- Как построить от ноты мелодический минор
- Проверка:
- Тестовое занятие
- Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности
- Быстрый совет: как играть мелодический минор
- 1. Построение мелодического минора
- 2. Аппликатуры мелодического минора
- 3. Применение мелодических миноров
- Заключение
- Как построить от ноты мелодический минор
Как построить от ноты мелодический минор
Вспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Проверка:
- Определить лад и вид, проставить ступени.
Си минор натуральный
Ля минор гармонический
Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности
Здравствуйте, дорогие посетители сайта gorstorehov.com. Это вторая статья о гаммах, здесь вы узнаете какие бывают виды минора и как их использовать в своих целях. Мы уже поняли какие бывают мажорные гаммы, как построить каждый из них и на что влияют те или иные ноты, изменяемые для получения из натурального гармонического или мелодического видов мажора. С минорной гаммой дела обстоят примерно так же.
Кстати, существует такое понятие как параллельные тональности и правило их нахождения гласит, что через малую терцию от минорного аккорда находится мажорный аккорд, являющийся для первого параллельной тональностью. Малая терция имеется ввиду от первых ступеней данных аккордов или их тоник (например, для аккорда ля-минор параллельным является до-мажор то есть от ноты «ля» до ноты «до» малая терция). Параллельные тональности — имеют сходный звуковой состав — созвучия ля-минор-семь и до-мажор отличаются лишь одной нотой, которая в басу, она и определяет названия двух этих аккордов. Следовательно, два этих аккорда взаимозаменяемы в гармонии. Для чего нам это сейчас? Просто чтобы соотнести между собой то, что мы уже рассматривали в мажоре и что сейчас рассмотрим.
Итак, что же сказать про минорные гаммы, какие их виды существуют? Первый вид — натуральный. Если вы хотите построить его, то стройте вот такую формулу от той ноты, которая будет тоникой определяемой вами тональности. Формула следующая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Таким нехитрым образом у нас получился натуральный вид. Для того что бы из натурального получить гармонический минор (второй вид) нужно повысить на полтона всего одну ступень — седьмую. Эта та же нота, которую мы добавили бы и в гармоническом мажоре, но там это шестая пониженная ля-бемоль (6-ая пониженная ступень для тональности до-мажор) и соль-диез (седьмая повышенная для Ля-минора) — один и тот же звук. Приведем пример получения гармонического минора, далеко за ним ходить не будем — построим натуральный от ноты «ля» и в нём повышаем седьмую ступень — ноту «соль».
Получается, теперь в натуральной последовательности вместо ноты соль мы играем соль-диез. Как же использовать это изменение. Ну, так как у нас гармонический минор то и новшества его (ноту соль-диез) для «усовершенствования» гармонии. Допустим, у нас гармония в ля-миноре. Первый аккорд — тоника Ля-минор, второй доминанта Ми-минор, например, проанализировав звуковой состав этих двух аккордов вы увидите — ноты их составляющие входят в гамму натурального ля-минора (они без диезов и бемолей), но теперь мы знаем о гармоническом виде и ноте соль, которая повышена в нём, ноту эту можно наблюдать во втором аккорде данной гармонии (Ми-минор), давайте ка повысим в нём её, используя гармонический минор.
У нас получится уже совсем другой по звучанию аккорд ми-мажор, ведь мы можно сказать, повысили третью ступень в ми-минорном трезвучии. Вот один из вариантов того как применить вторую разновидность минорных гамм.
Третий вид — мелодический минор. Получается он повышением в натуральном седьмой и шестой ступеней. В Ля-миноре это ноты фа и соль, можно сказать мы в гармоническом добавили еще повышенную шестую ступень.
Использовать повышенную шестую ступень можно точно также как мы уже выше использовали седьмую — в целях изменения гармонии, преобразования одних аккордов в другие, взятые от той же ноты. Допустим, мы решили в нашей ля-минорной гармонии не сразу идти на доминанту от ноты «ми», а перед этим еще взять аккорд субдоминантовой группы. И сделать это мы хотим от четвёртой ступени, для тональности ля-минор это нота «ре» и аккорд там будет ре-минор, но это если использовать третью ступень аккорда «как обычно», то есть не повышенную, а из натурального ля-минора. Но использовав ноту фа-диез из мелодического ля-минора вместо фа, мы получим не ре-минор, а ре-мажор.
Таким образом, субдоминантовым аккордом в данном случае может выступать как Dm так и D. Можете еще поискать аккорды где есть нота фа и «побаловаться» её повышением, чтобы найти аккорды, которыми возможно заменить «обычные» варианты (о «обычных» мы говорили в статье о ладах, прочитав её вы поймете почему в ля-минорной гармонии, рассмотренной нами, в качестве доминанты должен быть ми-минор, а в роли субдоминанты ре-минор).
Последний вид гаммы, который мы рассмотрим называется венгерским или дважды гармоническим минором. Получается он повышением в натуральном седьмой и четвёртой ступеней. Давайте посмотрим как это будет в Ля-миноре:
Для нашей гаммы, получается, нужно повысить на полтона ноту ре и соль. Вот мы и разобрались с разновидностями минорных гамм.
Источник
Быстрый совет: как играть мелодический минор
Russian (Pусский) translation by Ilya Nikov (you can also view the original English article)
Вам надоело играть верх и вниз по мажорным тональностям и натуральным минорам? Вот что вам нужно попробовать: мелодический минор. Никогда не слышали об этом? Тогда этот быстрый совет для вас.
1. Построение мелодического минора
Как следует из названия, мелодический минор звучит как минорная тональность. Это наша отправная точка: минорная тональность имеет минорную треть в своей формуле. Мне также нравится думать об этой тональности как о вариации натурального минора. Мелодический минор — не единственная такая вариация, но это сильная вариация.
Как видите, мы поднимаем шестую и седьмую. В результате получается более сбалансированный звук с толчком к октаве. Мне нравится думать о нем как о комбинации дорийского и гармонического минора, если вы когда-либо имели дело с этими тональностями.
Как вы можете видеть, мы поднимаемся по тональности с предыдущей формулой, но спускаемся, играя натуральный минор. У нас есть разделенная формула, потому что считалось, что мелодический минор играется на аккорде натяжения (V7), чтобы иметь хорошее освобождение от аккорда I (Im). В настоящее время использование этой тональности выходит за рамки этого правила, поэтому я предлагаю вам считать ее просто односторонней формулой: минорной тональностью с поднятыми шестой и седьмой.
2. Аппликатуры мелодического минора
Вот как выглядит аппликатура мелодического минора
Вы, возможно, заметили, у некоторых аппликатур есть четыре ноты на той же самой струне. Для этого требуется слайд позиции или растяжка большого пальца.
3. Применение мелодических миноров
Как и мажорная тональность (эолийский), мелодический минор имеет свои собственные режимы. (См. Этот файл в формате PDF.)
Наиболее используемыми являются лидийский доминантовый (также называемые Lydian b7 в некоторых контекстах) и измененная тональность (также называемый Super Locrian). Если ваше время ограничено, начните с них.
Говоря о приложении, я имею в виду где и как бы вы сыграли мелодический минор? Прежде всего, вы можете сыграть его над любым аккордом без исключения, который содержит ноты мелодической минорной тональности. (Это применимо к любой тональности, которую вы знаете.)
При этом существует несколько клише, которые используют эту тональность:
- Первый будет на V7, разрешающем Im. В этом случае вы играете в седьмом режиме мелодической минорной тональности, Altered.
- Или, вы можете играть в эту тональность по дорийской прогрессии, например Im-IIm. Поскольку в игре нет седьмой, вы можете решить, играть ли в «дорийском» или мелодическом миноре.
- Вы также можете сыграть его в аккорде MinMaj7, хотя вы и редко встретитесь с ним.
Вы также можете играть мелодический минор над естественным минорным аккордом. Зачем? Чтобы немного разбавить его и придать более интересное звучание. Не поймите меня неправильно. Я не имею в виду, что играть в естественном натуральном миноре скучно. В конце концов, вам просто нужно чтобы ваша тональность звучала хорошо, независимо от того, какую вы играете. И, прежде всего, вы должны играть именно то, что соответствует контексту музыки.
В этом звуковом примере я играл мелодические минорные фразы в течение Im-IIm прогрессии. Я мог бы сыграть дорийский, но давайте посмотрим, что вам больше понравится.
Заключение
Чего же вы ждете? Поднимите свои шестую и седьмую ступени, и придайте немного уравновешенности и экзотического тона этой маленькой трагической вселенной!
Источник
Как построить от ноты мелодический минор
Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только
Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».
Расстояния между звуками гаммы Ре минор.
В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.
В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.
Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.
Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.
Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).
Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.
Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.
Гамма ре минор натуральный.
Здесь и далее поет ученик третьего класса Саша Будулев.
Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю. » (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно здесь.
Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.
В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.
Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.
Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.
Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.
И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.
Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. здесь, здесь и здесь). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония . Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.
Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона. Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь. Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.
Гамма ре минор гармонический.
В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно здесь. В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.
Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.
Мелодический минор . В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.
Гамма ре минор мелодический.
П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно здесь.
Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.
© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.
Источник