Как построить мажорную гамму от ноты си бемоль
Уфа, Степана Кувыкина, 17
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.
Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.
Тональность.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:
C бемоль мажор
Ответ:
C мажор
Ответ:
E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Источник
Сольфеджио: мажорные гаммы и интервалы
Из прошлого урока вы уже узнали о мажорных гаммах До, Соль и Фа. Вы также уже знаете, что все мажорные гаммы строятся по принципу: два тона – полутон, три тона – полутон. Поэтому, немного потренировавшись, вы сможете построить мажорные гаммы буквально от любой клавиши. В них будут встречаться диезы и бемоли, причем появление этих знаков возникает по строго определенным правилам.
На этом уроке речь пойдет о мажорных гаммах, в которых постепенно – по одному – прибавляются диезы. В ре мажоре мы должны будем применить два диеза (фа и до диезы), в ля мажоре – три диеза (фа, до, соль), в ми мажоре – четыре диеза (фа, до, соль, ре), в си мажоре их будет пять (фа, до, соль, ре, ля).
Попробуйте подобрать гаммы на клавиатуре. Для того, чтобы научиться играть гаммы быстро, надо освоить незаметное подкладывание первого пальца после трех клавиш, или перекладывание кисти в левой руке после того, как все пять пальцев уже нажали свои клавиши. Пусть Вам это движение покажет кто-то из старших товарищей. Можете посмотреть аппликатурные схемы гамм в «Школе игры на фортепиано» Николаева. Но не забывайте, что при игре рука должна быть мягкой и свободной.
В каждой тональности есть устойчивые и неустойчивые звуки. К устойчивым относятся I, III и V ступени, их одновременно звучание образует тоническое трезвучие.
Среди наиболее популярных мелодических мотивов – поступенное движение, опевание и скачки. Опевание – это красивый мелодический ход, представляющий собой окружение устойчивой ступени двумя неустойчивыми, прилегающими к ней сверху и снизу. Примером может быть начало английской песни:
Тональности с еще большим количеством знаков встречаются редко даже в профессиональной музыке, так что любителям они, скорее всего, не обязательны. Но из любви к музыкальной науке можно выучить скороговорку «фа, до, соль, ре, ля, ми, си» — это порядок постепенного прибавления диезов. Любопытно, что та же скороговорка, прочитанная в обратном порядке – «си, ми, ля, ре,фоль, до, фа» – покажет начинающему музыканту порядок прибавления бемолей.
И еще одно наблюдение. Диезы, так же, как и бемоли, прибавляются по квинтам. В самом деле, от ноты «до» до ноты «соль» – квинта (+1 диез), от «соль» до «ре» – квинта (еще +1 диез), и т.д. Аналогичная картина возникнет с бемолями: от ноты «до» до ноты «фа» – квинта, только вниз. От «фа» до «си-бемоль» (в си-бемоль мажоре 2 бемоля) – тоже квинта и т.д.
В результате, создается квинтовый круг тональностей. Музыканты рисуют красивую схему. До 6 знаков прибавляется в каждую сторону – и в сторону бемолей, и в сторону диезов. А потом квинтовый круг замыкается: фа-диез совпадает с соль-бемолем, до –диез с ре-бемолем, и так далее.
Перейдем к интервалам. Интервалами называют расстояние между нотами, и определяют его по количеству полутонов и ступеней: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Подсчитать количество ступеней и тонов и построить интервал сравнительно несложно.
Сложнее разобраться с и выразительными характеристиками.
Интервалы бывают гармонические (когда два звука нажимаются одновременно) и мелодические (два звука образуют мотив, исполняются по очереди друг за другом).
Если нужно научиться определять на слух гармонические интервалы, их можно разделить по двум принципам. 1 принцип – по окраске: резкие (диссонансы), мягкие (несовершенные консонансы) и пустые (совершенные консонансы). 2 принцип – это расстояние между звуками, тесные (от примы до кварты) и широкие (от квинты до октавы). Таким образом, если вам кто-то из друзей сыграет одновременно два звука, расположенных близко друг к другу и звучащих мягко, Вы отгадаете, что это терция. Два звука, звучащих резко и при этом занимающих большое пространство, образуют септиму. Звуки «пустых» интервалов хорошо сливаются друг с другом – это прима, октава, квинта, кварта.
Для того, чтобы научиться определять интервалы в последовательном звучании (мелодические), к каждому из них подбирают подходящую мелодию. Например, мелодия песни «В лесу родилась елочка» начинается с большой сексты. В кварты начинаются марши, гимны, в том числе начало мелодии Государственного гимна – это именно кварта. С такими ассоциациями вы настолько хорошо запомните интервалы, что их трудно будет перепутать.
На следующем уроке перейдем к изучению основ записи и чтения нотного текста.
Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
didi79
Я Леди.
Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы
ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.
В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.
Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.
Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.
В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон
Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.
Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:
Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:
До мажор
Ре мажор
Ми мажор
Фа мажор
Соль мажор
Ля мажор
Си мажор
Ре-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор
Фа-диез мажор
Ля-бемоль мажор
Си-бемоль мажор
Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)
Источник