ). Наклонение аккорда определяется характером первой терции в составе аккорда. Если терция между тоникой и следующим звуком большая – аккорд будет мажорный, если малая – минорный:

Терция – это интервал, расстояние между двумя звуками, расположенными через один, то есть между первым и третьим. Отсюда латинское название (терция – три). Если мы хотим построить мажорный аккорд от ноты До (С), терция возникает между звуками До и Ми. Но как понять, что она большая и соответствует мажору?

  • б.3 — так обозначается интервал Большая (Мажорная) терция, ее тоновая величина составляет 2 тона .
  • м.3 — Малая (Минорная) терция, соответствует 1,5 тона .

Что такое тоновая величина интервала?

Чтобы посчитать тоновую величину между звуками нужно знать расстояние между ступенями звукоряда, с которым мы работаем. Мы знаем, что в До-мажоре расстояние между всеми соседними звуками равно 1 тон (До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си) , кроме пары «китайцев» Си-До и Ми-Фа – где между звуками ½ тона. Такие соотношения между звуками возникли не случайно. Все эти звуки расположены по белым клавишам фортепиано.

Все звуки до-мажора, между которыми образуется 1 тон, разделены черными клавишами. «Китайцы» (Ми-Фа и Си-До в буквенных обозначениях E-F и B-C) не разделены черными клавишами, между ними естественным образом возникает минимальный интервал — 1/2 тона.

Вычислим тоновую величину терции:

Нам нужно высчитать, сколько тонов между нотами До и Ми. Для этого сначала перечислим последовательно все звуки, «заполняющие» этот интервал: До, Ре, Ми . Затем вычисляем тоновое расстояние между каждой парой соседних звуков: До-Ре = 1 тон, Ре-Ми = 1 тон, и суммируем тоны:

1 тон + 1 тон = 2 тона, то есть найденная тоновая величина соответствует большой терции. Значит мы построили мажорный аккорд.

Чтобы построить минорный аккорд от ноты «До», терция должна быть минорной (1,5 тона). Для этого звук «Ми» нужно понизить на ½ тона. Это делается с помощью дополнительного символа, который называется бемоль (b) .

Источник

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Источник

Оцените статью