- Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности
- Гамма Ми-Минор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
- Состав и ступени гаммы ми-минор
- Как построить гамму ми-минор
- Устойчивые ступени гаммы ми-минор
- Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе
- Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор
- Схема построения
- Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)
- Похожие статьи
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
- Как построить минорную гамму от ноты ми
- 2.2 Аппликатуры гаммы в две октавы
- Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
- Минорные гаммы
- Существует три вида минора:
- Параллельные тональности
- Напомню технику игры гамм:
Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности
Здравствуйте, дорогие посетители сайта gorstorehov.com. Это вторая статья о гаммах, здесь вы узнаете какие бывают виды минора и как их использовать в своих целях. Мы уже поняли какие бывают мажорные гаммы, как построить каждый из них и на что влияют те или иные ноты, изменяемые для получения из натурального гармонического или мелодического видов мажора. С минорной гаммой дела обстоят примерно так же.
Кстати, существует такое понятие как параллельные тональности и правило их нахождения гласит, что через малую терцию от минорного аккорда находится мажорный аккорд, являющийся для первого параллельной тональностью. Малая терция имеется ввиду от первых ступеней данных аккордов или их тоник (например, для аккорда ля-минор параллельным является до-мажор то есть от ноты «ля» до ноты «до» малая терция). Параллельные тональности — имеют сходный звуковой состав — созвучия ля-минор-семь и до-мажор отличаются лишь одной нотой, которая в басу, она и определяет названия двух этих аккордов. Следовательно, два этих аккорда взаимозаменяемы в гармонии. Для чего нам это сейчас? Просто чтобы соотнести между собой то, что мы уже рассматривали в мажоре и что сейчас рассмотрим.
Итак, что же сказать про минорные гаммы, какие их виды существуют? Первый вид — натуральный. Если вы хотите построить его, то стройте вот такую формулу от той ноты, которая будет тоникой определяемой вами тональности. Формула следующая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Таким нехитрым образом у нас получился натуральный вид. Для того что бы из натурального получить гармонический минор (второй вид) нужно повысить на полтона всего одну ступень — седьмую. Эта та же нота, которую мы добавили бы и в гармоническом мажоре, но там это шестая пониженная ля-бемоль (6-ая пониженная ступень для тональности до-мажор) и соль-диез (седьмая повышенная для Ля-минора) — один и тот же звук. Приведем пример получения гармонического минора, далеко за ним ходить не будем — построим натуральный от ноты «ля» и в нём повышаем седьмую ступень — ноту «соль».
Получается, теперь в натуральной последовательности вместо ноты соль мы играем соль-диез. Как же использовать это изменение. Ну, так как у нас гармонический минор то и новшества его (ноту соль-диез) для «усовершенствования» гармонии. Допустим, у нас гармония в ля-миноре. Первый аккорд — тоника Ля-минор, второй доминанта Ми-минор, например, проанализировав звуковой состав этих двух аккордов вы увидите — ноты их составляющие входят в гамму натурального ля-минора (они без диезов и бемолей), но теперь мы знаем о гармоническом виде и ноте соль, которая повышена в нём, ноту эту можно наблюдать во втором аккорде данной гармонии (Ми-минор), давайте ка повысим в нём её, используя гармонический минор.
У нас получится уже совсем другой по звучанию аккорд ми-мажор, ведь мы можно сказать, повысили третью ступень в ми-минорном трезвучии. Вот один из вариантов того как применить вторую разновидность минорных гамм.
Третий вид — мелодический минор. Получается он повышением в натуральном седьмой и шестой ступеней. В Ля-миноре это ноты фа и соль, можно сказать мы в гармоническом добавили еще повышенную шестую ступень.
Использовать повышенную шестую ступень можно точно также как мы уже выше использовали седьмую — в целях изменения гармонии, преобразования одних аккордов в другие, взятые от той же ноты. Допустим, мы решили в нашей ля-минорной гармонии не сразу идти на доминанту от ноты «ми», а перед этим еще взять аккорд субдоминантовой группы. И сделать это мы хотим от четвёртой ступени, для тональности ля-минор это нота «ре» и аккорд там будет ре-минор, но это если использовать третью ступень аккорда «как обычно», то есть не повышенную, а из натурального ля-минора. Но использовав ноту фа-диез из мелодического ля-минора вместо фа, мы получим не ре-минор, а ре-мажор.
Таким образом, субдоминантовым аккордом в данном случае может выступать как Dm так и D. Можете еще поискать аккорды где есть нота фа и «побаловаться» её повышением, чтобы найти аккорды, которыми возможно заменить «обычные» варианты (о «обычных» мы говорили в статье о ладах, прочитав её вы поймете почему в ля-минорной гармонии, рассмотренной нами, в качестве доминанты должен быть ми-минор, а в роли субдоминанты ре-минор).
Последний вид гаммы, который мы рассмотрим называется венгерским или дважды гармоническим минором. Получается он повышением в натуральном седьмой и четвёртой ступеней. Давайте посмотрим как это будет в Ля-миноре:
Для нашей гаммы, получается, нужно повысить на полтона ноту ре и соль. Вот мы и разобрались с разновидностями минорных гамм.
Источник
Гамма Ми-Минор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
Прошу любить и жаловать — гамма Ми-Минор (Em). Это одна из самых популярных и часто используемых гамм в западной музыке. Особенно часто она используется в гитарных композициях, потому что стандартный строй гитары как раз таки Ми. В песнях рок и метал стиля также довольно популярен ми-минор. Так как рок музыка достаточно тяжелая в звучании, ей отлично подходят минорные гаммы и тональности. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы. В этой статье разберем как построить гамму, ее аппликатуры, а также приведем несколько табулатур для разучивания и упражнений.
Состав и ступени гаммы ми-минор
Как построить гамму ми-минор
Гамма ми-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ми-минор). В гамме содержится всего одна нота с диезом — Фа-диез (F#). Так как гамма минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Тональность и тоника гаммы ми-минор (исходя из названия) — Ми (E). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Гамма соль-мажор является параллельной ми-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота Соль.
Устойчивые ступени гаммы ми-минор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы натурального минора являются первая, третья и пятая. Здесь это тоника, терция и квинта — E (Ми) G (Соль) B (Си). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми-минор (Em). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выбросить их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ми.
Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе
На грифе гитары гамму ми-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми-минор.
Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми (E). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Это основная и базовая позиция гаммы ми-минор. Начинается с открытых струн. Это открытая позиция гаммы ми-минор. В ней расположен популярный аккорд Em.
Вторая позиция
Этот бокс расположен в пределах 2-6 ладов на грифе. Тоника нота Ми находится на 2 и 4 струнах
Третья позиция
Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ми расположена на 2 и 5 струнах, на 5 и 7 ладах соответственно.
Четвертая позиция
Пятая позиция
Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор
Схема построения
Чтобы из натурального ми минора получить гармонический, нужно повысить седьмую ступень на полтона. Для наглядности разберем его схему.
Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До-Ре диез-Ми
Как видно из схемы, нота D (Ре) повышается на полтона до ре-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. В отличие от натурального минора в гармоническом ми миноре присутствуют уже 2 ноты с диезами. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.
Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)
Чтобы запомнить и выучить аппликатуру любого гармонического минора, вам в первую очередь нужно хорошо знать натуральный минор. Дальше запомните расположение седьмых ступеней на грифе. Теперь при игре импровизаций просто помните, где у вас «семерки» и всегда повышайте их на полтона.
Похожие статьи
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник
Как построить минорную гамму от ноты ми
2.2 Аппликатуры гаммы в две октавы
Предлагаю вспомнить нотный состав гаммы до-мажор:
С — D — E — F — G — A — B — C
И сравнить его с нотным составом гаммы ля-минор:
A — B — C — D — E — F — G — A
Вы заметили кое-что общее? Верно, нотные составы обеих гамм одинаковы. Разница лишь в том, с какой ноты начинается гамма.
Разница между C и A — малая терция. Отсюда мы можем вывести правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. И наоборот.
Две такие гаммы мы будем называть параллельными.
Источник
Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.
По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.
Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.
Минорные гаммы
Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.
Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).
Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?
Итак, какие же это разные виды, спросите вы?
Существует три вида минора:
- натуральный
- гармонический
- мелодический.
Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.
Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон
Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.
Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.
Параллельные тональности
И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.
Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.
Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.
Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.
Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.
- До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
- Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
- Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
- Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
- Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
- Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
- Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
- Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
- Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
- Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
- Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
- Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
- Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.
Напомню технику игры гамм:
- Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
- Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
- Соединить двумя руками.
- Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.
На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.
Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.
А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.
Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.
И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях
Источник