Как построить от ноты тон

Волшебные клавиши

Тон и Полутон

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Кругнизкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемольэто то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
  • Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До
#
Ре
#
Фа
#

ль
#
Ля
#
До
#
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До2 Ре2

Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).

А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима — 0 полутонов.

Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).

Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.

Квинта — 7 полутнов.

Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.

Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.

Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
# D#1

Ре
# F#1

Фа
# G#1

Cоль
# A#1

Ля
# C#2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.

Ту

До
# Мо

Ре
# Зу

Фа
# Ло

Cоль
# Цу

Ля
# Ту2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.

Источник

ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ

Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.

ДИАТОНИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся между двумя соседними основными ступенями звукоряда. Среди основных звуков имеется две таких пары: ми — фа и си — до.

Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.

или между двумя производными ступенями:

ХРОМАТИЧЕСКИМ называется полутон, образующийся:

а) Между основной ступенью и ее повышением или понижением (а) и наоборот (б). Например:

б) Между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением (а) и наоборот (б). Например:

ДИАТОНИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся между двумя соседними ступенями. Среди основных ступенией имеется пять таких пар: до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си.

ХРОМАТИЧЕСКИМИ называются целые тоны, образующиеся:

а) Между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением; б) Между двумя производными ступенями от одной основной ступени; в) Между ступенями, расположенными через одну ступень:

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».

Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is — диез; isis — дубль-диез; es — бемоль; eses — дубль-бемоль. Например: cisдо-диез, fisisфа-дубль-диез, desре-бемоль, gesesсоль-дубль-бемоль.

Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.

При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, a as.

Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).

Например, ля большой октавы — А, соль малой октавы — g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:

Нотное письмо

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями«, «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Источник

Читайте также:  Тополиный пух для укулеле
Оцените статью