Как построить терции от ноты до с диезом

Соль-фа.рф

Сольфеджио — просто и интересно!

Интервалы от ноты до-диез

Простые интервалы от ноты до-диез:

Прима (ч1), малая секунда (м2), большая секунда (б2), малая терция (м3), большая терция (б3), чистая кварта (ч4), чистая кванта (ч5), малая секста (м6), большая секста (б6), малая септима (м7), большая септима (б7), чистая октава (ч8)

Интервалы, построенные от ноты до-диез вверх:

Интервалы, построенные от ноты до-диез вниз:

Составные интервалы от ноты до-диез:

малая нона (м9), большая нона (б9), малая децима (м10), большая децима (б10), чистая ундецима (ч11), чистая дуодецима (ч12), малая терцдецима (м13), большая терцдецима (б13), малая квартдецима (м14), большая квартдецима (б14)

Источник

Соль-фа.рф

Сольфеджио — просто и интересно!

Интервалы от ноты до

Простые интервалы от ноты до:

Прима (ч1), малая секунда (м2), большая секунда (б2), малая терция (м3), большая терция (б3), чистая кварта (ч4), чистая кванта (ч5), малая секста (м6), большая секста (б6), малая септима (м7), большая септима (б7), чистая октава (ч8)

Интервалы, построенные от ноты до вверх:

Интервалы, построенные от ноты до вниз:

Составные интервалы от ноты до:

малая нона (м9), большая нона (б9), малая децима (м10), большая децима (б10), чистая ундецима (ч11), чистая дуодецима (ч12), малая терцдецима (м13), большая терцдецима (б13), малая квартдецима (м14), большая квартдецима (б14)

Источник

Терция

Терция (переводится как третья) — интервал равный 3 ступеням и имеющий две разновидности малую и большую, поэтому терции являются несовершенными консонансами.

Малая терция (м3) равна расстоянию в три полутона или 1, 5 тона. В нотной записи звуки терции всегда находятся на равнозначных позициях нотного стана. То есть если основание записано на линейке, то вершина будет также на линейке, если основание между линеек, то и вершина между линеек:

Малые терции

Другое название для малой терции — минорная терция, так как она является основой и отличительной чертой минорного трезвучия. Малая терция звучит грустно, печально. Мелодически терции рассматриваются, как переходные интервалы между поступенным движением и скачками.

Минорная терция является естественным интервалом, так как легко получается из натурального звукоряда, где она образуется между 5 и 6 обертонами.

В тональной музыке мы можем построить минорные терции на 1, 4, 5 ступенях натурального минора:

Если хотите вспомнить, как звучит малая терция то напевайте мелодию Маленькой елочке холодной зимой или Подмосковные вечера.

Мажорная или большая терция (б3) на полутон шире малой, так для того, чтобы получить большую терцию из предыдущих малых нам нужно повысить на полтона верхний звук или понизить нижний. Большая терция строится на 1, 4,5 ступенях мажорного лада и является основой мажорного и увеличенного трезвучия.

Большая терция звучит радостно, светло, как в гармонии, так и в мелодии.

Как известно, из строения обертонового ряда большая терция это первый несовершенный консонанс, который появляется в цепочке обертонов. Что частично объясняет укрепление мажорного лада, как главного в классической музыке.

Прочие виды терций

Терция, как и другие интервалы может быть увеличена и уменьшена. Увеличена равна 2,5 тонам, уменьшенная 1 тону. В чистом мажоре или миноре эти интервалы построить нельзя. Они возникают в результате альтераций лада или аккорда. Например, в септаккорде с повышенной квинтой получаем ув3, а в септаккорде с пониженной ум3:

Источник

Интервалы

В музыке интервалом называется высотное соотношение — расстояние между двумя звуками (ступенями звукоряда). Мелодическим называется интервал, звуки которого воспроизводятся последовательно. Гармоническим называется интервал, звуки которого воспроизводятся одновременно. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной. Интервалы приобретают свое основное название в зависимости от количества ступеней звукоряда, заключенных в интервале.

Виды интервалов

  • Прима (первая ступень)
  • Секунда (вторая ступень)
  • Терция (третья ступень)
  • Кварта (четвертая ступень)
  • Квинта (пятая ступень)
  • Секста (шестая ступень)
  • Септима (седьмая ступень)
  • Октава (восьмая ступень)

В определении интервала играет роль количество тонов (или полутонов), заключенных в нем. В зависимости от этого перед названиями, определяющими количество ступеней, добавляются слова: чистая, увеличенная, уменьшенная, большая, малая. Например, большая терция, малая секста, увеличенная кварта, уменьшенная квинта и т.д.

Для наглядности построим малую терцию от ноты до. Терция — это третья ступень. Отсчитываем: нота до — первая ступень, ре — вторая, а третьей ступенью будет нота ми. В малой терции должно быть заключено только три полутона (полтора тона). Начинаем отсчет: до-диез — это полтона, ре — тон, ре-диез — полтора тона, то есть три полутона. Но ре-диез — это секунда — вторая ступень, а терция — это третья ступень, то есть нота ми, значит, надо написать не ре-диез, а ми-бемоль. Большая терция от ноты до — это ми, потому что в большой терции заключено четыре полутона (два тона).

Предположим, нам нужно построить малую терцию от ноты до-диез. Как мы уже знаем, третьей ступенью от ноты до, а следовательно, и от до-диез будет ми; остается проверить, сколько полутонов (тонов) от до-диез до ми. Получается три полутона (полтора тона) — значит, это нужная нам малая терция.

Чтобы получилась большая терция, надо добавить еще полтона. От ми на полтона вверх отстоит фа, но фа писать нельзя, потому что это уже будет кварта (четвертая ступень), а мы строим терцию (третью ступень); следовательно, вместо ноты фа надо написать ноту ми-диез, которая по звучанию тождественна ноте фа, то есть энгармонически равна ей.

Попробуем построить малую терцию от соль-бемоль. От соль, а следовательно, и от соль-бемоль второй ступенью будет ля, а третьей ступенью — терцией — нота си. От ноты соль-бемоль до ноты си — пять полутонов (два с половиной тона), а в малой терции должно быть всего три полутона (полтора тона). Если мы к ноте си подставим бемоль, получится не три, а четыре полутона , следовательно, необходимо выставить дубль-бемоль, то есть понизить си на целой тон.

По звучанию нота си-дубль-бемоль тождественна ноте ля, то есть энгармонически равна ей; но ля нельзя было написать, потому что это секунда (вторая ступень) от ноты соль-бемоль, а мы строим терцию (третью ступень). Перепишите указанные построения терций нотами на нотном стане и потренируйтесь в построении большой и малой терций от других нот, так как умение безошибочно определять и записывать разные интервалы необходимо при изучении аккордов.

Все интервалы до октавы включительно называются простыми интервалами. Интервалы, превышающие диапазон октавы, называются составными интервалами. К ним относятся: нона, децима, ундецима и т.д. Составные интервалы, аналогично простым, бывают большими, малыми, чистыми и т.д. Например, большая нона состоит из чистой октавы плюс малая секунда. Надо уметь строить все интервалы от любой ноты, так как система буквенно-цифровой записи аккордов основана на сочетании букв с цифровыми обозначениями квинты, сексты, септимы и ноны.

Источник

Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

Интервал – это созвучие двух нот . На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации , в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов Полутон -минимальное расстояние между звуками. На пианино-две ближайшие клавиши. Содержимое подсказки . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Ундецима – Октава + Кварта.

Дуодецима — Октава + Квинта.

Терцдецима — Октава + Секста.

Квартдецима – Октава + Септима.

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима – «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!

Источник

Читайте также:  Гитара акустическая с узорами
Оцените статью