Как построить тритоны от всех нот

Тритоны

Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.

Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).

Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.

Построение интервалов:

Построение интервалов можно выполнять по-разному.

Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.

Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.

При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.

Источник

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Источник

Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора

К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).

Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.

В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).

В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.

Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.

Разрешение тритонов основывается на двух принципах:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).

Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.

Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.

Источник

Презентация по сольфеджио на тему «Тритоны» (4-8 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТРИТОНЫ Подготовила Повидыш Наталья Михайловна МАУДО ДШИ им.С.В.Рахманинова Г.Старая Русса 2020 год

Тритоны в музыке -Тритоны в сольфеджио не имеют никакого отношения к греческому богу из морских глубин –Тритону, — ну и к животному миру тоже)))

ТРИТОНЫ — это интервалы, которые называются так, потому что между их звуками не больше, не меньше — ровно три тона и 6 полутонов В средние века под строгим запретом было использование этих интервалов. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – недопустимое явление. И не только звучание резало слух. Тритон состоит из 6-ти полутонов, это вызывало страх и негодование))) Нарушитель закона мог оказаться в подвалах инквизиции. До XIX «тритон» именовали «дьяволом» в музыке и даже современному слушателю он может показаться страшноватым В духовной музыке тритон был запрещён до XVII столетия

ТРИТОН -ЭТО НЕ ТОЛЬКО «УЖАС» Композиторы вспоминали про «тритон», когда слушателя нужно было напугать Часто композиторы использовали «тритоны» для выражения тоски и сострадания Никакой другой интервал так явно не передаёт душевное смятение. Сегодня «тритон» нас не пугает, но по прежнему завораживает нас своей неблагозвучностью, терпкостью.

СКОЛЬКО ИХ? «Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта, и как уменьшённая квинта. Если к чистой кварте добавить полтона, то получится «Тритон» — Увеличенная кварта Если от чистой квинты отнять полтона, то получится «Тритон» – Уменьшённая квинта

Двуликий интервал))) Если «тритон» заявляется уменьшённой квинтой, то в нём 5 ступеней (в нашем примере «до-соль-бемоль») Если «тритон» заявляется увеличенной квартой, то в нём 4 ступени (в нашем примере «до- фа-диез») Звуки при этом одни и те же, звучит одинаково, а называется по разному (вот ещё одна причина настороженного отношения к тритону в Средневековье)

ТРИТОН Увеличенная кварта ув.4 В чистой кварте 2,5 тона. Если к ней прибавить ещё полтона, то получится ТРИТОН — увеличенная кварта (Ув.4) На примере построены ч.4 и ув.4 от всех белых клавиш Перепиши себе в тетрадь: играй, пой, слушай и запоминай.

ТРИТОН Уменьшённая квинта ум.5 В чистой квинте 3,5 тона. Если от неё отнять полтона, то получится ТРИТОН — уменьшённая квинта (Ум.5) На примере построены ч.5 и ум.5 от всех белых клавиш Перепиши себе в тетрадь: Играй, пой, слушай и запоминай.

Увеличенные кварты в мажоре Если строить чистые кварты в мажорной тональности (например в До мажоре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на IVступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта., а в гармоническом мажоре (мажор с пониженной ступенью) на VI (пониженной) находиться ТРИТОН – увеличенная кварта

Увеличенные кварты в миноре Если строить чистые кварты в минорной тональности (например в ля миноре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном миноре на VI ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта, а в гармоническом миноре (повышенная VII ступень) на IV ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта

«Тритоны» УВЕЛИЧЕННЫЕ КВАРТЫ в тональности И в Мажоре и в Миноре увеличенные кварты строятся вокруг ДОМИНАНТЫ (5 ступени) В натуральном мажоре на IV, в гармоническом мажоре на VI (пониженной) В гармоническом миноре на IV, в натуральном миноре на VI Увеличенныекварты Мажорнатуральный Мажоргармонический(VIпониженная) IV V VI(пониженной) Минор гармонический (VIIповышенная) Минор натуральный

Уменьшённые квинты в мажоре Если строить чистые квинты в мажорной тональности (например, в До мажоре), то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на VII ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом мажоре (понижена VI ступень) на II ступени находится ТРИТОН – уменьшённая квинта

Уменьшённые квинты в миноре Если строить чистые квинты в минорной тональности (например в ля миноре), то мы обнаружим, что в натуральном миноре на II ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом миноре (повышена VII ступень) на VII (повышенной) ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта.

«Тритоны» уменьшённые квинты в тональности И в Мажоре и в Миноре уменьшённые квинты строятся вокруг ТОНИКИ (I ступени) В натуральном мажоре на VII, в гармоническом мажоре на II В гармоническом миноре на VII(повышенной) В натуральном миноре на II Уменьшённыеквинты Мажор натуральный Мажор Гармонический (VIпониженная) VII I II Миноргармонический(VIIповышенная) Минор натуральный

Разрешение тритонов Если построить любой из тритонов в тональности, то будет видно, что в состав этих интервалов входят только неустойчивые ступени, а они требуют разрешение. Существует ПРАВИЛО- увеличенные интервалы при разрешении, увеличиваются, а уменьшённые уменьшаются.

Разрешение увеличенной кварты При разрешении увеличенной кварты, звуки тритона расходятся. Увеличенная кварта разрешается в сексту

Разрешение уменьшённой квинты При разрешении уменьшённой квинты, звуки тритона сходятся Уменьшённая квинта разрешается в терцию

Тритоны в музыке Прослушайте следующие произведения: П.И. Чайковский «Зимнее утро» П.И. Чайковский «Баба Яга» К.Сен-Санс «Куры и петухи»

Спасибо за урок. Успехов.

Тема по предмету «Сольфеджио» в музыкальных школах, «Тритоны» довольно сложная в учебной программе. Презентация поможет разложить материал по полочкам и успешно ориентироваться в этой теме на уроке. Для учащихся, которые свяжут свою профессию с музыкой, эта презентация будет хорошей «шпаргалкой». Для выпускников школы эта презентация отличное пособие.

Номер материала: ДБ-1110617

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью