Как построить все септаккорды от всех нот

Септаккорд и доминантсептаккорд

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, откуда и происходит название аккорда.

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности. Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению — точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий. Названия и свойства разных септаккордов мы рассмотрим в свое время, а сегодня познакомимся лишь с одним из них, используемым чаще всего.

Этот септаккорд строится на V ступени лада, и назван по ее имени — «доминантсептаккорд». Попробуйте построить его сами: взяв любую тональность, найдите V ступень, и расположите четыре звука, начиная от нее и вверх, соблюдая интервалы терции, и используя ТОЛЬКО звуки выбранной тональности. Например, в до-мажоре:

или в си-бемоль-мажоре:

(не забывайте обращать внимание на знаки при ключе).

Если все делать безошибочно, то Вы получите в любой тональности, какую бы ни выбрали, септаккорд одной и той же структуры. А именно: нижние три звука аккорда образуют собой обычное мажорное трезвучие, а верхний звук добавляет к трезвучию малую терцию. Между крайними звуками аккорда образуется интервал малой септимы.

Читайте также:  Джульетта нот парфюм что за аромат

Септаккорд вот такой структуры — мажорное трезвучие и малая септима по краям — носит название «малого мажорного». Запомнить несложно! Так он будет называться, от какой бы ноты Вы его ни построили.

Когда же Вы используете это созвучие в условиях определенной тональности, на ее V ступени, то аккорд получает еще одно устоявшееся название — «доминантсептаккорд». Таким образом, Вы можете запомнить на всю жизнь : доминантсептаккорд — это септаккорд V ступени, и по строению он — «малый мажорный».

Этот аккорд Вы можете почти в любой ситуации использовать вместо трезвучия V ступени. В тональности он выполняет ту же функцию — доминантовую, неустойчивую, требующую разрешения в тонику. Но септаккорд имеет значительно более сильно выраженное тяготение, чем трезвучие, а следовательно, он более силен, красочен в качестве доминанты. Объясняется это несложно : по сравнению с трезвучием, в септаккорде появляется еще одна неустойчивая нота, вместе со своим тяготением. Кроме того, эта новая нота вносит в звучание самого аккорда довольно мощный диссонанс (как известно, интервалы септимы, и тритона, которые отсутствуют в трезвучии, но появляются в септаккорде, являются диссонансами) — поэтому аккорд приобретает немалую напряженность, и еще сильнее требует разрешения.

При разрешении доминантсептаккорда, следует поступать так же, как и обычно: вести каждый голос, каждую ноту аккорда сообразно ее собственному тяготению. Рассмотрим подробнее, на первом примере, в тональности до-мажор. Аккорд состоит из четырех нот: «соль«, «си«, «ре» и «фа«. Нота «соль» устойчива и сама по себе, поскольку она входит в состав тонического трезвучия. Поэтому при разрешении эта нота остается неподвижна. Нота «си» — это вводный тон, который тяготеет к тонике очень сильно. (обратите внимание, что тяготение неустойчивых звуков зависит от расстояния до ближайшего устоя. Чем ближе к устою — тем сильнее тяготение — в точности, как ведет себя магнитное поле). Такми образом, нота «си» должна переместиться вверх, к «до«. Нота «ре» также тяготеет к этой же тонике, но сверху вниз. Сила тяготения, возможно, и меньше, чем у «си«, но здесь срабатывает еще один эффект, похожий на гравитацию. А именно, передвинуться вниз музыкальному звуку «легче», чем вверх, ему как бы помогает сила тяжести. Условно, конечно — но что в этом мире не условно! Благодаря «гравитации» нота «ре» тяготеет к тонике практически так же сильно, как снизу — нота «си«. Наконец, нота «фа» — неустойчива, но до тоники ей все же далеко. Намного ближе другой устойчивый звук — «ми«. Очень близко! И снизу! Поэтому, несмотря на то, что «ми» все же не тоника, не настолько фундаментальна как тоника, тяготение к ней мы имеем очень мощное. Вот и получается такая картина:

Из четырех звуков септаккорда в тонику разрешаются два звука, а в другие устойчивые ступени — по одному. Вполне логично и справедливо распределилось, как Вы находите?

В записи доминантсептаккорд обозначается двояко: либо римской цифрой V и маленькой «7» в нижнем/верхнем индексе, либо большой буквой «D» — с тем же индексом. Обозначение универсально, и имеет смысл в любой тональности, из каких бы нот ни состоял сам аккорд.

Тоны септаккорда (то есть, отдельные его звуки, голоса) получают наименования по тому же принципу, как и в трезвучиях. Основной звук, на котором весь септаккорд строится изначально, называется «примой». Остальные звуки снизу вверх называются «терцией», квинтой» и «септимой» — и эти имена также универсальны и применимы к любому септаккорду на любой ступени любой тональности. Имена эти остаются закреплены за каждой нотой аккорда, независимо от взаимного расположения этих нот по высоте.

ОБРАЩЕНИЕ СЕПТАККОРДОВ

Этот прием работает здесь так же, Как и с трезвучиями: обращение можно получить, перенеся нижний звук аккорда на октаву вверх. Собствено, необязательно на одну октаву. Главное, чтобы нижним звуком стал другой тон аккорда. Названия обращений септаккорда образуются от двух интервалов: между нжним звуком и примой аккорда, и между нижним звуком и септимой аккорда. Таким образом, основной вид септаккорда предполагает его приму в роли нижнего звука, и обозначается цифрой «7» в нижнем/верхнем индексе. То обращение, в котором нижний звук — терция аккорда, называется «квинтсекстаккорд», и обозначается цифрами «6/5″ или»5/6» в нижнем индексе; Когда нижний звук — квинта аккорда — это называется «терцквартаккорд», обозначание — «3/4″ или»4/3». Наконец, то обращение, у которого нижний звук — септима аккорда, называется «секундаккорд», и обознчается цифрой «2».

Взаимное расположение всех остальных тонов, помимо нижнего физически, для обращения аккорда не имеет значения. Например, на рисунке — один и тот же доминантовый терцквартаккорд до-мажора:

Ради тренировки, попробуйте построить:
1. Основные виды малого мажорного септаккорда в различных тональностях;
2. Обращать доминантсептаккорд одной и той же тональности;
3. Построить обращения малого мажорного септаккорда от одной ноты. Обратите внимание: если строить обращения в одной тональности, то нижний звук будет получаться разным. Если же строить обращения от одного звука, то разными будут получаться тональности. Например, в одной тональности (до-мажор) все обращения доминантсептаккорда выглядят так:

А обращения того же аккорда, построенные от одной ноты «соль«, выглядят так:

— и «находятся» каждый в своей тональности. Кстати, не слабо ли Вам вычислить, в каких тональностях будут служить доминантами четыре созвучия с этого рисунка?

Все упражнения (это относится вообще к любой теме теории музыки и гармонии) следует выполнять в нескольких видах:
а) строить письменно на нотной бумаге
б) строить руками на клавиатуре фортепиано
в) строить голосом, пропевая звуки аккорда последовательно снизу вверх

Для развития практического навыка, Вам нужно абсолютно те же действия проделать и с «чужими» аккордами, которые были построены не Вами:
а) отыскать глазами в незнакомых нотах
б) узнать на слух в незнакомой (или знакомой) музыке.

Не ленитесь! Вы получите серьезные возможности в музыкальном творчестве, только умея делать все перечисленное — умея построить, сыграть, спеть, распознать глазами и ушами. Да вдобавок, уметь это делать быстро, моментально, прямо не снижая реального темпа звучащей музыки. Это незаменимый навык, который позволит Вам:
— запоминать, анализировать или записывать впервые услышанную музыку «на лету»
— запоминать и записывать музыку, которая внезапно приходит Вам в голову, не позволяя ей исчезнуть так обидно и бесследно
— распознавать и фиксировать чьи-то находки и приемы, чтобы впоследствии творчески их применить самому
— импровизировать на инструменте, в реальном времени переводя на музыкальный язык Ваши мимолетные настроения.

Словом, возможности поистине любые. Только не ленитесь, и добросовестно упражняйте голову на каждой теме, на каждом изучаемом объекте. Сегодня Ваша жертва — доминантсептаккорд. Удачи!

Источник

12. Септаккорды

Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.

Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа. Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной. У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится 🙂

Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 6 5.

Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 4 3. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.

И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.

Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си. В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд. Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.

Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.

Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.

А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.

Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.

Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.

Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:

Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу 🙂

Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать

Источник

Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры

Септакккорды – что это?

Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.

Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).

На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.

  • Малый мажорный (доминантсептаккорд)
  • Большой мажорный
  • Малый минорный
  • Большой минорный
  • Уменьшенный
  • Полууменьшенный

Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.

Как пользоваться схемами?

В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).

  • 1 – прима (основной звук или тоника)
  • 3 – большая терция
  • b3 – малая терция
  • b5 – уменьшённая квинта
  • 5 – чистая квинта
  • bb7 – уменьшённая септима
  • b7 – малая септима
  • 7 – большая септима

Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.

Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».

Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.

Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:

1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).

2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.

3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.

Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).

То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.

Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).

Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:

  • 1 (тоника) – си (B)
  • b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
  • 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
  • b7 (малая септима от тоники) – ля (A)

Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.

Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»

Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).

Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)

Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)

Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)

Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.

Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).

В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.

Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.

Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:

На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:

Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.

Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).

Большой мажорный – «maj7»

Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3

Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)

Основные аппликатуры для гитары:

В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:

Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).

Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:

Малый минорный – «m7»

Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3

Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).

Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:

Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:

Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:

  • 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
  • 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
  • 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.

Большой минорный – «m(maj7)»

Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3

Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…

Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).

Аппликатуры большого минорного септаккорда:

Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:

Полууменьшенный – «m7b5»

Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)

Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3

Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)

Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:

Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:

Уменьшённый – «dim7»

Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).

Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)

Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.

Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3

Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).

Аппликатуры уменьшённого септаккорда:

Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:

Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.

Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]

Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).

Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.

Таблица септаккордов

В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.

Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.

Септаккорды в открытой и 1-ой позиции

Доминантсептаккорды

Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).

Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.

Большие мажорные септаккорды

По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.

Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.

Малые минорные септаккорды

И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).

В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).

Примеры аккордовых последовательностей

И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.

Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.

№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре

№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.

№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.

№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.

На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!

Источник

Оцените статью