Как построить уменьшенную квинту от всех нот

Увеличенная кварта — уменьшенная квинта. Знакомьтесь — тритон!

Интервалы – простейшие сочетания двух нот. В теоретическом разделе музыки, то есть в сольфеджио, они изучаются прежде всего, так как в дальнейшем на их основе будут строиться более сложные аккорды. Все интервалы делятся на консонансы – мягко звучащие и диссонансы – резко звучащие. Именно ко второй категории относится увеличенная кварта, или говоря проще – тритон. Что же это такое и какими свойствами обладает интервал? Давайте разбираться.

Что это такое?

Итак, начнем с такого простого понятия, как чистая кварта. Интервал, который в отличие от секунды, терции, сексты или септимы не может быть большим или малым – он един, то есть чистый. Такими же свойствами обладает и квинта – интервал, который на тон больше кварты.

Кварта – это промежуток между четырьмя нотами (оттуда и название). Однако количество тонов в этом интервале равно 2,5. Что же касается чистой квинты, то это расстояние между пятью нотами, но количество тонов в нем приравнивается к 3,5.

Читайте также:  Заря моя зорюшка ноты

Если увеличить «тонаж» кварты на половину тона, и, соответственно, уменьшить этот показатель в квинте на такое же количество, то мы получим ровно три тона. Это и есть тритон с его незамысловатым названием, которое в точности отображает его структуру. Поэтому увеличенная кварта также может быть уменьшенной квинтой, но при этом звучание интервала будет идентичным. А вот написание и есть тот самый определяющий момент, который позволяет нам судить о том, состоит интервал из четырех или пяти нот.

Тритоны в мажоре

Эти уникальные интервалы можно отыскать в рамках любой тональности, будь она мажорной или минорной. Важно знать, на каких ступенях строятся они и при каких условиях. Что же, перед нами натуральный до мажор, и в его рамках нужно найти тритон. Здесь будет строиться увеличенная кварта от фа, так как это – четвертая ступень. Верхней нотой интервала окажется си, и между этими двумя звуками действительно будет три тона. Если мы хотим построить от фа чистую кварту, следует нажимать си-бемоль, но это не входит в правила до мажора.

Если же мы строим увеличенную кварту в гармоническом до мажоре, то помимо IV ступени, то есть ноты фа, отправной точкой может быть еще и VI пониженная – ля-бемоль. Расстояние от нее до ре как раз и будет приравниваться к трем тонам.

Тритоны в миноре

Мажоры и миноры – лады параллельные. Вторые строятся на шестых ступенях первых, поэтому и увеличенные кварты в них будут звучать также. Просто относительно минорного лада они будут построены на других по счету ступенях. Давайте, раз уже в предыдущем абзаце мы рассмотрели до мажор, возьмем параллельный ему ля минор. В натуральном минорном ладу тритон строится на VI ступени, то есть от все той же ноты фа, и его верхушкой становится си. Если мы работаем в гармоническом миноре, где седьмая повышенная, то «плясать» нужно от IV ступеньки – ноты ре. Верхушкой интервала будет соль-диез – седьмая повышенная.

Обращение тритонов

Обращение интервала или аккорда – это перенос нижнего звука вверх. В случае с увеличенной квартой звучание интервала нисколько не поменяется – просто немного повысится на три тона ровно. Однако в письменном виде кварта превратится в квинту, так как теперь интервал будет простираться между пятью нотами. За счет того, что верхний звук окажется пониженным, квинта будет уменьшенной. На наглядном примере от той же ноты фа строим увеличенную кварту – фа — си. Переворачиваем ее и получаем си — фа — квинта, но из-за отсутствия бемоля перед си или диеза перед фа она не дотягивает до чистого звучания в 3,5 тона и превращается в тритон.

Разрешение тритонов

Мы рассмотрели, как построить увеличенную кварту в до мажоре, а теперь давайте разрешим ее в более устойчивый интервал в рамках данной гаммы. Путь, по которому пойдет тритон этого типа, указан в его названии «увеличенная», следовательно, она будет увеличиваться. То есть нижняя IV ступень перейдет в III – устой, а верхняя VII – в I – тонику. Устойчивый интервал образуют ноты ми и до (верхняя) – то есть малая секста. При разрешении тритона в миноре, построенного на VI ступени, образуется также малая секста. В случае с уменьшенной квинтой этот интервал, соответственно, становится меньше и превращается в большую терцию.

Параллельные тональности до мажор и ля минор мы взяли для того, чтобы не возникало путаницы со знаками. Так можно быстрее понять, в чем заключается изюминка тритонов, какие они по звучанию и написанию и как ведут себя относительно стоящих рядом с ними устойчивых ступеней. Но они есть и в других, более сложных тональностях, располагаются также на неустойчивых VII, IV и «гармонических» ступенях, образуя весьма интересные и немного резковатые звучания.

Заключение

Оказалось, что построить тритон — просто, как «до-ре-ми», важно только грамотно ориентироваться в тональности и знать, от каких ступеней стоит отталкиваться. Интервал весьма специфичный, но обязателен для полного понимания теоретического курса музыки. Проще всего понять его суть можно на фортепиано — тут в местах разрыва черных клавиш и строится этот загадочный интервал.

Источник

Кварто-квинтовый круг тональностей. Подробное руководство по построению и использованию круга тональности

Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация

Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.

Построение круга через интервалы

Круг тональностей представляет собой схему, на которой обозначены все музыкальные минорный и мажорные ключи, построенные в определенном порядке. Благодаря ему музыкант сможет быстро и точно узнать все ноты, входящие в натуральную гамму ключа, и от них построить последовательности аккордов , солирующие партии или импровизацию. Чтобы лучше понять, как работает кварто-квинтовый круг, мы настоятельно рекомендуем построить его самостоятельно.

Шаг 1

Для начала начертите круг и разделите его на двенадцать сегментов, как будто это циферблат. На внешней стороне, на 12 часов напишите «До-мажор» или «C-maj».

Шаг 2

После этого от ноты C отсчитайте полную квинту – пять полных ступеней, или тонов. Вы должны прийти к ноте G. На циферблате на отметке 1 час напишите G-maj. Далее повторите тоже самое, вы должны прийти к ноте D. Двигайтесь строго по часовой стрелке.

Замкнуться круг должен на тональности F-maj. После нее вы снова вернетесь в C.

Таким образом, сейчас вы составили круг мажорных тональностей. Теперь то же самое надо сделать с минорными ключами.

Шаг 3

На внутренней стороне круга, так же на 12 часов, под До-мажором напишите Ля-минор. После этого точно так же от тоники Ля отсчитайте пять полных тонов. Вы придете к ноте Ми. Напишите ее на 1 час, под G-maj. Повторите то же самое, пока круг не замкнется тональностью D-min.

Кварто-квинтовый круг тональностей можно построить не только от квинты, но и от кварты. В этом случае вам потребуется двигаться против часовой стрелки, и отсчитывать не пять, а четыре полных тона. Кроме этого, вместо диезов вам потребуется писать бемоли.

Последнее, что стоит запомнить, это то, что при построении круга по часовой стрелке, мы как бы двигаемся вверх, а против – вниз по тонам.

Знаки альтерации внутри ключей

Второе, на чем стоит заострить внимание – это знаки альтерации: диезы и бемоли. Как вы помните, каждая тональность представляет собой ряд нот, выстроенных по определенному принципу. Вы можете понять построение ключа, выучив структуру гамм на гитаре . В зависимости от того, минорная тональность, или мажорная, а также ее тоники, изменяется и их порядок. Соответственно, внутри одной тональности могут быть как полные, так и половинные ноты – которые обозначаются знаками диез и бемоль. Это означает, что зная, сколько внутри тональности неполных нот, мы можем определить, что это за ключ. И наоборот, зная название тональности, мы можем точно сказать, сколько внутри нее знаков альтерации.

Кварто-квинтовый круг тональностей позволяет очень просто запомнить и просчитать, сколько диезов или бемолей содержит конкретная нужная нам тональность. Это можно очень просто запомнить, зафиксировав, сколько раз вы отсчитываете кварту или квинту, прежде чем дойдете до нужного ключа. Так, в До-мажоре все ноты полные, а в Соль-мажоре – знак альтерации только один. По аналогии с этим считается и Ля-минор, Ми-минор, и так далее.

Итак, мы знаем количество диезов или бемолей. Но как мы узнаем, какие это конкретно ноты? Тут нужно запомнить их порядок появления в каждом из ключей. Он выглядит так:

F C G D A E B – для подсчета диезов.

B E A D G C F — для подсчета бемолей.

То есть, в тональности Соль-мажор есть только одна неполная нота – F#. В Ре-мажоре – две, F# и C#, и так далее.

Здесь есть очень тонкий момент – это ноты E и B. Дело в том, что они не могут быть неполными – у них просто не существует диезов и бемолей. Поэтому подразумевается, что вместо этих нот вы будете играть F и C соответственно, однако на нотном письме знаки альтерации все равно прописываются, чтобы уточнить, в каком конкретно ключе вы находитесь.

Вернитесь к вашему кругу, который вы сделали. Теперь, двигаясь по часовой стрелке, расставьте количество диезов на каждом из ключей, до тех пор, пока вы не дойдете C#-maj, или A#-min. Если вы все сделали правильно, эти ключи имеют семь знаков альтерации.

Теперь начните двигаться против часовой стрелки, расставляя бемоли до тональности B-maj или G#-min. Они содержат в себе семь бемолей при ключе.

Обратите внимание на то, что приведенные выше пример C#-maj содержит в себе пять бемолей, и семь диезов – что выглядит довольно странно. Причина этого заключается в так называемой энгармонии, когда два одинаковых звука могут быть записаны по-разному. До-диез мажор на кругу тональностей выстроен во время движения по часовой стрелке – то есть, вверх по октаве. Если вы будете строить круг вниз – то есть, против часовой стрелки, то вместо До-диез мажора вы напишите Ре-бемоль мажор. Но ведь фактически это одна и та же тональность, с одними и теми же нотами, просто записаны они по-разному. Это и есть энгармония.

Еще один классический пример – упомянутый выше Си-диез, который, по факту, является тем же самым звуком До. Поэтому, принято, что при значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе, на запись идут энгармонические аналоги тональностей. Это пошло из академической музыкальной теории, и вы можете просто запомнить схему круга тональностей для своего удобства.

Круг мажорных тональностей

Ниже представлен готовый круг мажорных тональностей.

Круг минорных тональностей

В этом разделе представлен круг минорных ключей.

Как пользоваться кругом тональностей

Нахождение нужной тональности

Как уже было сказано выше, зная, сколько неполных нот содержится в партии, которую вы играете, можно очень быстро и точно определить тональность всей композиции. Точно так же вы можете определить ключ по тому, какие аккорды используются в песне. Сделать это можно таким образом.

Снова посмотрите на ваш круг. Вас интересует только внешняя сторона, с мажорными ключами. Выберите нужную вам тональность. Если вы запишите следующие за ней по часовой стрелке шесть нот, то получите натуральную гамму выбранной тональности. Однако нот шесть, нужна еще одна. А она – это первая нота до выбранной вами тональности. Таким образом, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, в тональность До-мажор входят ноты:

Благодаря этой информации вы можете, зная аккорды композиции, определить тональность, в которой она играется.

Транспонирование тональности

Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности , если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.

Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.

Параллельные тональности

Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.

Заключение

Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Мы настоятельно рекомендуем освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.

Источник

Тритон — разница в интервалах увеличенная кварта и уменьшенная квинта

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый «переводится» как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта. Наличие двух названий у одного и того же интервала не случайно, можно даже сказать, что это, в какой-то степени, разные интервалы. Давайте разбираться, почему.

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты «до» построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты «до» отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот — фа-диез.

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов — вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

В результате — посчитайте расстояние между получившимися звуками — мы получим интервал ум 5(от «фа-диез» до «до» — пять ступеней), вот так.

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов — когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется — обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно — эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон — вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный — потому что при разрешении увеличивается).

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль — главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Источник

Оцените статью