- Джазовые аккорды, цифровка
- Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
- Цифровка
- Обозначения возле основной буквы
- Обозначения без дополнительных уточнений
- Трезвучия
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Другие аккорды:
- Обращения
- Уроки джаза >О джазовых «хендриксовских» аккордах
- Джазовые «хендриксовские» аккорды
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 1
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 2
- Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 3
- Обозначения
- Обозначения
- Интервалы
- Обозначения аккордовых тонов.
- Трезвучия
- Септаккорды и секстаккорды
Джазовые аккорды, цифровка
Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:
- C-до
- D-ре
- E-ми
- F-фа
- G-соль
- A-ля
- B-си
Эти обозначения следует сразу запомнить!
Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.
Цифровка
В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.
В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)
Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.
Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.
- M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
- m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
- °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
- Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
- aug — увеличенный
- 7, х — малый мажорный (доминантовый)
- add — добавленная ступень
- sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
- omit — пропуск ступени
- — , ♭- понижение ступени аккорда
- +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)
Обозначения возле основной буквы
Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.
Обозначения без дополнительных уточнений
Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Трезвучия
- C — мажорное трезвучие
- Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
- Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
- С+, Caug — увеличенное трезвучие
Септаккорды
Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:
- Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
- Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
- Малый мажорный — C7
- Малый минорный — Cm7
- Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
- Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
- Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
- *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
- *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5
Нонаккорды
Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.
- C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
- С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
- CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
- Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
- C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона
Другие аккорды:
- C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
- Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
- С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
- Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
- Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
- C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты
Обращения
- C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
- Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
- C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»
С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.
Источник
Уроки джаза >О джазовых «хендриксовских» аккордах
Думаю, среди гитаристов найдется немало поклонников великого Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), творчество которого вдохновляло и до сих пор продолжает вдохновлять музыкантов, играющих во всех стилях. Джазовые гитаристы — не исключение.
Хендрикса по праву называют одним из лучших импровизаторов в роке. Но помимо этого он оставил свой неизгладимый след и в сфере гармоний. Существует даже аккорд, носящий его имя.
Аккорд E7#9, встречающийся в композиции «Purple Haze», — очень важный компонент стиля Хендрикса. Неспроста многие называют его «хендриксовским» аккордом!
Сегодня мы поговорим о том, как этот аккорд можно применять в джазовом контексте. При этом мы будем слегка менять его форму, чтобы сделать его звучание еще более джазовым.
Джазовые «хендриксовские» аккорды
Вот четыре аппликатуры, с которыми вы сегодня познакомитесь.
- Первая — это «хендриксовский» аккорд E7#9 в классическом виде, а остальные три — это его джазовые вариации. Первая джазовая аппликатура характеризуется отсутствием тоники.
- Вторая также не содержит в себе тонику, помимо этого добавляя пятую ступень на первой струне. Таким образом мы получаем аккорд из четырех нот без тоники.
- Третья аппликатура включает в себя ноту b13, поэтому аккорд принимает форму E7#9b13. Тоника здесь также отсутствует.
Сначала потренируйте все эти аппликатуры, пусть ваши пальцы привыкнут к ним. Только после этого есть смысл переходить к практическим упражнениям, описанным ниже.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 1
Вы познакомились с аппликатурами этого аккорда, теперь дело за малым — научиться применять его на практике. Я привел три примера минорной аккордовой прогрессии ii-V-I, в каждом из которых «хендриксовский» аккорд используется для обрисовки аккорда V7alt.
Первый пример — это стандартный аккордовый рифф, основанный на аккордах 7#9 (без тоники) и 7b9. Они построены на базе классической аппликатуры «хендриксовского» аккорда.
На фоне Am7 мы играем аппликатуру аккорда AmMaj7 (ноты G#-C-E). Этот ход очень распространен в джазе.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 2
В следующем примере мы добавляем четырехнотные аппликатуры с пятой ступенью к той же самой прогрессии. При этом мы играем распространенный джазовый ритм, чтобы изменения звучали еще естественнее.
Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 3
И в заключение предлагаю вам интересный рисунок для аккомпанемента, который объединяет четырехнотный 7#9b13 и аккорд 7#9. Это придает фразе особую гибкость при переходе от V7alt к Im7 в данной прогрессии (ii-V-I минор).
Разобравшись с этими примерами, попробуйте придумать собственные фразы и ходы с использованием «хендриксовского» аккорда и его вариаций.
Также советую вам поиграть аккомпанемент к своей любимой джазовой композиции, вставляя при этом «хендриксовский» аккорд и его вариации каждый раз, когда вам встречается аккорд V7. Так вы научитесь применять его в импровизациях и в студии.
Вам понравились джазовые «хендриксовкие» аккорды? А может, у вас появились вопросы? Тогда оставляйте свои комментарии под статьей! А всем новичкам, кто попал на Гитаршколу впервые, я рекомендую подписаться на ежедневную рассылку уроков гитары.
Источник
Обозначения
Совсем коротко, чтобы не растягивать эту и без того «унылую» тему на длительные рассуждения, давайте пробежимся по основным обозначениям. Тем более, что очень подробно разобрать и качественно проработать все необходимые музыкальные знания вы можете здесь.
В тексте школы вы встретите несколько англоязычных слов, которым я не смог найти достойного перевода без искажения смысла. Некоторые термины достаточно новы и в русском языке нет ёмкого слова достоверно передающего подлинный смысл, поэтому я решил оставить как есть. Если вы опытный музыкант и у вас есть идеи как можно заменить эти англоязычные термины русскими словами – поделитесь пожалуйста со мной.
Обозначения
Давайте договоримся, для удобства и эффективности общения, ноты я буду записывать так:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Аккордовые обозначения будут заглавными английскими буквами C D E F G A B.
В джазовой среде не пользуются классическими обозначениями H и B, как Си и Си-бемоль. Ровно как и другими, типа: Fis, Des, moll, dur и т.п. Если нам нужна нота Си – мы используем букву B. Если нужна Си-бемоль, тогда просто добавляем бемоль – Bb.
Важно отметить, что иногда теоретически верно будет использовать ноты Фа-бемоль, Ми-диез или Ля-дубль диез. Но это совершенно неудобно для прочтения, поэтому есть устоявшийся набор наиболее употребляемых нот, аккордов и тональностей, даже если это не очень верно с точки зрения гармонии. Например, навряд ли в джазовой музыке вы встретите тональности Си-диез мажор, вместо нее гораздо логичнее использовать До мажор. Кстати говоря Прокофьев делал тоже самое😉
Другое важное замечание, которое нужно сделать, касается параллельных гамм. В классической школе параллельными гаммами называются гаммы с одинаковым звуковым набором, но с разными тональными центрами. Как например До мажорная гамма и Ля минорная гамма. Звуки те же, но центры отстоят друг от друга на малую терцию.
В джазовом образовании на американском континенте параллельными называются гаммы от одной ноты, но с разным звуковым составом, как например До мажор и До минор.
На это есть очень веские причины, но к сожалению, в силу наших реалий я не пытаюсь идти против общественности. Подавляющее большинство музыкантов-соотечественников будет называть такие гаммы одноименными. Связанно это в первую очередь с привилегированностью классического образования, и раз большинство привыкли говорить и думать таким образом, не вижу смысла пытаться это изменить. Но когда мы дойдем до модальной музыки, я дам более подробное объяснение.
Интервалы
Здесь нет ничего необычного, интервалы обозначаются и называются так как нас учили в школе.
Обозначения аккордовых тонов.
Чтобы раз и навсегда положить конец непорядкам в номенклатуре, давайте посмотрим, что обозначают все эти циферки:
- 1 = тоника аккорда
- 2 = большая секунда поверх тоники
- b3 = малая терция поверх тоники аккорда
- 3 = большая терция поверх тоники аккорда
- 4 = чистая кварта поверх тоники аккорда
- b5 = уменьшенная квинта поверх тоники аккорда
- 5 = чистая квинта поверх тоники аккорда
- #5 = увеличенная квинта поверх тоники аккорда
- 6 = большая секста поверх тоники аккорда
- o7 = уменьшенная септима (=большая секста) поверх тоники аккорда
- b7 = малая септима поверх тоники аккорда
- 7 = большая септима поверх тоники аккорда
Трезвучия
Здесь тоже всё достаточно просто. У нас есть 4 вида трезвучий: мажорное, минорное уменьшенное, увеличенное. Где:
- Буква обозначает тонику аккорда
- Буква сама по себе обозначает мажорное трезвучие (C: 1,3,5)
- Буква со знаком «-» или маленькой буковой «m» обозначает минорное трезвучие (Cm: 1,b3,5)
- Буква со знаком «o» обозначает уменьшенное трезвучие (Co: 1,b3,b5)
- Буква со знаком «+» обозначает увеличенное трезвучие (C+: 1,3,#5)
Время идет, и от классической трактовки аккордов, как созвучий из 3-х и более звуков, расположенных по терциям, приходится отказываться или делать сноски. Как например, аккорды с задержанием, или в простонародье, «сус-аккорды».
Получаются они путем взятия большой секунды по отношению к тонике вместо терции, так образуется sus2 (Csus2: 1,2,5); или чистой кварты вместо терции, так получается sus4 (Csus4: 1,4,5).
Если во времена Баха или Моцарта это были сугубо проходящие созвучия, получающиеся «случайным» образом, то в современном мире это самостоятельные аккорды со своим особым шармом.
Септаккорды и секстаккорды
С септаккордами придется побыть чуть подольше. Всё-таки это основные аккорды в джазовой музыке и имеет смысл разбираться в них досконально.
Здесь мне кажется проще зайти со стороны того, что обозначает каждый значок.
- Maj7 добавляет к трезвучию большую септиму. Соответственно, если трезвучие мажорное, то мы получаем Большой Мажорный Септаккорд (Cmaj7: 1,3,5,7). Если трезвучие минорное, то получим Большой Минорный Септаккорд (C-maj7: 1,b3,5,7). Далее по аналогии Comaj7: 1,b3,b5,7 и C+maj7: 1,3,#5,7. Хотя надо сказать что в музыкальной среде не принято говорить: «Большой Уменьшенный Септаккорд» или «Большой Увеличенный Септаккорд», но по логике всё получается достойно.
- 7 – простая цифра семь справа от обозначения трезвучия обозначает добавление малой септимы к трезвучию. C7 – будет обозначать мажорное трезвучие с малой септимой, что логично называть Малым Мажорным Септаккордом, но у него есть и другие названия: «доминантовый», «доминантсептаккорд». Об этом чуть позднее. Аналогично, если к минорному трезвучию добавить цифру «7», то получим Малый Минорный Септаккорд (Cm7).
- Непростые вариации составляют так называемые Малые Вводные Аккорды. По своей природе это уменьшенное трезвучие с добавленной малой септимой и должно оно по логике обозначаться вот так: Co7, но не тут-то было! Ога, думали, все просто? «Джазовики» всё путают специально, чтобы никто не мог подобраться к их тайному знанию :D. На самом деле обозначения инертны и никто их особо не систематизировал, просто они так сложились и Co7 обозначает Уменьшенный Септаккорд, тот самый в котором все терции малые (Co7: 1,b3,b5,o7). А чтобы получить Малый Вводный Септаккорд, нужно написать Cm7b5: 1,b3,b5,b Разница в септиме, она либо уменьшенная, либо малая.
- Пара слов про sus-аккорды. Все также, как описано выше, только в другом порядке. Если приписать к sus-аккорду «Maj7», то получим сус-аккорд с большой септимой: Cmaj7sus2: 1,2,5,7; Cmaj7sus4: 1,4,5,7. А если добавить «7», то получим сус-аккорд с малой септимой: C7sus2: 1,2,5,b7; C7sus4: 1,4,5,b7
- Теперь когда дело дошло до септаккордов, появляется гораздо больше возможностей для альтераций ступеней. Так мы можем получить достаточно распространенные аккорды C7b5: 1,3,b5,b7 и C+7: 1,3,#5,b Соответственно, это Малый Мажорный Септаккорд с пониженной квинтой (низкой) и Малый Увеличенный Септаккорд (увеличенное трезвучие с малой септимой)
- Вы часто будете встречать т.к. называемые «секстаккорды». Но есть нюанс! В классической гармонии секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В джазовой гармонии это трезвучие с большой секстой. Например, C6: 1,3,5,6 или C-6: 1,b3,5,6. При чем акцентирую ваше внимание, секста всегда большая!
Вот в принципе и всё. Если вам это пока трудно, то ничего страшного с практикой станет более понятно. Но если вам совсем трудно и ничего не понятно – тогда вам сюда.
Далее мы поговорим о так называемых звуках Tensions («Теншионс» — Растяжение, Напряжение, Расширение аккорда)
Источник