Как построить секунд аккорд

Секундаккорд. Аккорды с двойками. Аккорды с подвешенной секундой (sus2)

Мы не случайно публикует данную статью после рассмотрения нонаккордов.

Дело в том, что нона – это та же секунда, идущая следом через одну октаву.

И если бы строили нонаккорд или секундаккорд, набор нот бы почти совпал.

Но обо всем по порядку…

Официальная теория

Название секундаккорда произошло из-за добавленной второй ступени, второго тона, который составляет с тоникой (главным звуком) музыкальный интервал в 1 секунду.

Например:

Для С секунда – это D
Для D секунда – это E
Для E секунда – это F
Для F секунда – это G
Для G секунда – это A
Для A секунда – это H
Для H секунда – это C

Существует большая и малая секунда, которые отличаются друг от друга на полтона. Малая секунда – это полтона, а большая – тон.

Если посмотреть на гриф гитары, то малой секундой будет следующий лад, а большой – через один лад. Негласно малая или большая секунда подбирается из соображений тональной гаммы (основной тональности произведения).

Если заглянуть в Википедию или какой-нибудь академический источник, мы узнаем, что секундаккорд является третьим обращением доминантсептаккорда. И это правильно.

Это классический взгляд на построение секундаккорда. Например:

Тональность – ДО – «С»
Доминанта тональности ДО (то есть пятый тон) – нота СОЛЬ
Доминантсептаккорд тональности ДО-мажор – СОЛЬ-септ (состоит из: G, H, D, F).
Первое обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в басы ноту H
Второе обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в бас ноту D
Третье обращение аккорда СОЛЬ-септ установит бас F, который с основным тоном G и образует ту саму секунду!

Следовательно: Секундаккорд – это третье обращение доминантсептаккорда!

Логика простого гитариста

Поскольку крутить все эти обращения и доминантсептаккорды не так уж просто, а красивую музыку играть нужно, гитаристы поступают гораздо проще.

Септаккорд в упрощенном виде строится путем простого добавления секундной ноты в основной аккорд.

В отдельных случаях эта самая секунда может заменять терцию (второй тон исключает третий), что уже можно встретить в приемах классической музыки.

Но речь даже не о том…

В аккордах известных исполнителей и популярных песен вам наверняка встретится написание типа D2 или A sus2. Вот об этих вещах и поговорим.

Suspended (sus 2), 7sus2 или просто 2

Если заглянуть в словарь и перевести слово «Suspended» получится нечто вроде «подвешенный», «взвешенный», «задержанный», что фактически соответствует звучанию секундаккорда, который нуждается в дальнейшем разрешении.

Разберемся с нотами. Видя запись вроде Csus2 вы должны понимать, что к аккорду ДО-мажор просто добавляется вторая ступень, второй тон, который и является той самой секундой, но в то же время выкидывается терция (третий тон).

ДО-мажор сус (или суспендед) секундаккорд состоит из нот: С, D, G

Если же приставка «sus» отсутствует, следует к аккорду добавить седьмую ступень, септиму.

ДО-мажор секундаккорд (или же С7sus2)выглядит так: C, D, G, A#

Обозначение типа С7sus2 открыто показывает, что:

а) добавляется 7-й тон;
б) добавляется 2-й тон (суспендед, т.е. подвешенный);
в) 2й тон исключает 3-й.

Не пугайтесь различий в написании аккорда. В гитарной музыке такие вещи весьма относительны и произвольны, особенно в плане гитарного аккомпанемента.

Главное – если вы встречаете двоечку «2» в обозначении аккорда, просто добавьте в него секундную ноту от основного тона. Вот и вся наука.

Примечание: поскольку терция (третий тон) аккорда при добавлении секунды выбрасывается, говорить о мажорных секундаккордах и минорных секундаккордах мы не можем!

Ведь терция – это именно та нота, которая отличает минор от мажора, а здесь она просто выбрасывается!

Секундаккорды и нонаккорды

Вернемся к нонаккордам, в которых добавляется девятый тон. Если сравнить ноты того же «C9» с нотами «С7sus2» или просто «С2», мы заметим примерное совпадение по звукам.

Разница в том, что в нонаккорде нота РЕ будет на октаву выше, и будет присутствовать нота МИ (терция).

Однако в гитарной интерпретации, где возможности пальцевой аппликатуры весьма ограничены, даже простое использование ноты РЕ – это уже хорошо, независимо от частоты ее колебаний.

С9 состоит из нот: C, E, G, A#, D
С7sus2 состоит из нот: C, D, G, A#
Разница – нота МИ — E

С другой стороны, стоит провести четкое разделение нонаккорда и секундаккорда в интерпретациях для инструментов с широким звуковым диапазоном типа фортепиано, рояля или пианино.

Вот на пианино эту разницу в октаву уже придется учитывать обязательно.

С гитарными аккордами все значительно проще.

Если говорить о практическом использовании секундаккордов, то можно выделить их частичное использование для переходов к другим аккордам, для украшения мелодии, для расширения звукоряда аккорда.

Во всем этом можно убедиться, например, прослушав записи:

группа Мельница – «Королевна»
группа ДДТ – «Мажоры»
группа Аквариум – «Нога судьбы»
группа Чайф – «Я заполняю тобой»
группа Калинов Мост – «Эпос»

Примечание: зачастую аккорды «sus2» встречаются в связке с аккордами «sus4», так как эти вещи позволяют обыграть мелодический ход даже во время аккордового аккомпанирования.

Источник

12. Септаккорды

Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.

Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа. Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной. У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится 🙂

Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 6 5.

Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 4 3. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.

И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.

Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си. В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд. Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.

Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.

Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.

А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.

Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.

Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.

Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:

Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу 🙂

Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Читайте также:  Закаты алые ноты для пианино
Оцените статью