- Бас-гитара
- Предисловие
- ВВЕДЕНИЕ
- История появления бас-гитары.
- КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ
- АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ
- Диапазон
- Струны
- guitar.by
- Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
- Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
Бас-гитара
Предисловие
Данный раздел сайта магистра ДонНТУ является неотемлемой частью, позволяющей более полно раскрыть творческий потенциал магистра. Даёт более полное представление о личностных качествах магистра.
В этом разделе речь пойдет о таком музыкальном инструменте как бас-гитара. Основой для выбора данной тематики раздела стало значительное влияние, которое оказывает музыка на развитие современных молодежных субкультур, и роли вышеназванного инструмента в звучании музыкальных композиций.
ВВЕДЕНИЕ
Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в рок-музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.
История появления бас-гитары.
Первая бас-гитара, запущенная в массовое производство, была создана легендарным в гитарном мире человеком по имени Leo Fender. Изобретатель и инженер-самоучка, начавший свой путь инженера, как и многие другие – с починки радиол. По иронии судьбы, создатель самой известной в мире гитары не умел играть ни на гитаре, ни на басу. «Ни единой ноты». Fender Precision Bass был выпущен в продажу в 1951 году. Дизайн был прост, как и всё гениальное – ладовый гриф, один звукосниматель, и корпус самой обычной формы. Модель 1954 года имела немного обведённые края, для более удобной игры. Модель 1957 года претерпела смену звукоснимателя и головы грифа на более пригодные для собственно игры, и стала «старшей сестрой» всем известного Stratocaster’a. Эта модель была самой удачной, и большинство басов от Fender повторяют его конструкцию в той или иной степени. В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники. Эти модели до такой степени популярны в мире басистов, что типы звукоснимателей, используемых на них, называют P и J. Видя такой успех, подтянулись и другие компании; такие как Gibson, Danelectro. Некоторые позже стали ассоциироваться с определённым стилем музыки, например Rickenbacker 4000, на которой в своё время играл Paul McCartney. В 70-е Ernie Ball создал первую акустическую бас-гитару. Целью было добиться более естественного звука бас-гитары в созвучии с акустической гитарой. Идея опередила своё время почти на два десятилетия – акустический бас был принят в компанию других акустических инструментов в конце восьмидесятых с запуском в эфир программы MTV Unplugged. В 1971 году Alembic заложили основу high-end бас-гитар. Ключевыми элементами стали активная электроника, первосортные породы дерева, многослойная система neck-through-body. Так же, Alembic первыми создали бас с графитовым грифом, а так же пятиструнный бас (с нижней Си) в 1976. Fodera так же начала производство 5-струнных басов в середине 70-х, а так же вместе с Anthony Jackson разработали 6-струнный бас. Ранние электро-бас-гитары использовались вместе с контрабасами. К 1960, бас-гитара заменила контрабас в большинстве популярных музыкальных стилях – за исключением разве что джаза и кантри. Это так же произвело небольшую революцию – басисты вдруг перестали быть превязанными к одному месту, и их стало гораздо лучше слышно. Контрабас начал возвращать свои позиции в середине 80-х, когда вновь возрос интерес к ранним вариантам стилей рок и кантри. А возвращение рокабилли взлетевшими на вершины всех чартов Stray Cats снова сделали контрабасы популярными. В 1990-ые усовершенствованные звукосниматели и дизайн акустических басов и контрабасов позволили басистам добиться хорошего чистого звука от акустических инструментов. Многие группы решили вопрос низких частот при помощи контрабаса.
КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ
1- головка грифа; 2 — колковый механизм; 3- верхний порожек; 4 — лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 — ладовая планка; 6 — ладовые метки; 7 — струны; 8 — корпус; 9 — гриф; 10 — звукосниматели; 11 — потенциометры; 12 — машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 — гнездо для штекера.
Рисунок 2 — Устройство бас-гитары. (а- шестиструнный бас, б — четырёхструнный бас)
По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы:
— в первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа;
— ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента;
— третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является большая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента;
— четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.
До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шестиструнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной позиции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению некоторых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как показывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.
АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ
Диапазон
Аккустика — наука о звуке. Звук — это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.
1) Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний в секунду.
2) Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.
3) Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.
4) Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной громкостью исполнения.
Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.3).[1]
Рисунок 3 — Диапазон музыкальных звуков. Диапазон бас-гитары
Струны
Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.
Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:
1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).
2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).
3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).
4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .
5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .
Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём намотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис.4а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.
В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.4б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд. Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.
а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.
Рисунок 4 — Различные типы навивки струн
Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.4в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.
Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:
Источник
guitar.by
Бас-гитара своими руками. Размышления.
Модератор: moderator
Бас-гитара своими руками. Размышления.
#1 Сообщение Serial » Вт май 26, 2015 1:57 pm
Подвергнувшись жесточайшему импульсу, прикидываю, а что если сделать бас-гитарку самому, вдруг будет играть-звучать хоть как-то и если повезет строить) Можно потом юзать в домашних записях. Но больше как-то привлекает сам процесс изготовления.
Пока только осторожно пытаюсь понять насколько это реальная и нужная идея. Возникли всякие мысли:
— Теоретически, если сделать мензуру пусть 27 дюймов, использовать в стандарт бас-строю, и дроп Ре, сохраним ли способность бас строить и вообще звучать как бас? если еще укоротить мензуру, дабы сделать такой компактный мини-басец, подойдут ли стандартные струны?
— если использовать дерево из строитльных магазинов, типа ольхового щита, доски, что там еще в магазинах продается, может полисандр? непросушенность и способность звучать волнует.
— может кто-то заочно хочет продать колки/бридж/простой звучек/электронику с какого-нибудь корта. Дешвые лады тоже.
Пока как-то так
Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
#2 Сообщение -=Znake=- » Вт май 26, 2015 2:13 pm
Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
#3 Сообщение Serial » Вт май 26, 2015 2:31 pm
Спасибо за ответы!
По поводу мензуры и стандартных струн не понял — в басовые колки влезут любые басовые струны, вопрос по натяжению и способности строить меня волнует.
Но в принципе, если уж делать, так делать нормальный полноразмерный бас думаю.
Как вариант доски, рассматриваю покупку ольхового бруса с последующей сушкой на летнем балконе в условиях низкой влажности хотябы месяц. Для грифа не знаю что взять. Нужно порыть что есть в продаже. Если нет, то тогда по мастерам и правда вариант. Тут цель максимально самому все сделать.
Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
#4 Сообщение -=Znake=- » Вт май 26, 2015 2:48 pm
А ты не заметил, что басовые струны имеют тенденцию сужаться к концу?)
Натяжение на 27 будет никакое (((
По поводу дерева: если хочешь приобрести опыт и навыки столяра и краснодеревщика, то подойдёт любая доска. Но если планируешь сделать инструмент — то не поленись, пройдись по мастерам, товарищам, которые изготавливают деревянную мебель и пр. Занедорого сможешь найти хорошую просохшую доску, которая хоть как-то будет выполнять нужные функции.
Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
#5 Сообщение Serial » Вт май 26, 2015 2:53 pm
-=Znake=- писал(а): А ты не заметил, что басовые струны имеют тенденцию сужаться к концу?)
Натяжение на 27 будет никакое (((
По поводу дерева: если хочешь приобрести опыт и навыки столяра и краснодеревщика, то подойдёт любая доска. Но если планируешь сделать инструмент — то не поленись, пройдись по мастерам, товарищам, которые изготавливают деревянную мебель и пр. Занедорого сможешь найти хорошую просохшую доску, которая хоть как-то будет выполнять нужные функции.
Re: Бас-гитара своими руками. Размышления.
#6 Сообщение Скиф » Вт май 26, 2015 2:59 pm
Купи себе за 150 баксов маломензурный Jolana Iris (суммарно даже по начальным затратам получится не меньше — доска и брус для грифа, полоса для накладки, фурнитура, хотя бы один датчик, струны, ладовая проволока) — и не майся ерундой, мой тебе совет. Дешевле выйдет, а результат точно будет не хуже.
Если есть желание своими силами постигать тайны гитаростроения — начинать надо с моддинга заводских инструментов и сборки «конструкторов»-китов. И быть готовым к тому, что треть опытов будет неудачными. С мензурой, кстати, хорошо позволяют экспериментировать полуакустические банки благодаря конструкции зацепа под струны и незакрепленного бриджа. Цельнокорпусные представители соцлагеря в этом плане тоже годятся — и маломензурные практически все, и мосты в угоду тогдашней моде в большинстве своем незакрепленные. Называется енто словом «пионеринг» или «кентавростроение» !
Источник