Как появилась бас гитара

История бас-гитары

Д о изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам контрабаса относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.

Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков контрабаса. В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его электрогитары «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары — «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Hofner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Hofner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих электрогитар «СГ» и «Лес Пол».

С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Источник

История бас гитары

Самым недооцененным инструментом в современной музыке является бас-гитара. В то время как барабанщик, гитаристы и вокалист соперничают на сцене за ваше внимание , именно басист удерживает музыку и обеспечивает эту существенную связь между мелодией и ритмом. В этой статье мы рассмотрим происхождение электрической бас-гитары, основные вариации дизайна и ее использование от создания первого прототипа до настоящего времени.

С самого начала.

Первая известная электрическая бас-гитара была изготовлена в 1930-х годах изобретателем и музыкантом из Сиэтла Полом Тутмарком, но она оказалась не очень успешной и про изобретение забыли. Лео Фендер разработал Precision Bass, дебютировавший в 1951 году. Незначительные модификации были сделаны в середине 50-х годов. С тех пор очень мало изменений было внесено в то, что быстро стало отраслевым стандартом. Precision Bass по-прежнему является наиболее часто используемой бас-гитарой, и множество копий этого замечательного инструмента были сделаны другими производителями из разных стран.

Через несколько лет после изобретения первой бас-гитары представил второе свое детище миру -Jazz Bass. У него был более тонкий, удобный для игры гриф и два звукоснимателя, один датчик был расположен у струнодержателя, а другой у грифа. Это позволило расширить тональный диапазон. Несмотря на название, Jazz bass широко используется во всех жанрах современной музыки. Как и Precision, форма и дизайн Jazz Bass были воспроизведены многими гитаростроителями.

Рассвет индустрии

Чтобы не отставать, компанияGibsonпредставил первую небольшую бас-гитару в форме скрипки, которую можно было использовать вертикально или горизонтально. Затем они разработали высоко оцененную серию бас-гитар — EB, где EB-3 был самым успешным. Затем была придумана так же получившая большую известность бас-гитара Thunderbird, которая была их первым басом с мензурой в 34 дюйма.
Другая популярная линия басов — это линейка компании Music Man, разработанной Лео Фендером после ухода из компании, носящей его имя.Music Man Stingrayизвестен своим глубоким, резким тоном и классическим дизайном.
Существует бас-гитара, связанная с одним музыкантом — скрипичный бас Hofner, который сейчас обычно называют Beatle Bass из-за его связи с Полом Маккартни. Легендарный певец-композитор хвалит эту бас-гитару за ее легкий вес и способность легко адаптировать ее для левшей. Поэтому он пользуется басом Hofner даже 50 лет спустя. Хотя существует множество других доступных вариаций бас-гитар, подавляющее их большинство — это модели описанные в этой статье и их копии.
От джазовой эры до первых дней рок-н-ролла использовался контрабас и другие его собратья. По мере развития как джаза, так и рока, а также жажды большей портативности, мобильности транспортировки, легкости игры и разнообразия звучания электрического баса, электрические бас-гитары взошли на пьедестал почета. С 1957 года, когда басист Элвиса Пресли Билл Блэк «стал электрическим», благодаря изысканным басовым линиям Пола Маккартни, психоделические басовые инновации Джека Брюса, сногсшибательные джазовые линии Жако Пасториуса, передаются инновационные прогрессивные линии Тони Левина и Криса Сквайра, бас-гитара стала непреодолимой силой в музыке.

В заключении

Сегодня бас звучит громко в хип-хопе и дабстепе, в металле, грандже и во всех других типах современной и классической поп-музыки. Огромное разнообразие новых и бывших в употреблении гитар вы сможете найти в нашем магазине, где представлен огромный ассортимент бас-гитар разных форм, цветов, комплектаций и моделей. Среди всего этого разнообразия вы без труда отыщите инструмент для вашего неповторимого звучания!

В нашем магазине вы можете купить бас гитару любой формы и для любого жанра!

Источник

Немного истории: Бас-гитара

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Не так давно в камментах меня просили рассказать про Fender Precision Bass.

Честно так сказать, я не басист ни разу, поэтому в бас-гитарах мало что понимаю, а с другой стороны история появления этого инструмента (я, вообще, про бас гитару) показалась мне занимательной.

И вот углубившись в дебри англоязычного гугля удалось кое-что нарыть.

Начнем, как водится, с истоков.

Многие думают, что Fender Precision Bass – это первая бас-гитара, однако это не так.

Первую бас-гитару придумал Пол Тутмарк (Paul Tutmarc) из Сиетла, а сделал он это в 30-х годах прошлого века. И уже в 1935-м «Model 736 Bass Fiddle», а именно так называлась гитара, появилась в каталогах компании Audiovox.

Видите, вон она сзади на картинке. Играть нужно было на этой гитаре в горизонтальном положении, а-ля lap steel guitar. И кстати, судя по всему, это первый цельнокорпусный и ладовый басовый инструмент.

Так же интересно, почему вообще появилась концепция бас-гитары, ведь был же контрабас, который вполне себе справлялся со своими функциями.

Как обычно дело в удобстве, концертирующим джазовым музыкантам было нелегко со своими огромными контрабасами в кофрах. И, как известно, «невидимая рука рынка» все расставляет по своим местам. Т.е., по крайней мере, так думал пол и выдал на горА, как бы сейчас сказали, инновационную идею.

Тут, так же стоит отметить, что в то же время многие экспериментировали с электро-басами (те же Dobro, Gibson, Rickenbacker), однако в их инструментах не было ничего инновационного, они были большими, громоздкими и играть на них нужно было в вертикальной позиции. Согласитесь, что Model 736 Bass Fiddle выглядит просто прорывом в будущее.

В общем, формула «спрос рождает предложение» всегда верна только в головах оголтелых поклонников теории «невидимой руки рынка» в чистом ее проявлении. Жизнь, как обычно намного сложнее любых теорий. Именно поэтому, коммерческого успеха первая бас-гитара, так и не добилась. Уж слишком инновационной была идея для музыкантов тех времен. Да и не знал Пол, в те времена, что сначала нужно вдолбить в голову потребителя, что он без нее жить не может, а уж потом продавать. И ведь купят! Даже если совсем не нужна…

И все замерло до 1950-х и Лео нашего Фендера. Именно тогда, в голову Лео и Джорджа Фуллертона (George Fullerton) пришла идея выпусить бас-гитару по образу и подобию Telecaster.

Знали ли они о предыдущих разработках Пола Тутмарка? Сложно сказать, да и важно ли это?

В общем, в 1951 был представлен Fender Precision Bass — первая бас-гитара массового производства, которая, фактически, стала стандартом для целой отрасли гитаростроения.

Сложно сказать, что повлияло на успех P-Bass, может быть предыдущий успех Telecaster, а может быть то, что Fender удалось заинтересовать в своих гитарах Monk Montgomery, Lionel Hampton и даже басиста Элвиса Пресли Bill Black. Скорее всего и то и другое. =) Практика показывает, что когда на твоих гитарах играют знаменитые музыканты, то это положительно сказывается на продажах.

Ну, а дальше понеслось.

Gibson Electric Bass в 1953.

Hofner 500/1 «Beatle Bass», да-да, именно тот, на котором до сих пор рубит жук всех времен и народов Пол Маккартни.

И многие, многие другие…

Можно ли представить современный коллектив без бас-гитары? Хм, ну в принципе да, но с трудом.
Представляю, что было бы у Fender c P-Bass вышел бы облом… Мы, наверно, никогда не услышали Marcus Miller, Jaco Pastorius, Victor Wooten. А что бы делали RCHP без Flea? Нет, я боюсь себе это представлять. =)

А с другой стороны было бы интересно посмотреть на Robert Trujillo, отжигающим на контрабасе на концерте Metallica. =)

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

История бас гитары с 30-х годов до экспансии Fender

С появлением джаз-рока, джазовые музыканты стали использовать электронные инструменты и различные эффекты, исследуя новые «звуковые палитры» не свойственные традиционному джазу. Новые инструменты и эффекты дали возможность также находить новые техники игры. Поскольку джазовые исполнители всегда славились своим звуком и индивидуальностью, этот процесс был для них очень естественным. Один из исследователей джаза писал: «У джазового музыканта есть свой собственный голос. Критерии оценки его звука всегда были основаны не столько на традиционных представлениях о звуке инструмента, сколько на его [звука] эмоциональности». И, одним из инструментов, раскрывшемся в джазовых и джаз-рок группах 70-80хх годов, стала бас гитара, историю которой вы узнаете в этой статье.

Такие музыканты, как Стэнли Кларк и Жако Пасториус за очень короткую историю инструмента вывели игру на бас гитаре на совершенно новый уровень, установив стандарты владения инструментом для многих поколений басистов. Кроме того, поначалу отвергаемая «традиционными» джазовыми составами (с контрабасом), бас гитара заняла достойное место и в джазе благодаря легкости транспортировки и усиления сигнала.

Предпосылки создания нового инструмента

Громкость инструмента — извечная проблема контрабасистов. Без усиления, соревноваться в уровне громкости с барабанщиком, роялем, гитарой и духовой группой очень сложно. Кроме того, басист часто не мог расслышать самого себя из-за того, что все остальные играли так громко. Именно желание решить проблему с громкостью контрабаса мотивировало Лео Фендера и других производителей гитар до него, создать инструмент, соответсвующий требованиям джазового басиста. Идея Лео была в том, чтобы создать электрическую версию контрабаса или басовую версию электрогитары.

Инструмент должен был соответствовать нуждам музыкантов, играющих в небольших танцевальных бэндах на просторах США. Для них было важно удобство транспортировки инструмента при сравнении с контрабасом, большая интонационная точность [насколько нота строит], а также возможность добиться необходимого баланса громкости с набирающей популярность электрогитары.

Можно было бы предположить, что бас гитара получила распространение в группах играющих популярную музыку, но на самом деле, она получила наибольшее распространение среди джазовых групп 50-х годов. Также распространен миф о том, что Лео Фендер изобрел бас гитару. На самом деле он создал дизайн, который стал наиболее успешен и продаваем, по сравнению с конкурентами.

Первые попытки производителей гитар

Задолго до Лео Фендера, еще с XV столетия предпринимались попытки создать инструмент басового регистра, который бы производил чистый, достаточно громкий низ. Эти эксперименты заключались не только в поиске подходящего размера и формы, но и доходили до крепления рупоров, как на старинных граммофонах, в районе бриджа для усиления звука и его направленного распространения.

Одной из попыток создания такого инструмента была Басогитара фирмы Regal (Regal Bassoguitar), представленная в начале 30-х годов. Её прообразом была акустическая гитара, но играли на ней вертикально. Размер инструмента достигал 1,5м в длину без учета четверть-метрового шпиля. Накладка грифа была ровная как на гитаре, а мензура была 42’’ как на контрабасе. Также в этом инструменте была предпринята попытка решить интонационные проблемы контрабаса — на грифе были лады, но они были срезаны заподлицо с поверхностью грифа. Таким образом, это был первый прообраз безладовой бас гитары с разметкой на грифе (Ex.1).

Ex. 1 — Regal Bassoguitar

Позже в конце 30-х годов, Gibson представил свою Electric Bass Guitar — огромную полуакустическую гитару со шпилем для игры вертикально и оборудованную электромагнитным звукоснимателем. К несчастью, единственные усилители в то время были сделаны для гитары и сигнал нового инструмента был искажен из-за неприспособленности усилителя передавать низкие частоты. Gibson производил такие инструменты всего два года с 1938 по 1940 (Ex. 2).

Ex. 2 — Бас гитара фирмы Gibson 1938г.

Множество электро-контрабасов появилось в 30-х годах, и одним из представителей этого семейства был Rickenbacker Electro Bass-Viol созданный Джорджем Биучэмпом (George Beauchamp). Он оборудован металлическим стерженем, который втыкался в крышку усилителя, звукоснимателем с подковообразным магнитом, а также струны были обмотаны фольгой в месте, прямо над звукоснимателем. Этому электро-контрабасу было не суждено завоевать рынок и стать действительно популярным. Однако, Electro Bass-Viol считается первым электрическим басом записанным на пластинку. Его использовали при записи оркестра Mark Allen & His Orchestra в 30-х годах.

Большинство, если не все разработки 30-х годов в области басового гитаростроения основывались либо на дизайне акустической гитары либо на дизайне контрабаса и должны были использоваться в вертикальном положении. Проблема усиления сигнала уже не стояла так остро благодаря использованию звукоснимателей, а проблемы интонирования решались с помощью ладов или по-крайней мере разметки на грифе. Но проблемы размера и транспортировки этих инструментов еще предстояло решить.

Первая бас гитара Audiovox Model 736

В те же 30-е годы Пол Тутмарк (Paul H. Tutmarc) предложил важные инновации в дизайне бас гитары, примерно на 15 лет опередив свое время. В 1936 компания Тутмарка Audiovox Manufacturing выпустила первую в мире бас гитару в том виде, в котором мы знаем ее теперь — Audiovox Model 736. Гитара была сделана из цельного куска дерева, имела 4 струны, гриф с ладами и магнитный звукосниматель. Всего было выпущено около 100 таких гитар, и на сегодняшний день известно только о трех уцелевших, цена за которые может достигать более $20000. В 1947 году сын Пола Бад Тутмарк попытался развить идею своего отца выпустив Serenader Electric String Bass, но потерпел неудачу.

Поскольку между бас гитарой Тутмарка и Фендера не такой уж и большой разрыв, логично задаться вопросом — видел ли Лео Фендер гитары семьи Тутмарков, например в объявлении в газете? Исследователь работы и жизни Лео Фендера Richard R. Smith, автор книги «Fender: The Sound Heard ‘round the World» считает, что Фендер не копировал идею Тутмарка. Форма бас гитары Лео была скопирована с Telecaster и имела большую мензуру, чем бас Тутмарка.

Начало экспансии бас гитар Fender

В 1951 году Лео Фендер запатентовал новый дизайн бас гитары, ставший переломным моментом в истории бас гитары и музыки в целом. Массовое производство бас гитар Лео Фендера решило все насущные проблемы басистов того времени: позволило им быть громче, уменьшило расходы на транспортировку инструмента и позволило играть им с более точной интонацией. Удивительно, но бас гитары Fender стали набирать популярность именно в джазе, хотя по началу многие басисты неохотно принимали его, даже несмотря на все его достоинства.

Журнал DownBeat за июль 1952

Лео Фендер отправил пару своих новых бас гитар бэнд-лидерам популярных в то время оркестров. Один из них отправился в оркестр Lionel Hampton в 1952. Хэмптону настолько понравился новый инструмент, что он настоял чтобы контрабасист Monk Montgomery, брат гитариста Wes Montgomery, играл на нем. Басист Steve Swallow, говорил о Монтгомери как о музыканте, занявшем выдающееся место в истории бас гитары: «Многие годы он был единственным, кто по-настоящему мог раскрыть потенциал инструмента в рок-н-ролле и блюзе». Другим басистом, начавшем играть на бас гитаре был Shifte Henry из Нью-Йорка, который играл в джазовых и джамп бэндах (jump blues — блюз в быстром темпе).

Пока джазовые музыканты с осторожностью относились к новому изобретению, Precision Bass в плотную подобрался к новому стилю музыки — рок-н-роллу. Именно в этом стиле бас гитару стали нещадно эксплуатировать благодаря ее динамическим возможностям — при правильном усилении не составляло труда сравняться с громкостью электрогитары. Бас гитара навсегда изменила баланс сил в ансамбле: в ритм-секции, между духовой группой и другими инструментами.

Чикагский блюзмен Dave Myers, после использования бас гитары в своей группе, де-факто установил стандарт на использование бас гитары в других группах. Этот тренд повлек за собой появление новых малых составов на блюзовой сцене и уход биг-бэндов, из-за нежелания владельцев клубов платить большим составам, когда малые составы могли делать то же самое за меньшие деньги.

После столь быстрого внедрения бас гитары в музыку, она все еще вызывала дилемму среди некоторых контрабасистов. Не смотря на все очевидные достоинства нового инструмента, бас гитаре не хватало экспрессии, присущей контрабасу. Не смотря на «проблемы» звучания инструмента в традиционных джазовых ансамблях, т.е. Только с акустическими инструментами, многие контрабасисты, такие как Рон Картер, например, использовали бас гитару, когда это было нужно. Фактически, множество «традиционных джазовых музыкантов», таких, как Stan Getz, Dizzy Gillespie, Jack DeJohnette были не против ее использования. Постепенно бас гитара стала двигаться в своем собственном направлении с музыкантами, постепенно ее раскрывающими и выводящими на новый уровень уровень.

Бас гитара на студийных записях

В 60-х годах бас гитаристы также плотно обосновались в студиях. Поначалу контрабас дублировался на записи бас гитарой, что создавало тик-так эффект, который нужен был продюсерам. Временами, в записи принимали участие три баса: контрабас, Fender Precision и 6-струнный Danelectro. Понимая популярность Dano bass, Лео Фендер выпустил собственную модель Fender Bass VI в 1961 году.

Примерно до конца 60-х годов на бас гитаре играли преимущественно пальцами или медиатором. До тех пор пока Лари Грэм начал бить по струнам большим пальцем и делать подцеп указательным. Новая перкуссионная техника игры «thumping and plucking» была просто способом заполнить нехватку барабанщика в группе. Ударяя по струне большим пальцем он имитировал бас бочку, а делая подцеп указательным, малый барабан.

Чуть позже Stanley Clarke соединил в свой манере игры стиль Ларри Грэма и уникальный стиль контрабасиста Скота ЛаФаро (Scott LaFaro) став первым в истории великим бас-гитаристом вместе с группой Return to Forever в 1971 году.

Бас гитары других фирм

В этой статье мы рассмотрели историю появления бас гитары от самых ее истоков, экспериментальных моделей, пытавшихся быть громче, легче и интонационно точнее чем контрабас до начала экспансии бас гитар Fender. Конечно же, не только фирма Fender производила бас гитары. Как только новый инструмент стал набирать популярность, производители музыкальных инструментов поймали волну и начали предлагать покупателям свои разработки.

Фирма Höfner выпустила свою модель, напоминающую скрипку в 1955, назвав её просто Höfner 500/1. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». Не отставала от конкурентов и фирма Gibson. Но, все эти инструменты, как и Fender Precision Bass заслуживают отдельной статьи в рамках этого блога. И когда-нибудь вы обязательно о них прочитаете на страницах сайта!

Источник

Оцените статью