Как построить квартсекстаккорд от ноты

Презентация «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада».

Презентация к уроку сольфеджио «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов.Схематическое обозначение и построение секстаккордов и квартсекстаккордов вверх и вниз вне лада. Примеры построения аккордов. Описание слайда: секстаккорд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Данная презентация будет способствовать качественному усвоению материала.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_postroenie_sekstakkordov_i_kvartsekstakkordov_vne_lada.pptx 633.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентацию составила преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств» Наталья Николаевна Грязова г. Нефтеюганск

Секстакко́рд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название. Он может быть мажорным, или минорным. Мажорный секстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением числа 6 (Б6). Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала внизу малая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : Б6 Б6 = м.3 + ч.4 ч.4 м.3

Минорный секстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением числа 6 ( М6). Для построения минорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : М.6 М 6 = б.3 + ч.4 ч.4 б .3

Например, построить мажорный секстаккорд от «до » вверх, то отложим от этой ноты сначала малую терцию « до-ми — бемоль», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми — бемоль» — « ми- бемоль — ля — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ – бемоль – ЛЯ – бемоль: = +

Например, построить минорный секстаккорд от «до » вверх , то отложим от этой ноты сначала большую терцию « до-ми», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми» — « ми — ля». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ, ЛЯ: = +

Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и малая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный секстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим малую терцию от «соль» — «соль — ми». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Для построения минорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается большая терция. Например , построить минорный секстаккорд от «до» вниз , то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим большую терцию от «соль» — «соль – ми — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Квартсекстаккорд может быть мажорным, или минорным. Мажорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 6 и 4 (Б6/4). Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается большая терция: = ч.4 + б.3 б.3 ч.4

= ч.4 + м.3 Минорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением чисел 6 и 4 (М6/4 ). Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов : чистая кварта и малая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается малая терция: м.3 ч.4

Например, построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим большую терцию от «фа» — «фа – ля». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ : = +

Например, построить минорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим малую терцию от «фа» — «фа – ля – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ – бемоль: = +

Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до – ля – бемоль», потом вниз добавим чистую кварту от «ля – бемоль» — «ля – бемоль – ми – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ – бемоль – МИ – бемоль: = +

Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала вверху малая терция, а под ней подстраивается чистая кварта. Например , построить минорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала малую терцию «до – ля», потом вниз добавим чистую кварту от « ля» — « ля – ми». Минорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ, МИ: = +

Задание: 1.Постройте мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды вверх и вниз от звуков РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ,СИ. Образец: 2. Мажорные квартсекстаккорды соедините стрелочками, а минорные подпишите: 3. Найдите 5 ошибок в построении аккордов и исправьте их: 4.Выучить наизусть « Э стонскую народную песню»:

Источник

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

Так строятся и записываются кварты

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

Формула построения секстаккордов

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Как называются обращения трезвучий?

Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Разные трезвучия дают разные обращения

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Источник

Читайте также:  Чехол для укулеле концерт утепленный
Оцените статью