В приведенных ниже аппликатурах — первая ступень аккорда (тоника). — обозначены 3-я и 5-я ступени уменьшенного трезвучия. Остальные ступени аккорда, как альтерированные, так и добавленные оговорены дополнительно рядом с конкретным аккордом.
Для каждого типа аккорда подобрано несколько аппликатур. Первые пять аппликатур приведены соответственно пяти аккордовым формам Ef-Df-Cf-Af-Gf:
Ef
Df
Cf
Af
Gf
Уменьшенный аккорд — это аккорд на основе уменьшенного трезвучия:
dim
Полууменьшенный септаккорд (вводный).
Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.
Вводный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и малая септима). Такой аккорд строится от 7-ой ступени натурального мажорного лада. Обозначается как m7-5 или Ø:
m7-5
Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.
Уменьшенный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима (большая секста)). Уменьшенный септаккорд строится от 7-ой ступени гаммы гармонического минора. Обозначается как dim7 или °:
dim7
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник
Как применять уменьшенный аккорд
Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье мы посмотрим как применять уменьшенный аккорд в гармонии, а также какие аккорды можно им заменять.
Об уменьшенном аккорде мы говорили в статье о септаккордах — это септаккорд, то есть состоит из четырех звуков. Почему он именно уменьшенный? — об этом читайте в статье трезвучия. О том как данный аккорд применить в гармонии говорилось в статье виды мажорных гамм. На самом деле применений очень много — также мы заменяли, например доминантсептаккорд G7 с помощью уменьшенных аккордов. Вы знаете также об интересных особенностях этих созвучий, заметно расширяющих область их применения на грифе гитары из статьи как по-другому сыграть аккорд G7.
Сегодня мы узнаем еще кое-что интересное, чем также можно пользоваться.
Вот давайте представим, что у нас есть гармония и содержит она как обычно тонику — субдоминанту — доминанту. И один из аккордов у нас мэйдж (или большой мажорный септаккорд) или даже два, не суть важно. Например, тоника до-мэйдж, субдоминанта F-maj и доминанта — G7. Кстати, а помните как заменять каждый из этих аккордов, пользуясь особенностями описанными нами в этой статье?
Возможность разнообразить аккорд вида мэйдж мы и рассмотрим сегодня. Иногда используют связку уменьшенного аккорда и мэйджа, До-мэйдж чередуют с До-диез-уменьшенным — это звучит интересно. Также мы можем вообще вместо C-maj играть С#dim, то есть они взаимозаменяемы.
Так мы можем изменить звучание гармонии, как всегда. Однако, как мы пришли к заключению, что эти аккорды взаимозаменяемы? Чего у них общего? Вот здесь самое интересное. Это очень похоже на то, что мы писали в статье о родственных тональностях — там где о тональностях третьей степени родства. Правда в той статье мы просто о них рассказали, но не рассмотрели как так получается, теперь мы это сделаем.
Как же объяснить это? На самом деле вы можете и сами прийти к заключению что С-maj и C#dim — родственные аккорды и можно их менять друг с другом. Для этого нужно произвести некоторые манипуляции — у Cmaj найти медианту Em.
рис. 1
Затем Em превратить в Em6 и поменять басовую ноту (тонику) на ля (как мы делали в статье блюз).
рис. 2
И потом ноту ля в получившемся A7 меняем на ля-диез, получив C#dim (до-диез-уменьшенный).
рис. 3
Получилось, что аккорды Сmaj и C#dim в какой-то степени равны друг другу и поэтому в гармонии могут взаимодействовать, а то и заменять друг друга.
рис. 4
Вот так не хитро (примерно в три шага) мы и можем находить для мажорных аккордов (не только для большого мажорного, но и для обычного трезвучия и доминантсептаккорда это работает) замены и с успехом использовать их. Уменьшенный аккорд в нашем случае хорошо брать в середине композиции, когда вы её развиваете, потому что он звучит напряженно и из него очень хорошо переходить в аккорды имеющие более мягкий и устойчивый звук.
Источник
Уменьшенные и увеличенные аккорды
Уменьшенные и увеличенные аккорды
Последние аккорды, про которые нужно сказать — это diminished (уменьшенный) и augmented (увеличенный).
Уменьшенные (diminished) аккорды записываются или как ‘dim’ или иногда с помощью кружочка (Cdim или Co).
A dim аккорды составлены из следующиз нот:
1-я, минорная 3-я, уменьшенная 5-я, дважды бемольная 7-я (дубль-бемоль — для тех, кто понял)
(дважды бемольная 7-я — это та же нота, что и мажорная 6-я, но по теории музыки ее обычно записывают как дважды бемольную 7-ю и не спрашивайте почему !)
Adim выгледел бы тогда как : A, C, Eb, Gb
Отметим, что интервалы между последовательными нотами в dim аккорде ВСЕ являются минорными терциями.
Это означает, что если Вы строите dim аккорд для C, Вы получите те же ноты, что и для Adim.
Другими словами Adim = Cdim = Ebdim = Gbdim = A+C+Eb+Gb Так что, когда Вы играете dim аккорд, то сдвинув его на три лада вверх или вниз Вы получите тот же самый аккорд!
Существует также аккорд, называемый полууменьшенным аккордом или уменьшенным 7. Я обычно записываю его как нибудь вроде E7-5 — другое название того же аккорда. Очень полезно знать разные имена для одного и того же аккорда.
Разница между ним и ‘обычным’ dim аккордом — в том, что 7-я в этом аккорде является просто бемольной, а не дважды бемольной (кстати, потому и полууменьшенный он называется).
Состоит он из следующих ступеней: 1-я, минорная 3-я, малая 5-я, малая 7th
Так что A aug выглядит так : A C# F (интервалы между соседними нотами — мажорные терции — т.е. 4 полутона)
Записывают их обычно как ‘A aug’ или ‘A+’ или ‘A+5’.
Источник
Dim аккорды на гитаре. Подробное описание теории с практическими примерами
Что означает Dim в аккорде
Помимо стандартных натуральных трезвучий, в музыке существует масса их измененных вариантов. Один из таких – так называемые dim аккорды на гитаре. Название происходит от слова diminished – то есть, уменьшенный. Это обусловлено особенностями ступеней, которые в нем используются. В данной статье мы подробно расскажем об этих типах трезвучий, а также как их использовать в вашей музыке.
Построение Dim-аккордов
Аккорды Dim можно выстраивать как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Необходимо лишь следовать определенным правилам их построения.
Уменьшенные интервалы
Для начала стоит вспомнить обычное построение аккордов . Оно имеет следующий вид:
Это применимо для мажорного аккорда, и именно его мы будем рассматривать в этой статье. Что означают эти цифры? Это – ступени гаммы, которые используются в трезвучии, а также его интервалы. То есть, для построения обычного мажорного аккорда, нам нужно взять тонику, достроить к ней большую терцию, и к следующей ноте достроить еще терцию малую.
Как и sus-аккорды на гитаре , dim-трезвучия строятся за счет уменьшения большего интервала. То есть, вместо схемы тоника – большая терция – малая терция, у нас будет использоваться построение тоника – малая терция – малая терция.
Таким образом, мы можем создавать аккорды Dim из любых трезвучий – септаккордов, секстаккордов, и так далее.
От стандартного аккорда
Давайте разберем это на практике на примере трех аккордов – A, E и D.
Аккорд A содержит в себе следующие ноты:
A – C# — E, где A – тоника, C# — третья ступень, E – пятая ступень.
Теперь вам нужно опустить ноты C# и E, чтобы в результате от тоники достроилась малая терция. Тогда аккорд будет иметь следующие ноты:
По аналогии построим аккорд E:
От септаккорда
То же самое применимо и к септаккордам, однако здесь стоит учитывать, что у нас появляется еще одна нота – та самая септима. То есть, аккорд Asus7 будет иметь такой вид:
И так далее, по аналогии с этой самой схемой. Данный принцип нужно запомнить – он понадобится в том случае, если тональность песни – минорная.
Простое нахождение Dim-аккордов на грифе
Как вы уже успели заметить, dim-аккорды на гитаре имеют, схожую форму, как в случае с любыми другими трезвучиями. Таким образом, вы можете легко найти нужный вам аккорд, просто сдвинув левую руку по грифу, и зажав баррэ или отдельную открытую струну, участвующую в трезвучии. Так можно сыграть любой мелодический рисунок, просто двигая рукой вверх-вниз по грифу, не меняя струны.
Ниже предложены 8 форм постановки dim-аккордов. Используя их, вы сможете построить нужный вариант на любом ладу.
Примеры использования Dim-аккордов
Замена простых аккордов на Dim
Проще всего dim-трезвучия можно использовать внутри мажорной гаммы, меняя классические натуральные аккорды. Однако это не обязательно делать только там. При желании, вы можете вставлять уменьшенные аккорды на седьмую ступень гаммы. К примеру, в До-мажоре уместным будет аккорд Bdim. Например, такой паттерн часто используется в джазе.
Таким образом, понимая, какая нота соответствует седьмой ступени вашей тональности, вы можете заменять обычные аккорды на Dim, задавая песне определенное настроение. Учтите, что в таком случае уменьшенный аккорд всегда хочет, и должен разрешаться на тонику.
В случае с минорной гаммой вам нужно достраивать уменьшенный септаккорд вместо обычного.
Симметрия уменьшенных аккордов
Если повнимательнее рассмотреть уменьшенный аккорд, станет ясно, что каждый из его тонов расположен на промежутке третьей ступени. Это называется симметрия. Таким образом, мы можем выстраивать интересные паттерны:
Зажмите любой уменьшенный септаккорд и проиграйте его.
Сдвиньте руку на три лада вверх по грифу, сыграйте паттерн.
После этого переместите руку еще на три лада вверх.
Вернитесь в тонику.
Прогрессии с уменьшенными аккордами
Несколько практических примеров с паттернами, в которых имеются уменьшенные аккорды и септаккорды.
C – Em – F – F#dim7 – C – G – Fm – C
C – Edim – Dm7 – G7
C – G – Abdim7 – Am – F – G – C
C – Edim7 – Dm7 – G7 – C
Заключение
Уменьшенные аккорды не очень часто используются в музыке, потому что их звучание диссонирующее, и редко куда-то подходит. Тем не менее, используя представленные паттерны, и придумывая новые, вы можете заметно улучшить звучание ваших композиций и сделать их более интересными и запоминающимися.
Источник
Построение уменьшенных и увеличенных аккордов
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (что кстати является сокращением слова diminished). Они состоят из следующих нот: тоника, минорная 3-я, уменьшенная 5-ая, мажорная 6-ая. Кстати говоря, в музыке часто 6-ую мажорную в данном виде аккордов обозначают как дубль-бемоль 7-ую мажорную. Но мы для упрощения назовём её 6-ой.
Так аккорд Cdim будет выглядеть так: До, Ре# (минорная 3-я, 3 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля (6-ая мажорная, 9-ь полутонов от До)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (от полного слова augmented). Строится по такой схеме — Тоника (1-ая), 3-я мажорная, увеличенная пятая. Для нашего аккорда получится так — Сaug — До (тоника), Ми (3-я мажорная), Соль# (увеличенная пятая). Так же встречаются записи в виде С+5 или С+
Кстати, существует полуменьшенный аккорд. записывают его примерно так С7-5. Его суть заключается в том, что там не мажорная 6-ая, а минорная 7-ая (просто нет дубль бемоля), поэтому наш аккорд будет таким С7-5 : До, E( мажорная 3-я, 4 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля# (7-ая минорная, 10-ь полутонов от До)