Как построить чистую кварту от всех нот

Чистые кварты в мажорном ладу.

Кварта — интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

Чистая кварта в тоническом трезвучии До мажора: соль-до в развернутом трезвучии до-ми-соль-до.
Чистые кварты в До мажоре:
до-фа(I), ре-соль(II), ми-ля(III), на IV ступени ч.4 нет,соль-до(V), ля-ре (VI), си-ми(VII).
46. Тональность Си-бемоль мажор.
Си-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль(лад с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит Си-бемоль мажор: си-бемоль, до,ре, ми-бемоль, фа, соль, ля, си-бемоль.
Ключевые знаки в тональности Си-бемоль мажор: си-бемоль на третьей линейке и ми-бемоль между четвертой и пятой линейками.
Гамма Си-бемоль мажор и ее ступени:
си-бемоль(I), до(II),ре(III), ми-бемоль(IV), фа(V), соль(VI), ля(VII), си-бемоль(I).
Тоническое трезвучие в Си-бемоль мажоре:
си-бемоль(I) — ре(III) — фа(V).
Неустойчивые звуки с разрешением в си-бемоль мажоре:
ля(VII) в си-бемоль(I),до(II)в си-бемоль(I),до(II) в ре(III),ми-бемоль(IV)в ре(III),ми-бемоль(IV)вфа(V),соль(VI) в фа(V).
47. Тональность соль минор
Соль минор — минорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад, параллельный Си-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит соль минор натуральный:
соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль.
Ключевые знаки в тональности соль минор:
си-бемоль на третьей линейке и ми-бемоль между четвертой и пятой линейками.
Гамма соль минор натуральная и ее ступени:
соль(I), ля(II), си-бемоль(III), до(IV), ре(V), ми-бемоль(VI), фа(VII), соль(I).
Гамма соль минор гармоническая:
соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа-диез(VII), соль.
Гамма соль минор мелодическая:
соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми-бекар(VI), фа-диез(VII), соль.
Тоническое трезвучие в соль миноре:
соль(I) — си-бемоль(III) — ре(V).
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом соль миноре:
фа-диез(VII) в соль(I),ля(II)в соль(I),ля(II) в си-бемоль(III),до(IV)в си-бемоль(III),до(IV)в ре(V), ми-бемоль(VI) в ре(V).
48. Тритоны в мажорном ладу
Тритоны — интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.Тритоны — резко звучащие интервалы.В них оба звука неустойчивые и тяготеютк ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся.
Увеличенная кварта в До мажоре:фа-си ув4 на IV
Уменьшенная квинта в До мажоре:си-фа ум5 на VII
Разрешение увеличенной кварты в До мажоре: фа-си в ми-до м6 на III
Разрешение уменьшенной квинты в До мажоре: си-фа в до-ми б3 на I

Читайте также:  Ноты императорского марша для фортепиано

49. Секунды в гармоническом миноре
В гармоническом миноре образуются следующие секунды:
малые секунды — на II,V и VII ступенях;
большие секунды — на I,III и IV ступенях;
увеличенная секунда — на VI ступени
Секунды в гармоническом ля миноре:
ля-си (б2 на I), си-до (м2на II),до-ре (б2 на III), ре-ми (б2 на IV), ми-фа (м2 на v) , фа-соль-диез (ув2 на VI) , соль-диез-ля (м2 на VII)
Разрешение увеличенной секунды в ля миноре:
фа-соль-диез в ми-ля (ч4)

50. Терции в гармоническом миноре
В гармоническом миноре образуются следующие терции:
малые терции — на I,II,IV и VII ступенях
большие терции — на III,V и VI ступенях
Терции в гармоническом ля миноре:
ля-до (м3 на I), си-ре (м3 на II), до-ми (б3 на III), ре-фа (м3наIV), ми-соль-диез (б3 на V), фа-ля (б3 на VI), соль-диез-си (м3 на VII)

51.Главные трезвучия мажора и гармонического минора
Главные трезвучия лада — тоническое трезвучие — на I ступени, доминантовое трезвучие — на V ступени, субдоминантовое трезвучие — на IV ступени.

Главные трезвучия в тональности До мажор:
до-ми-соль(тоническое трезвучие на I ступени)
соль-си-ре (доминантовое трезвучие на V ступени)
фа-ля-до (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

Главные трезвучия в тональности ля минор гармонический
ля-до-ми(тоническое трезвучие на I ступени)
ми-соль-диез-си(доминантовое трезвучие на V ступени)
ре-фа-ля (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)
52.Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия
Название нижнего звука трезвучия — основной тон, или прима
В трезвучии до-ми-соль это звук до
Название верхнего звука трезвучия — терцовый тон, или терция
В трезвучии до-ми-соль это звук ми
Название верхнего звука трезвучия — квинтовый тон, или квинта
В трезвучии до-ми-соль это звук соль
53.Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)
Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми.На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.
Ритмические группы с шестнадцатыми:
4 шестнадцатых
1 восьмая и 2 шестнадцатых
2 шестнадцатых и 1 восьмая

Читайте также:  Hit the road jack ноты для хора

54.Пунктирный ритм с шестнадцатыми
Сочетание длительностей — восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.

55.Тональность ля мажор
Ля мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ля (лад с тремя диезами в ключе)
Звуки, из которых состоит Ля мажор:
ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля.
Ключевые знаки в Ля мажоре:
фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейками и соль-диез выше пятой линейки
Гамма Ля мажор и ее ступени:
ля(I), си(II), до-диез(III), ре(IV), ми(V), фа-диез(VI), соль-диез(VII), ля(I).
Неустойчивые звуки с разрешением в Ля мажоре:
соль-диез(VII) в ля(I),си(II) в ля(I),си(II)в до-диез(III),ре(IV) в до-диез(III),ре(IV) в ми(V),фа-диез(VI) в ми(V)

56.Тональность фа-диез минор
Фа-диез минор — минорный лад, в котором тоникой является звук фа-диез (лад, параллельный Ля мажору, с тремя диезами в ключе)
Звуки, из которых состоит фа-диез минор натуральный:
фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез.
Ключевые знаки в тональности фа-диез минор:
фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейками и соль-диез выше пятой линейки
Гамма фа-диез минор натуральная и ее ступени:
фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре(VI), ми(VII), фа-диез(I).
Гамма фа-диез минор гармоническая и ее ступени:
фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре(VI), ми-диез(VII), фа-диез(I).
Гамма фа-диез минор мелодическая и ее ступени:
фа-диез(I), соль-диез(II), ля(III), си(IV), до-диез(V), ре-диез(VI), ми-диез(VII), фа-диез(I).
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом фа-диез миноре:
ми-диез(VII) в фа-диез(I),соль-диез(II) в фа-диез(I),соль-диез(II)в ля(III),си(IV) в ля(III),си(IV) в до-диез(V),ре(VI) в до-диез(V)

57. Тональность Ми-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ми-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе)
Звуки, из которых состоит Ми-бемоль мажор:
ми-бемоль-фа-соль-ля-бемоль- си-бемоль-до-ре-ми-бемоль
Ключевые знаки в тональности Ми-бемоль мажор:
си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками и ля-бемоль между второй и третьей линейками.
Гамма Ми-бемоль мажор и ее ступени
ми-бемоль(I), фа(II), соль(III), ля-бемоль(IV), си-бемоль(V), до(VI), ре(VII), ми-бемоль(I).
Неустойчивые звуки с разрешением в Ля мажоре:
ре(VII) в ми-бемоль(I),фа(II) в ми-бемоль(I),фа(II)в соль(III),ля-бемоль(IV) в соль(III),ля-бемоль(IV) в си-бемоль(V),до(VI) в си-бемоль(V)

58. Тональность до минор
Тональность до минор — минорный лад, в котором тоникой является звук до (лад, параллельный ми-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе)
Звуки, из которых состоит до минор натуральный:
до-ре-ми-бемоль- фа-соль-ля-бемоль-си-бемоль-до
Ключевые знаки в тональности до минор:
си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками и ля-бемоль между второй и третьей линейками.
Гамма до минор натуральная и ее ступени:
до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бемоль(VI), си-бемоль(VII), до(I).
Гамма до минор гармоническая и ее ступени:
до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бемоль(VI), си-бекар(VII), до(I).
Гамма фа-диез минор мелодическая и ее ступени:
до(I), ре(II), ми-бемоль(III), фа(IV), соль(V), ля-бекар(VI), си-бекар(VII), до(I).
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом до миноре:
си-бекар(VII) в до(I),ре(II) в до(I),ре(II)в ми-бемоль(III),фа(IV) в ми-бемоль(III),фа(IV) в соль(V),ля-бемоль(VI) в соль(V)

59. Большие и малые сексты.
Секста — интервал, который содержит шесть ступеней.Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б.6, малая секста обозначается м.6
Большая секста от звука до вверх — до-ля, малая секста от звука до вверх — до-ля-бемоль
Большая секста от звука до вниз — до- ми-бемоль, малая секста от звука до вниз — до-ми.

60. Сексты в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие сексты:
малые сексты — на III,VI и VII ступенях
большие сексты — на I,II,IV и V ступенях
Сексты в тональности До мажор: до-ля (б.6 на I), ре-си (б.6 на II), ми-до (м.6 на III0, фа-ре (б.6 на IV), соль-ми (б.6 на V), ля-фа (м.6 на VI), си-соль (м.6 на VII).
61. Обращения трезвучий
Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия
Основное трезвучие: до-ми-соль
Первое обращение: ми-соль-до, называется секстаккорд
Второе обращение: соль-до-ми, называется квартсекстаккорд

Обращения главных трезвучий в До мажоре:
тоническое трезвучие: до-ми-соль,обозначается Т53
тонический секстаккорд: ми-соль-до,обозначается Т6
тонический квартсекстаккорд: соль-до-ми,обозначается Т64
доминантовое трезвучие: соль-си-ре,обозначается D53
доминантовый секстаккорд: си-ре-соль,обозначается D6
доминантовый квартсекстаккорд: ре-соль-си,обозначается D64
субдоминантовое трезвучие: фа-ля-до,обозначается S53
субдоминантовый секстаккорд:ля-до-фа,обозначается S6
субдоминантовый квартсекстаккорд:до-фа-ля, обозначается S64

Обращения главных трезвучий в гармоническом ля миноре:
тоническое трезвучие: ля-до-ми,обозначается t53
тонический секстаккорд: до-ми-ля,обозначается t6
тонический квартсекстаккорд: ми-ля-до,обозначается t64
доминантовое трезвучие: ми-соль-диез-си,обозначается D53
доминантовый секстаккорд: соль-диез-си-ми,обозначается D6
доминантовый квартсекстаккорд: си-ми-соль-диез,обозначается D64
субдоминантовое трезвучие: ре-фа-ля,обозначается s53
субдоминантовый секстаккорд:фа-ля-ре,обозначается s6
субдоминантовый квартсекстаккорд: ля-ре-фа,обозначается s64
62.Большие и малые септимы
Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б.7, малая септима обозначается м.7
Большая септима от звука до вверх:до-си, малая септима от звука до вверх: до-си-бемоль
Большая септима от звука до вниз: до-ре-бемоль, малая септима от звука до вниз: до-ре

63.Септимы в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие септимы:
большие септимы — на I и IV ступенях,
малые септимы — на II, III, V и VII ступенях
Септимы в тональности До мажор:
до-си (б.7 на I), ре-до (м.7 на II), ми-ре (м.7 на III), фа-ми (б.7 на IV), соль-фа (м.7 на V), ля-соль (м.7 наVI), си-ля (м.7 на VII)

64. Обращения интервалов
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.
Прима обращается в октаву
Секунда обращается в септиму
Терция обращается в сексту
Кварта обращается в квинту
и наоборот:
Квинта — в кварту
Секста — в терцию
Септима — в секунду
Октава — в приму

Изменения вида интервала при обращении:
Большие интервалы обращаются в малые
Малые — в большие
Увеличенные — в уменьшенные
Уменьшенные — в увеличенные
Чистые — в чистые

65. Доминантсептаккорд
Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд — септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается — D7.
Доминантсептаккорд в До мажоре:
соль-си-ре-фа.
Доминантсептаккорд в ля миноре гармоническом:
ми-соль-диез-си-ре
Интервальный состав доминантсептаккорда:
б.3 — м.3 — м.3; между крайними звуками — м.7
или мажорное трезвучие и м.3
Разрешение доминантсептаккорда:
В домажоре D7 соль-си-ре-фа разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой) до-до-до-ми

66.Тональность Ми мажор
Ми мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ми (лад с четырьмя диезами в ключе)
Звуки, из которых состоит Ми мажор
ми — фа-диез — соль-диез — ля — си — до-диез — ре-диез — ми
Ключевые знаки в тональности Ми мажор:
фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейкой, соль-диез выше пятой линейки, ре-диез на четвертой линейке
Гамма Ми мажор и ее ступени
ми(I), фа-диез(II),соль-диез(III), ля(IV), си(V), до-диез(VI), ре-диез(VII), ми(I).
Тоническое трезвучие в Ми мажоре:
ми(I) — соль-диез(III) — си(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в Ми мажоре:
ре-диез(VII) в ми(I), фа-диез(II) в ми(I),фа-диез(II) в соль-диез(III), ля(IV) в соль-диез(III), ля(IV) в си(V), до-диез(VI) в си(V).

67.Тональность до-диез минор
До-диез минор — минорный лад, в котором тоникой является звук до-диез (лад, параллельный Ми мажору), с четырьмя диезами в ключе
Звуки, из которых состоит до-диез минор натуральный:
до-диез — ре-диез — ми — фа-диез — соль-диез — ля — си — до-диез
Гамма до-диез минор гармоническая:
до-диез — ре-диез — ми — фа-диез — соль-диез — ля — си-диез — до-диез
Гамма до-диез минор мелодическая:
до-диез — ре-диез — ми — фа-диез — соль-диез — ля-диез — си-диез — до-диез
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом до-диез миноре:
си-диез(VII) в до-диез(I) ,ре-диез(II) в до-диез(I), ре-диез(II) в ми(III),фа-диез(IV) в ми(III), фа-диез(IV) в соль-диез(V),ля(VI) в соль-диез(V).

68.Тональность Ля-бемоль мажор
Ля-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ля-бемоль (лад с четырьмя бемолями в ключе)
Звуки, из которых состоит Ля-бемоль мажор
ля-бемоль — си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бемоль — фа — соль — ля-бемоль
Ключевые знаки в тональности Ля-бемоль мажор:
си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками, ля-бемоль между второй и третьей линейками, ре-бемоль на четвертой линейке
Гамма Ля-бемоль мажор и ее ступени
ля-бемоль(I), си-бемоль(II), до(III), ре-бемоль(IV), ми-бемоль(V), фа(VI), соль(VII), ля-бемоль(I).
Тоническое трезвучие в Ля-бемоль мажоре:
ля-бемоль(I) — до(III) — ми-бемоль(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в Ля-бемоль мажоре:
соль(VII) в ля-бемоль(I),си-бемоль (II)в ля-бемоль(I),си-бемоль(II)в до(III),ре-бемоль(IV)в до(III),ре-бемоль(IV)в ми-бемоль(V),фа(VI) в ми-бемоль(V).

69.Тональность фа минор
Фа минор — минорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад, параллельный Ля-бемоль мажору), с четырьмя бемолями в ключе
Звуки, из которых состоит фа минор натуральный:
фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бемоль — фа
Гамма фа минор гармоническая:
фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бекар — фа
Гамма фа минор мелодическая:
фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль — до — ре-бекар — ми-бекар — фа
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом фа миноре:
ми-бекар(VII) в фа(I), соль(II)в фа(I), соль(II) в ля-бемоль(III), си-бемоль(IV) в ля-бемоль(III), си-бемоль(IV) в до(V),ре-бемоль(VI) в до(V).

70.Размер 6/8
Размер 6/8 — шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых тактоа по 3/8
Ритмические группы в такте на 6/8
3 восьмые и 3 восьмые
четверть с точкой и четверть с точкой
половинная с точкой
четверть восьмая и четверть восьмая

Схема дирижирования на 6/8
Вниз-вниз-к себе- в сторону-в сторону-вверх

71. Триоли
Триоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две:
четверть делится на три восьмые, восьмая — на три шестнадцатые, половинная — на три четверти

72.Тональность Си мажор
Си мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук си (лад с пятью диезами в ключе)
Звуки, из которых состоит Си мажор
си — до-диез — ре-диез — ми — фа-диез — соль-диез — ля-диез — си
Ключевые знаки в тональности Си мажор:
фа-диез на пятой линейке, до-диез между третьей и четвертой линейкой, соль-диез выше пятой линейки, ре-диез на четвертой линейке,ля-диез между второй и третьей линейками
Гамма Си мажор и ее ступени
си(I), до-диез(II),ре-диез(III), ми(IV), фа-диез(V), соль-диез(VI), ля-диез(VII), си(I).
Тоническое трезвучие в Си мажоре:
си(I) — ре-диез(III) — фа-диез(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в Си мажоре:
ля-диез(VII) в си(I),до-диез(II)в си(I),до-диез(II)в ре-диез(III),ми(IV)в ре-диез(III),ми(IV)в фа-диез(V),соль-диез(VI) в фа-диез(V).

73.Дубль-диез
Дубль-диез — знак, который повышает основную ступень на два полутона (целый тон)
Дубль-диез обозначается буквой x или двумя диезами
до-дубль-диез — клавиша ре
ре-дубль-диез — клавиша ми
фа-дубль-диез — клавиша соль
соль-дубль-диез — клавиша ля
ля-дубль-диез — клавиша си

74.Тональность соль-диез минор
Соль-диез минор — минорный лад, в котором тоникой является звук соль-диез лад, параллельный Си мажору, с пятью диезами в ключе
Звуки, из которых состоит соль-диез минор натуральный:
соль-диез — ля-диез — си — до-диез — ре-диез — ми — фа-диез — соль-диез
Гамма соль-диез минор гармоническая:
соль-диез — ля-диез — си — до-диез — ре-диез — ми — фа-дубль-диез — соль-диез
Гамма соль-диез минор мелодическая:
соль-диез -ля-диез — си — до-диез — ре-диез — ми-диез — фа-дубль-диез — соль-диез
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом соль-диез миноре:
фа-дубль-диез(VII) всоль-диез(I),ля-диез(II)в соль-диез(I),ля-диез(II)в си(III),до-диез(IV)в си(III),до-диез(IV)в ре-диез(V),ми(VI) в ре-диез(V).

75.Тональность Ре-бемоль мажор
Ре-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре-бемоль (лад с пятью бемолями в ключе)
Звуки, из которых состоит Ре-бемоль мажор
ре-бемоль — ми-бемоль — фа — соль-бемоль — ля-бемоль — си-бемоль — до — ре-бемоль
Ключевые знаки в тональности Ре-бемоль мажор:
си-бемоль на третьей линейке, ми-бемоль между четвертой и пятой линейками, ля-бемоль между второй и третьей линейками, ре-бемоль на четвертой линейке, соль-бемоль на второй линейке
Гамма Ре-бемоль мажор и ее ступени
ре-бемоль(I), ми-бемоль(II),фа(III), соль-бемоль(IV), ля-бемоль(V), си-бемоль(VI), до(VII), ре-бемоль(I).
Тоническое трезвучие в Ре-бемоль мажоре:
ре-бемоль(I) — фа(III) — ля-бемоль(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в Ре-бемоль мажоре:
до(VII) в ре-бемоль(I),ми-бемоль (II)в ре-бемоль(I),ми-бемоль(II)в фа(III),соль-бемоль(IV)в фа(III),соль-бемоль(IV)в ля-бемоль(V),си-бемоль(VI) в ля-бемоль(V).

76.Тональность си-бемоль минор
Си-бемоль минор — минорный лад, в котором тоникой является звук си-бемоль, лад, параллельный Ре-бемоль мажору, с пятью бемолями в ключе
Звуки, из которых состоит си-бемоль минор натуральный:
си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бемоль — фа — соль-бемоль — ля-бемоль — си-бемоль
Гамма си-бемоль минор гармоническая:
си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бемоль — фа — соль-бемоль — ля-бекар — си-бемоль
Гамма си-бемоль минор мелодическая:
си-бемоль — до — ре-бемоль — ми-бемоль — фа — соль-бекар — ля-бекар — си-бемоль
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом си-бемоль миноре:
ля-бекар(VII) в си-бемоль(I),до(II)в си-бемоль(I),до(II)в ре-бемоль(III),ми-бемоль(IV)в ре-бемоль(III),ми-бемоль(IV)в фа(V),соль-бемоль(VI) в фа(V).

77.Дубль-бемоль
Дубль-бемоль — знак, который понижает основную ступень на два полутона (целый тон)
Дубль-бемоль обозначается двумя бемолями.
ре-дубль-бемоль — клавиша до
ми-дубль-бемоль — клавиша ре
соль-дубль-бемоль — клавиша фа
ля-дубль-бемоль — клавиша соль
си-дубль-бемоль — клавиша ля

78.Гармонический мажор
Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.
Гамма До мажор гармоническая:
до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-до
Субдоминантовое трезвучие в гармоническом До мажоре
фа-ля-бемоль-до

79.Таблица интервалов в пределах октавы
Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад
Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.
Пример — первая фраза песни в Фа мажоре, а вторая в параллельном ему ре миноре.

81. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ
Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

82. ЛАДОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:
ре-соль в ми-соль, ре-соль в до-соль, си-соль в до-соль, до-ля в до-соль, соль-фа в соль-ми

Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых оба звука неустойчивые :
си-ля в до-соль, ре-си в до-до, ре-си в ми-до, фа-си в ми-до, ля-си в соль-до

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:
фа-соль в ми-до, ре-соль в до-до, си-соль в до-до, соль-фа в до-ми, соль-ре в до-до, соль-си в до-до
При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:ре-ре в до-до нельзя, ре-ре нужно вести в ми-до

83. РАЗРЕШЕНИЕ СУБДОМИНАНТОВОГО И ДОМИНАНТОВОГО ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в до мажоре:
фа-ля-до в ми-соль-до
ля-до-фа в соль-до-ми
до-фа-ля в до-ми-соль

Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в до мажоре:
соль-си-ре в соль-до-ми
си-ре-соль в до-ми-соль
ре-соль-си в ми-соль-до

84. ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:
Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре:
си-ре-фа-ля

Интервальный состав малого вводного септаккорда:
м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре:
соль-диез-си-ре-фа
Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:
м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7
Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре
си-ре-фа-ля разрешается в до-ми-ми-соль

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре
соль-диез-си-ре-фа разрешается в ля-до-до-ми

85. Таблицы мажорных и минорных тональностей
Тональностью называется определенная высота лада.
Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
До мажор — ля минор
Соль мажор — ми минор
Ре мажор — си минор
Ля мажор — фа-диез минор
Ми мажор — до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор — ре-диез минор
До-диез мажор — ля-диез минор

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
Фа мажор — ре минор
Си-бемоль мажор — соль минор
Ми-бемоль мажор — до минор
Ля-бемоль мажор — фа минор
Ре-бемоль мажор — си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор
До-бемоль мажор — ля-бемоль минор

86. Тетрахорды
Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты
Тетрахорды в гамме До мажор:
до-ре-ми-фа — нижний, или первый тетрахорд,
соль-ля-си-до — верхний, или второй тетрахорд

87.Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию
Энгармонически равные мажорные тональности:
Си мажор и До-бемоль мажор
Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
До-диез мажор и Ре -бемоль мажор

Энгармонически равные минорные тональности
соль-диез-минор и ля-бемоль минор
ре-диез минор и ми-бемоль минор
ля-диез минор и си-бемоль минор

88. БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh
Таблица слоговых и буквенных названий

Основные звуки Повышенные на 1/2 тона Пониженные на 1/2 тона

до —с do# — cis dob — ces
ре — d ре#— dis реb— des
ми — e ми# — eis миЬ — es
фа — f фа# — fis фаb — fes
соль — g соль# — gis сольb — ges
ля — a ля# — ais ля b — as
cu — h cu# — his cub — b

Буквенное обозначение мажорных тональностей
до мажор — C-dur фа мажор — F-dur
соль мажор — G-dur сиb мажор — B-dur
ре мажор — D-dur ми b мажор — Es-dur
ля мажор — A-dur ля b мажор — As-dur
ми мажор — E-dur ре b мажор — Des-dur
си мажор — H-dur соль b мажор — Ges-dur
фа # мажор — Fis-dur до b мажор — Ces-dur
до # мажор — Cis-dur
Буквенное обозначение минорных тональностей
ля минор — a-moll ре минор — d-moll
ми минор — e-rnoll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа # минор — fis-moll фа минор — f-moll
до # минор — cis-moll си b минор — b-moll
соль # минор — gis-moll ми b минор — es-moll
ре # минор — dis-moll ля b минор — as-moll
ля # минор — ais-moll

89. Квинтовый круг мажорных тональностей
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам
До мажор вверх- Соль мажор — Ре мажор — Ля мажор — Ми мажор — Си мажор — Фа-диез мажор — До-диез мажор
До мажор вниз — Фа мажор — Си-бемоль мажор — Ми-бемоль мажор — Ля-бемоль мажор — Ре-бемоль мажор — Соль-бемоль мажор -До-бемоль мажор

90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей
До мажор — ля минор
Соль мажор — ми минор
Ре мажор — си минор
Ля мажор — фа-диез минор
Ми мажор — до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор — ре-диез минор
До-диез мажор — ля-диез минор
Фа мажор — ре минор
Си-бемоль мажор — соль минор
Ми-бемоль мажор — до минор
Ля-бемоль мажор — фа минор
Ре-бемоль мажор — си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор
До-бемоль мажор — ля-бемоль минор

91. Одноименные тональности
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень).

Одноименные тональности от звуков на белых клавишах фортепиано:
до мажор — до минор
ре мажор — ре минор
ми мажор — ми минор
фа мажор — фа минор
соль мажор — соль минор
ля мажор — ля минор
си мажор — си минор

Сравнение одноименных гамм:
до мажор III VI VII ступени высокие
до минор III VI VII ступени низкие

Тоническая терция в до миноре:до-ми-бемоль

92. ОБРАЩЕНИЯ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА
Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Основной доминантсептаккорд в до мажоре:
соль-си-ре-фа D7

Первое обращение доминантсептаккорда:
си-ре-фа-соль D56 квинтсекстаккорд

Второе обращение доминантсептаккорда:
ре-фа-соль-си D34терцквартаккорд

Третье обращение доминантсептаккорда:
фа-соль-си-ре D2 секундаккорд

Разрешение основного доминантсептаккорда в до мажоре:
соль-си-ре-фа (D7) в до-до-до-ми (неполное тоническое трезвучие-T53)

Разрешение квинтсекстаккорда в до мажоре:
си-ре-фа-соль (D56) в до-до-ми-соль (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53)

Разрешение терцквартаккорда в до мажоре:
ре-фа-соль-си (D34) в до-ми-соль-до (развернутое тоническое трезвучие -T53)

Разрешение секундаккорда в до мажоре:
фа-соль-си-ре (D2) в ми-соль-до-до (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6)

93. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА ОТ ДАННОГО ЗВУКА
D56 состоит из м.З, м.З и 6.2, нижний звук D56 является VII
ступенью лада.
D34 состоит из мЗ, 6.2 и б.3; нижний звук D34 является
II ступенью лада.
D2 состоит из 6.2, 63 и м.З; нижний звук D2 является
IV ступенью лада.

94. СИНКОПА
Синкопой называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую. Внутритактовая синкопа:
в размере 2/4 восьмая-четверть-в95. КВАРТЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
В гармоническом миноре образуются следующие кварты: чистые кварты — на I, II, III и V ступенях; увеличенные кварты — на IV и VI ступенях; уменьшенная кварта — на VII ступени.

Чистые кварты в гармоническом ля миноре:
ля-ре на I, си-ми на II, до-фа на III, ми-ля на V

Увеличенные кварты в гармоническом ля миноре
ре-соль-диез на IV, фа-си на VI

Уменьшенная кварта в гармоническом ля миноре:
соль-диез-до на VII

96. КВИНТЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ МИНОРЕ
В гармоническом миноре образуются следующие квинты: чистые квинты — на I, IV, V и VI ступенях; уменьшенные квинты — на II и VII ступенях; увеличенная квинта — на III ступени.

Чистые квинты в гармоническом ля миноре:
ля-ми на I, ре-ля на IV, ми-си на V , фа-до на VI

Уменьшенные квинты в гармоническом ля миноре:
си-фа на II, соль-диез-ре на VII

Увеличенная квинта в гармоническом ля миноре:
до-соль-диез на III

97. СОЕДИНЕНИЯ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ
Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах движется плавно, без скачков.
Соединение главных трезвучий в до мажоре.
Начало с тоники в основном виде:

т(до-ми-соль) s64(до-фа-ля) т(до-ми-соль)D6(си-ре-соль) т(до-ми-соль)

Начало с тоники в виде секстаккорда:
т6(ми-соль-до) s(фа-ля-до) т6(ми-соль-до)D64(ре-соль-си) т6(ми-соль-до)

Начало с тоники в виде квартсекстаккорда:

Т64(соль-до-ми) S6(ля-до-фа) T64(соль-до-ми) D (соль-си-ре) Т64(соль-до-ми)

98. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АККОРДОВ ИЗ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ
Последовательностью называется определенный порядок чередования аккордов в ладу.
Последовательность аккордов Т, S в трехголосном изложении
в до мажоре:
т(до-ми-соль) s64(до-фа-ля) т(до-ми-соль),
т6(ми-соль-до) s(фа-ля-до) т6(ми-соль-до),
Т64(соль-до-ми) S6(ля-до-фа) T64(соль-до-ми)

Последовательность аккордов Т, D в трехголосном изложении в до мажоре:
т(до-ми-соль) D6(си-ре-соль) т(до-ми-соль)
т6(ми-соль-до) D64(ре-соль-си) т6(ми-соль-до)
T64(соль-до-ми) D (соль-си-ре) Т64(соль-до-ми)

99. СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЛОДИИ ГЛАВНЫМИ ТРЕЗВУЧИЯМИ
Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом.
Шуман «Смелый наездник» — первый период — ля минор — сопровождение мелодии главными трезвучиями и их обращениями

100. ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА
Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).
Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ля миноре:
фа — соль-диез, соль-диез — фа
Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ля миноре:
до-соль-диез, соль-диез до
Разрешение характерных интервалов в ля миноре:
фа — соль-диез в ми-ля, соль-диез — фа- в ля-ми, до-соль-диез в до-ля, соль-диез- до в ля -до

101. ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).

Таблица энгармонически равных интервалов
1/2 тона—малая секунда(соль-ля-бемоль)=увеличенной приме(соль-соль-диез)

1 тон — большая секунда(фа-диез-соль-диез)=уменьшенной терции(фа-диез-ля-бемоль)

1 1/2 тона — малая терция(соль-си-бемоль)=увеличенной секунде(соль-ля-диез)

2 тона — большая терция(фа-диез-ля-диез)=уменьшенной кварте(фа-диез-си-бемоль)

2 1/2 тона — чистая кварта(до-фа)=увеличенной терции(до-ми-диез)

3 тона — увеличенная кварта(соль-до-диез)=уменьшенной квинте(соль-ре-бемоль)

3 1/2 тона — чистая квинта(ми-си)=уменьшенной сексте(ми-до-бемоль)

4 тона — малая секста(до-ля-бемоль)=увеличенной квинте(до-соль-диез)

4 1/2 тона — большая секста(фа-диез-ре-диез)=уменьшенной септиме(фа-диез-ми-бемоль)

5 тонов — малая септима(до-си-бемоль)=увеличенной сексте(до-ля-диез)

5 1/2 тонов — большая септима(до-си)=уменьшенной октаве(до-до-бемоль)

6 тонов — чистая октава(до-до)=увеличенной септиме(до-си-диез)

102. КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.
Консонирующие интервалы
Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы:
Чистая прима Большая терция
Чистая октава Малая терция
Чистая квинта Большая секста
Чистая кварта Малая секста

Диссонирующие интервалы:
Большая и малая секунды
Большая и малая септимы
Тритоны

Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.

103. СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Составные интервалы — интервалы шире октавы.
Нона —девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+ секунда:
до1- ре2

Децима — десятая ступень—обозначается цифрой 10=октава+ терция:
до1- ми2

Ундецима — одиннадцатая ступень—обозначается цифрой 11=октава+кварта:
до1- фа2

Дуодецима—двенадцатая ступень—обозначается цифрой 12=октава+квинта:
до1-соль2

Терцдецима — тринадцатая ступень — обозначается цифрой 13=октава+секста:

Квартдецима — четырнадцатая ступень — обозначается цифрой 14=октава +септима:

Квинтдецима — пятнадцатая ступень — обозначается цифрой 15=октава+октава:

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ И ТРИТОНЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ
МАЖОРЕ
Характерными интервалами гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона). _
Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом
до мажоре:
ля-бемоль-си, си-ля-бемоль

Тритоны в гармоническом до мажоре:
фа-си,ля-бемоль-ре, си-фа, ре-ля-бемоль

Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом до мажоре:
ля-бемоль-ми, ми-ля-бемоль

105. СЕКВЕНЦИИ
Секвенцией называется повторение какого-либо мелодического и гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секвенции бывают восходящие и нисходящие

Источник

Оцените статью