Как построить гитарный аккорд

Как строить аккорды на гитаре? Пошаговое обучение

Как строить аккорды на гитаре? Пошаговое обучение

Почти все гитаристы с определённым опытом игры знают как строить аккорд F с баррэ. Все умеют зажимать аккорд Hm. Многие знают как построить F# или F#m. Многие помнят как строить аккорды B или Bb. Но как только дело касается песен с реже используемыми тональностями, сразу начинают возникать вопросы. Как построить аккорд D#? Как сыграть G#m, C# или Bbm? Многие сразу начинают проверять в интернете, кого то спрашивать или вообще пытаются найти данную песню в более лёгком варианте, с аккордами попроще. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что на “джемах” гитаристов, ребята которые вроде-бы неплохо играют начинают путаться, когда видят аккорды в незнакомых им тональностях.В этом посте я объясню, как можно легко и просто, раз и навсегда запомнить формулы построения аккордовых форм.

*ПРИМЕЧАНИЕ: В данной статье, ноту Си, я буду обозначать буквой “В“, а не буквой “H“, так-как буду рассматривать наиболее новую и более распространённую систему записи аккордов. В старой (советской) системе, Си обозначалось как H, а Си бемоль – как В. На сегодняшний день в большинстве стран мира, ноту Си обозначают ,буквой B, а Си бемоль – Bb.

А теперь посмотрите в таблицу, которая была приведена выше:
Буква С это и есть – До.

Читайте также:  Бас гитара лид гитара

У аккорда G например, бас играется на шестой струне:

А это нота Соль, которая в буквенном обозначении называется G.

Одну из тем я специально посвящу тому, как легко и просто находить любые ноты на гитаре, но для понимания материала данного поста ноты знать вовсе не обязательно.

Ну, а теперь, давайте выясним, что означает маленькая буква “m“, которую часто пишут рядом с латинскими буквами при обозначении аккордов, (пример – аккорд Am).
Всё очень просто. Буква m означает “минор”. Это понятие в музыке означает “грустный”, “имеющий определённую унылость в звучании”. Ну а антоним “мажор” в музыке означает “весёлый”, “имеющий бодрое звучание”. В принципе сами слова “минор” и “мажор” произошли от понятия “большой” и “маленький”, но это касается лишь структуры построения самого аккорда.Запомните главное: если рядом с названием аккорда стоит маленькая буква “m“, по звучанию аккорд будет казаться грустным, а аккорд без буквы “m” наоборот, будет придавать бодрое и весёлое настроение вашему слуху.
Например, давайте послушаем аккорд G, а затем Gm:

А теперь и C и Сm:

Услышали разницу?
Ну, надеюсь вы это поняли.

А теперь давайте выясним, что означают значки “#” и “b“, которые зачастую пишут рядом с названиями аккордов (пример – аккорд F#)?
Значок “#” означает “диез“, и подразумевает ПОВЫШЕНИЕ ноты (или аккорда) на полтона (на один лад гитары вверх).
Например аккорд F# это аккорд F повышенный на полтона (на гитаре нужно просто взять аккорд F и передвинуть его с первого лада на второй – движение по ладам от начала грифа и есть повышение).

Значёк-же “b” означает обратное действие – “бемоль” – ПОНИЖЕНИЕ ноты или аккорда на полтона.
Для примера давайте рассмотрим аккорд Вbm:

В принципе, этот аккорд можно рассмотреть как аккорд Bm, пониженный на полтона:

Обратите внимание на то, что вначале пишут значок диеза или бемоля, а потом уже букву m, если аккорд минорный.
Многие путают Диез с Мажором, а Бемоль с Минором. Не путайте, это совсем разные вещи.

Итак, по тому-же принципу можно работать с любым аккордом, повышая или понижая его на полтона.

Сейчас опишу все детально и подробно. Эти вещи должен знать каждый музыкант, да и вообще, каждый человек!

Многие люди думают что в музыке семь нот, но на самом деле это не так. В привычной нам ладовой системе ДВЕНАДЦАТЬ НОТ, а не семь. Просто так получилось, что семь основных нот имеют свои названия, а пять остальных – не совсем. Они являются как-бы “промежуточными” звеньями между “основными”, знакомыми всем семью нотами. Семь основных нот – это конечно-же всем известные ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. А пять “промежуточных” нот это и есть диезы и бемоли, про которые мы только-что говорили и расположены они как-бы между основными нотами.

Для того, чтобы вам было всё абсолютно ясно и понятно, мы сначала рассмотрим клавиши фортепиано, а затем перенесём всё это на гитарный гриф. Если вы поймёте этот материал, у вас отпадут многие вопросы относительно теории музыки.

Итак, клавиатуру фортепиано можно условно разделить на несколько “секций” так, что первая нота каждой секции До, а последняя Си.

В принципе мы получаем то, что в каждой секции у нас семь белых клавиш – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ, и порядок этот постоянно повторяется.

Запомните, каждая такая секция называется “октава”. Одноимённые ноты постоянно повторяются но становятся выше на октаву.

Так как работать мы будем с аккордами, давайте сразу заменим названия нот буквами (помните нашу таблицу?)

Итак, каждая наша секция (октава), теперь будет выглядеть следующим образом:

А теперь обратите внимание на то, что в каждой октаве есть лишь пять чёрных клавиш.
Как мы уже говорили – это диезные/бемольные ноты, и находятся как-бы между основными! Для того, чтобы они получили правильные названия мы используем расстояния между нотами.
Запомните, на фортепьяно расстояние между двумя ЛЮБЫМИ клавишами расположенными непосредственно одна рядом с другой называется – “полтона”. Например расстояние между нотой С и чёрной клавишей, находящейся справа от неё – “полутон” (полтона):

Двигаясь слева направо звук всегда повышается, а справа налево понижается. То есть, если я играю ноту С, а затем чёрную клавишу, находящуюся справа от неё, я повышаю ноту С на полтона, ну а повышение на полтона и есть “Диез“, как мы уже говорили.
Значит эта чёрная клавиша будет называться “С-диез” (До диез), и обозначаться С# (помните наш значок?)

Мы просто берём ноту от которой мы начали движение (в данном случае – С) и производим действие (в данном случае повышение на пол-тона =диез).

С другой стороны, мы можем взять ноту D, (она находится справа от этой же чёрной клавиши), и понизив её на полтона получить ту-же самую чёрную клавишу, но только в данном случае мы назовём её не C-диез, а D-бемоль (Ре Бемоль), так как движемся от ноты D и ПОНИЖАЕМ, а не повышаем звук на полтона, ну а понижение на полтона есть бемоль.

Итак мы получили ноту D бемоль, обозначаем её Db (b – это значок бемоля, как было отмечено выше).
Так как же правильно? C# или Db? И так и так правильно, всё зависит от ноты, от которой вы начинаете движение. Двигаясь от C вверх, получаем C#, Двигаясь от D вниз получаем Db. Надеюсь вы это поняли.

Итак, соответственно всему вышеизложенному получаем:

А теперь, внимание! Между нотами E и F, а так же между нотами B и C нет чёрных клавиш.
Это значит, что повышая ноту E на полтона, мы сразу получим F. То есть Е-диеза, впрочем как и F-бемоля у нас не будет. Точно так же дела обстоят с нотами B и C.
Итак, запомните эти две пары: E F и B C. Расстояние между ними всегда полтона.

И ещё один момент: Хотя черные клавиши и считаются как бы “промежуточными”, они абсолютно равноправные члены “нотного сообщества”, являются такими же независимыми и важными как и белые клавиши и без них мы никогда не сможем в полной мере использовать все тональности музыкальной гармонии. Всё как в жизни)))

Ну что же, а теперь давайте перенесёмся на гитарный гриф.
Всё что вам важно знать, так это то, что движение на гитаре происходит также как и на фортепиано. При рассмотрении аккордовых форм, мы будем использовать буквы лишь на пятой и шестой струне, так как это басы аккордов, поэтому, давайте вначале рассмотрим шестую (самую басовую) струну.
Запомните: шестая открытая струна называется Е.

Отсюда мы будем начинать движение вверх. Ну а движение вверх по ладам гитары – есть движение по полутонам.
Каждый лад гитары это полтона, всё точно как на фортепиано.
Значит, поднимаясь от ноты Е (шестой открытой струны) вверх на полтона мы сразу получим ноту F.

Помните нашу клавиатуру? Между E и F нет чёрной клавиши.

А теперь поднимемся ещё на полтона. Получаем F#

Ещё на полтона – G

И так далее.
Если мы возьмём ноту А и вернёмся обратно на полтона вниз, получим Аь (Помните? Это та-же нота, что и G#, но понижая говорим – бемоль):

Ещё на полтона вниз, вернёмся к G, ещё ниже – Gb, Затем F, ну, а затем возвращаемся к открытой струне Е.

Вот обозначения всех нот на шестой струне гитары, до двенадцатого лада:

Точно так-же, для построения аккордов, необходимо понимать принцип движения по пятой струне.
Пятая открытая струна это А.
Соответственно тому же принципу:

А теперь о самом главном! КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ АККОРДЫ?
Если вы поняли суть вышеизложенного материала, то остальное дело техники.
Запомните: Есть четыре самых удобных формы построения аккордов на гитаре (аккордов основных трезвучий – без семёрок, двоек и т.п.) Они наиболее универсальны, с ними играется наибольшее количество песен, с ними мы и будем работать.

Эти формы: Аm, A, Em, E. Две формы мажорные и две минорные. Помните? Аккорд с “m” будет звучать грустно, а без “m” – бодро.

Передвигая эти аккорды вверх по ладам и зажимая первым пальцем баррэ, как бы фиксируя открытые струны мы можем получить любой другой базовый аккорд! Например:

Обратите внимание, у двух из четырёх форм (Am и А) в басу играется пятая струна.
Двигаться будем по ней.
Пятая открытая струна это А, как мы уже говорили (отсюда-же и названия-A, Am).
У двух других форм (Em и E) в басу играется шестая струна, ну а она соответственно E. При работе с двумя формами (E и Em) двигаться будем по шестой струне.

Итак, давайте возьмём первую базовую форму Аm.

По принципу повышения на полтона я могу повысить не только ноту, но и целый аккорд. Возьмём Am и передвинем его на полтона вверх:

Но это ещё не совсем полноценное повышение. Обязательно, для того, чтобы повысить все ноты аккорда, мы должны зажать первым пальцем (баррэ) открытые струны, ведь, согласитесь, открытые струны – это тоже ноты аккорда, и их нам также необходимо повысить.
При этом, мы как бы меняем пальцы левой руки, играя форму Am средним пальцем, безымянным и мизинцем, а указательным зажимая баррэ:

Так как же называется это аккорд? Конечно-же A#m.
Очень просто, взяли Am, повысили на полтона, вот и получили А#m. (На языке нот можно назвать этот аккорд – аккордом Ля диез минор, так, как Ля = А, диез = #, а минор = m).
Обратите внимание на то, что буковка m сохраняется, так как это минорная форма аккорда.
Так как бас аккорда Am находился на пятой струне, при смене аккорда на А#m, шестую струну можно вообще не зажимать, ставить баррэ лишь на пять струн (можно конечно и зажимать, но в любом случае лучше не задевать потом шестую при игре правой рукой).

А теперь пойдём дальше. Давайте поднимем аккорд A#m ещё на полтона. Что получим? Конечно Bm

Ну, а затем сразу Сm

Помните? Между нотами B и C нет диеза.

Затем получим С#m

Да, да, это альтернативный способ игры аккорда Dm, так тоже можно.

А теперь я буду возвращаться назад, используя бемоли.





То же самое мы можем проделать и с аккордом А:







И так далее.

Обратно соответственно бемоли:
D Db C B Bb A
Обратите внимание, что именно из за этого некоторые аккорды могут иметь два названия. Например C# и Db – это тот же самый аккорд.

Итак, теперь давайте рассмотрим две оставшиеся формы: Еm и Е
Всё абсолютно точно так же. Так как в басу у этих аккордов играется шестая струна, то в данном случае мы будем зажимать баррэ на всех шести струнах, повышая аккорды:




И так далее. Обратно соответственно бемоли.

И напоследок фома Е:




И т.д. Обратно – бемоли.

Итак, зная этот процесс вы можете находить любой мажорный или минорный базовый аккорд, а согласитесь, именно с этими аккордами играется наибольшее количество песен.
Для практики дам ещё один совет: Если, например, мне нужно построить аккорд C#m, я сначала должен решить какую форму мне нужно использовать: Аm, A, Em или Е?
Ну, конечно-же возьму минорную форму – либо Am, либо Em, так как аккорд C#m минорный. В принципе двигаясь от любой из этих двух форм, я могу получить аккорд C#m, но лучше брать форму, от которой нужный аккорд будет расположен не так далеко.
Наш порядок – A B C D E F G.
Мне нужно получить C#m, а откуда расстояние до него меньше? От Аm или от Еm? Ну конечно от Аm. При движении от Еm мне нужно будет пройти намного больше аккордов: Em Fm F#m Gm G#m Am A#m Bm Cm C#m – баррэ будет аж на девятом ладу, а при движении от Аm нужно пройти лишь Am A#m Bm Cm C#m. Итак, берём минорную форму Am, передвигаем на четыре лада вверх. Получаем С#m:

Надеюсь вы поняли этот материал. Итак, обязательно попрактикуйтесь и попробуйте строить разные аккорды. Если что-то не получается, пишите в комментариях, я постараюсь ответить.
Кстати, построение не только базовых, но также и других аккордов, (с добавочными ступенями: Семёрки, девятки, sus2, sus4 и т.д.) тоже можно строить по такому-же принципу, достаточно знать форму аккорда в первой позиции, и можно двигать его куда захотите. Однако, я предпочёл бы уделить построению аккордов с добавочными ступенями, другую, отдельную главу. Такие аккорды лучше строить по нотам, а не по формам.
Ну, что же, надеюсь, что данная статья вам помогла, и была для вас интересной.
Если статья была для вас полезной, ставьте лайк и перешлите вашим друзьям, пусть и они об этом узнают.

Источник

Оцените статью